О тобольско-самаровской дороге

В «Письмах из Тобольска», печатаемых в «Енисейском листке», затронут, между прочим, вопрос о работах, производившихся в прошлом году по устройству грунтовой дороги от Тобольска до Самарова, причем неизвестный автор означенных писем много распространяется о важной роли печати в том случае, если она имеет возможность своевременно указывать на злоупотребления. По этому вопросу он, безусловно, прав, конечно, но по вопросу о беспорядках при устройстве дороги от Тобольска до Самарова он сильно сгустил краски и так как при этом ссылается на статью, помещенную в «Сибирском листке, то мы считаем необходимым во избежание недоразумений дополнить означенную статью некоторыми фактами и соображениями, которые автором «Писем из Тобольска» упущены из виду. Факты таковы: на работы было ассигновано 175 тысяч рублей (8000 руб. были удержаны главным управлением общественных работ), на эти деньги было проведено всего 112 верст пути с мостами, а на остальном протяжении была прорублена просека, да и то, кажется, несплошная. При работах не было надлежащего порядка, но на этом основании мы никак не решились бы на те недвусмысленные намеки, какие дозволил себе автор «Писем из Тобольска», не взвесив некоторых обстоятельств, вероятно, ему неизвестных.

Прежде всего следует припомнить (о чем автор умалчивает), что устройство тобольско-самаровской дороги было предпринято с целью дать заработок голодавшему населению Тобольской губернии. Допустим, что Тобольская губерния имеет и многие другие более настоятельные нужды, чем проведение дороги от Тобольска до Самарова. Голодающее население можно было бы занять постройкой зданий для школ, хлебозапасных магазинов, приведением в порядок лесных дач и т.д. Бывший тобольский губернатор г. Тройницкий держался, между прочим, того мнения, чтобы общественные работы были производимы в пострадавших от неурожая округах. Так, в своей телеграмме к генерал-лейтенанту Анненкову г. Тройницкий говорит: «В Курганском округе, в центре бедствующего населения, есть казенная лесная дача, которую необходимо привести в порядок. Работа может быть начата немедленно, даст занятие нескольким тысячам людей». По ведь какая бы ни была работа (да и проведение тобольско-самаровской дороги ради телеграфа вовсе не бесполезная работа), примесь и притом преобладающая, филантропического элемента должна была бы обязательно неблагоприятно отразиться на технической успешности работы. Если автор был в 1891 и 1892 годах в Тобольской губернии, он должен был знать, что население нуждалось не в 183 тыс. руб., а в миллионах, что помощь требовалась немедленная, что нельзя было выжидать, пока составят технические сметы работ и вычислят их стоимость, что не было возможности сообразоваться с тем, сколько рабочих нужно для работ и каким требованиям должны были бы удовлетворять эти рабочие. Удивительно ли, что при устройстве тобольско-самаровской дороги принимались на работу многие лишние рабочие, даже старики, совершенно не способные к работе, даже люди, страдавшие разными болезнями, что на работах находилось около 4000 человек, получавших плату по 40 коп. вдень в течение нескольких месяцев. Пусть автор потрудится высчитать, во сколько обошлось бы содержание этих людей даже в течение только трех месяцев.

Неоспоримо, что 4000 человек, даже с исключением неспособных к работе, могли бы сделать более, чем было сделано при более внимательном отношении к работам. Очень жать, что общественные работы не только в Тобольской губернии, но и в других местах были поставлены неудовлетворительно, однако пусть автор припомнит и еще одно обстоятельство, связанное с устройством тобольско-самаровской дороги.

Как известно, 183000 рублей были отпущены на основании сметы, составленной в 1881 году архитектором Гартунгом. Но оказалось, что направление дороги, избранное в 1881 году, совершенно не годится, так как затопляется водою. Собственно говоря, раз эго обстоятельство было констатировано, и необходимы были, следовательно, новые изыскания и новая смета, то не нужно было начинать работ. Однако главное управление разрешило начать работы, руководствуясь приблизительными соображениями и производя одновременно изыскания, конечно, ввиду филантропической цели работ. Автор «Писем» понимает, разумеется, как вредно подобное обстоятельство должно было влиять на техническую успешность работ при массе рабочих, которым нужно было дать какое-нибудь дело и заработную плату. Можно ли было рассчитать рабочих, которым ведь все равно пришлось бы выдавать пособие не здесь, так в другом месте?

Затем нас несколько удивляет то обстоятельство, что сумму в 175000 рублей автор считает вполне достаточной для проведения грунтовой дороги от Тобольска до Самарова. Что такая ничтожная сумма стоит в смете архитектора Гартунга, нисколько не удивительно, так как направление 1881 года шло по большей части по уже готовым проселочным дорогам, которые в 1892 году оказались заливаемыми водою, и доведено лишь до с. Репаловского. Новое направление выбрано удачнее. насколько нам известно, но зато оно потребовало почти сплошной просеки и корчевки и устройства многочисленных гатей. Автору, может быть, неизвестно, что смотря по условиям местности, стоимость версты грунтовой дороги может доходить до 2000 руб., а местность от Тобольска до Самарова далеко не может быть названа легкой для устройства дороги, так что если бы даже при работе существовал образцовый порядок, то и тогда было бы проведено разве немногим более 112 верст.

Конечно, мы тоже не можем выразить удовольствия, что строители дороги не справились со всеми затруднениями, однако, взвесив все вышеуказанные обстоятельства. мы посоветовали бы автору «Писем из Тобольска» поразмыслить, имеет ли он в данном случае достаточные основания становиться на ту точку зрения, на какую он стаж являться в роли маленького спасителя отечества и взывать к городовому?

«Сибирский листок» №86 (11 нояб.) 1893 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика