Храпова Н.С.
В период активного исследования локальной истории и культурных процессов изучение истории провинциального театра занимает особое место. Театр небольшого города должен был быть центром культурной жизни: это и приобщение к искусству, и возможность переживания происходящих на сцене событий, и отвлечение от реальных событий. А в конкретной обстановке тылового города периода Великой Отечественной войны организация театров с привлечением эвакуированных из центра специалистов становилась наиболее крупным событием в культурной городской среде. В этом случае актуализировалась и роль конкретной личности (художественного руководителя, директора и режиссера).
В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на личности Евгения Павловича Просветова (1894-1958) — художественного руководителя Тарского городского театра в период 1943 — 1946 годов.
Просветов Евгений Павлович родился 6 января 1894 года в г. Василькове Киевской области (Украина) в семье учителя. В 9 лет остался без отца. В 1916 году он окончил экономический факультет Киевского коммерческого института. Во время учебы Евгений Павлович работал дирижером и актером в местных театрах. Одновременно он учился и на дирижерском отделении Киевской консерватории, однако, ушел с 4 курса из-за травмы — растяжения сухожилий левой руки. В 1918 году, получив диплом по специальности режиссера-постановщика драматического факультета Киевского высшего музыкально-драматического института, он переехал в Москву, где в разные годы служил художественным руководителем нескольких театров.
Со своим Московским передвижным театром Международного Красного Стадиона и Осоавиахима СССР в октябре 1928 года он посетил г. Верхнеудинск (ныне — г. Улан-Удэ), где принял предложение остаться в городе на несколько лет. Просветов Е.П. стал первым художественным руководителем и режиссёром Государственного бурято-монгольского музыкально-драматического театра (ныне – Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева), находился в этой должности с 1929 по 1933 годы. Со своей труппой ставил водевили, интермедии, танцевально-спортивные этюды и сцены. Главной целью его работы стала подготовка актерских кадров основной театральной труппы. Позднее этот бесценный опыт он использовал в полной мере при работе в тарском театре.
С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года Евгений Павлович был эвакуирован в Сибирь. В краеведческой литературе, посвященной истории театральной жизни Тары. Просветов Евгений Павлович ошибочно фигурирует как режиссер, приехавший в Тару в 1942 году с эвакуированными украинскими артистами львовского театра имени Заньковецкой. Однако, из его личного дела видно, что в данном театре он никогда не служил. Более того, из документов Омского областного отдела по делам искусств следует, что Государственный Украинский театр им. М. Заньковецкой был эвакуирован и располагался в г. Тобольске.
Первоначально Евгений Павлович был эвакуирован из Москвы в г. Омск в распоряжение Омского облоно, но из-за отсутствия нужды в педагогических кадрах, он принял назначение на должность художественного руководителя Северного театра в г. Ханты-Мансийске.
Приказом Омского областного отдела по делам искусств №25 от 11 марта 1943 года за «художественно-зрелую» постановку пьесы М. Горького «Васса Железнова» Е.П. Просветову была объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку. В приказе отмечалось следующее: «Постановка «Вассы Железновой свидетельствует о возможностях Ханты-Мансийского театра создавать художественно-полноценные спектакли, о возможностях художественно-творческого роста коллектива, призванного в условиях далекого Севера выполнять почетную и ответственную задачу — удовлетворять идеологически-художественные запросы советского зрителя…».
Однако, в Северном театре у Е.П. Просветова не сложились отношения с местным режиссером театра М.Ф. Казановским. Эта борьба шла вокруг репертуара и творческих методов работы над спектаклями. С одной стороны, режиссер театра пытался сохранить прежний репертуар, с другой — новый художественный руководитель ставил своей целью путем упорной, настойчивой и напряженной работы в сжатые сроки ставить большее количество новых художественных спектаклей на актуальные темы, предъявляя высокие требования к актерскому коллективу.
5 мая 1943 года Евгений Павлович был призван в ряды Красной Армии, но уже в июне того же года возвращен в свою труппу, находившуюся на тот момент на летних гастролях в Таре.
В соответствии с приказом № 385 по Омскому областному отделу по делам искусств от 16 июня 1943 года. Ханты-Мансийский коллектив «Северного театра» был слит с коллективом Салехардского театра «Крайнего Севера». Из наиболее ценных кадров обоих художественно-творческих составов сформирован объединенный коллектив колхозно-совхозного театра «Крайнего Севера» и оставлен в городе Таре. Художественным руководителем объединенного тетра был назначен Евгений Павлович Просветов, директором — Иван Федорович Райский.
…С 1943 по 1945 годы Тарский городской театр под художественным руководством Е.П. Просветова проделал огромную работу. Одним из достижений театра являлось воспитание новых актерских кадров из местной молодежи. Евгений Павлович Просветов открыл дорогу в большое искусство и уроженцу Тары — будущему народному артисту СССР Михаилу Ульянову.
«В нашем городе никогда до этого не было профессионального театра, — рассказывал в своих интервью М. Ульянов, — было только два мало приспособленных здания, труппа профессиональных актеров и замечательный режиссер, редкий, врожденный педагог Евгений Павлович Просветов… Счастлив ты, если в начале твоего пути стоит учитель, который открывает первые секреты профессии, поражает своими знаниями, влюбляет в дело, которому ты учишься, показывает такие неизведанные дали, что ты замираешь в восхищении. Взяв за руку, он ведет тебя по неизвестным топким дорогам. И не важно, было ли у твоего учителя громкое и славное имя или это был человек, имя которого многим ничего не говорит, важно только одно — он открыл перед тобой новый мир. который тебя околдовал. Вот таким человеком для меня был Евгений Павлович Просветов».
После года занятий в студии Просветов направил Ульянова в Омск продолжать учебу, где осенью 1944 года начался набор в молодежную студию при городском театре.
В период 1941-1945 годы произошло существенное повышение художественного уровня провинциальных театров по всей Сибири. Эвакуация театров и отдельных специалистов из Москвы и Ленинграда и их работа на периферии вдохнули новую жизнь в местные театры, что способствовало интеграции сценического искусства и обмену творческим опытом. Но сразу после окончания войны подъем театрального искусства военного времени сменился упадком.
Так и в Таре после реэвакуации художественного руководителя жизнь в театре постепенно стала угасать, уже с 1947 года он стал возвращаться к своему довоенному статусу Тарского передвижного колхозно-совхозного театра, не выполнялся план по доходам, перестали ставиться новые пьесы, резко снизилось качество спектаклей. Решением Омского облисполкома № 39/14 от 29 сентября 1950 года единственный театр Омского Севера был ликвидирован.
Однако, долгие годы в городе помнили театр, так много значивший в тяжелые времена, вспоминали спектакли, актеров. Сейчас в городе самостоятельный Северный драматический театр носит имя М.А. Ульянова. И, несомненно, внимания исследователей заслуживает личность художественного руководителя Тарского театра военного времени Евгения Павловича Просветова, первого учителя, раскрывшего талант молодого актера.
Публикуется в сокращении
Мысль на тему “Евгений Павлович Просветов: Ханты-Мансийск и Михаил Ульянов”
Ух ты! Интересно!