Внутренние известия: меняют пуд нельмы на пуд муки

С. Самаровское, 3 декабря. Голод, голод и голод! — слышно с тех сторон, где всегда было в избытке хлеба, но что сказать про нашу Самаровскую волость, где хлебопашеством не занимаются, а исключительно рыболовством? В настоящее время в нашей волости наступает голодное время со всеми его ужасными последствиями, так что крестьяне по Неулевой (Коневское общество) с осени не имеют куска хлеба, кой-как питаясь рыбой, которой впроголодь хватает на свое пропитание; даже в с. Самаровском, в котором всегда было много запасов хлеба, теперь недостаток: в настоящем году было приплавлено на барках самое ничтожное количество, которое к половине ноября все вышло. Запас хлеба у торговцев почти во всей волости истощился, и хотя у некоторых, как, например К., и есть, приблизительно до 2000 пудов, но он не продает, дожидаясь, вероятно, хорошей цены (впрочем, отпускает некоторым, которых голод заставляет ставать перед ним на колена, по 1 руб. 20 коп. за пуд). Рыбных промыслов положительно нет, и рассчитывать на них немыслимо; огородные овощи едва оправдали лишь один посев, у большинства же населения ничего не родилось частию потому, что семена поел жук, а частию потому, что посев был затоплен водой. Продукты летних промыслов, какие и были, свезены в Тобольск и проданы там за бесценок, так что едва оправдали один провоз; хлебом же в Тобольске запастись не удалось, потому что его и в продаже не было, и возчики выезжали из Тобольска с пустыми руками, надеясь запастись хлебом по дороге обратно, но и тут вышла ничья; так как рыба была дешева, а хлеб дорог, то вместо 30—50 пудов куплено было (и то в Уватской волости) по 10—15 пудов, но все ли могли запастись хотя таким количеством? Конечно, не все, но самая малая часть, у большинства же населения от прошлого года осталось по 1—2 лошади, а у некоторых так и ничего не осталось, почему и не имели возможности наниматься в извоз.

Хлеба за последнее время торговцы за деньги крестьянам не продавали, а меняли на рыбу (5 пудов мерного налима на один пуд муки, а Кузнецов за один пуд нельмы давал один пуд муки).

Вследствие недостатка хлеба развивается воровство среди причисленных к волостям крестьян.

Ввиду наступающего голода крестьяне постановили приговора просить правительство о доставке хлеба до 18000 пудов, считая с настоящего времени и до приплава барок, т.е. на шесть месяцев на 4000 душ населения волости. В №50 «Сибирского листка» я сообщал, что волостной сход доверил старшине купить муки, и старшина согласно этому поручению закупил у торговцев муки до 3000 пудов по 82 коп. за пуд, волостной же сход 22 ноября постановил приговор такого содержания, чтобы муку эту ввиду бедственного положения крестьян разделить между собою на дельные души бесплатно.

«Сибирский листок» №98 (19 дек.) 1891 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика