Саран-паул. Река Сыгва берет начало из Уральских гор и впадает в реку Сосьву. Есть еще река, впадающая в Сыгву, и она тоже течет из Уральских гор и называется Щекурьей. На правом берегу ее стоит небольшое село Щекурья. В селе русских домов мало, более живут инородны и зыряне, село расположено на горе, занимает сухое и очень хорошее место; церковь среди села, которая в июне повреждена громовым ударом, разбившим крышу над колокольней. Удар прошел вниз церкви в кладовую, где и был погашен. Во время катастрофы был поврежден престол.
На правом берегу Сыгвы стоит пристань А.М. Сибирякова, имеющая следующие постройки: часовню, контору, дом конторщика, два больших пакгауза и несколько казарм для рабочих. Ниже в трех местах, на правом же берегу Сыгвы, стоит деревня Саран-паул, которая построена на горе, в 40 домов; жители — переселенцы из села Ижмы и ее окрестности. Зимой в этой деревне, можно сказать, очень весело — съезжаются оленеводы с тундры в октябре. В деревне две лавки и, кроме того, несколько таких, которые торгуют без всяких пошлин — это из-за Урала временно наезжающие торговцы; вино (довольно значительная торговля) продается во многих домах, бутылка сивухи — 70 копеек. На это не обращает никто никакого внимания. Должно быть, так и нужно торговать. Эта водка много придает веселья Саран-паулу: то на гармонике пьяный пилит, расхаживая по улице, то песня льется рекой по улице, песня, которую лучше не слушай… Часто происходят и драки, которые укрощаются только тем, чья возьмет и кто сильнее. Временами раздается раздирающий душу крик «караул!!!». Я живу в центре деревни, так мне уже известны все театры драк. Драки бывают моментальные и продолжительные; когда рассвирепеют два дерущихся субъекта, то, пожалуй, и близко не подходи, пока они не насытятся, таская друг друга за волосы. Представьте себе: с 1 ноября и по 1 декабря было привезено из Березова в Щекурью и Саран-паул 50 ведер водки, и она была выпита в один месяц. А шуму сколько было из-за этой водки!
Впрочем, не все такое однообразие. 14 ноября были бега: пускали в бег коня-рысака и оленей. Зрителей было много, всякий интересовался посмотреть до сих пор небывалое чудо. Условия бега были следующие: конь запряжен был в легкие сани и должен бежать по дороге, а олени четверкой были запряжены в оленью нарту и должны бежать возле дороги. Ну и, конечно, олени взяли приз — именно одно ведро водки.
Так-то живем мы в своей глуши.
Алексеи Михайлов
«Сибирский листок» №3 (8 янв.) 1897 г.