Прелюбодеяние по-сургутски

Дело о расторжении брака потомственной почётной гражданки Параскевы Романовой Копыловой с мужем, по его прелюбодеянию

1912 года сентября 4-го дня. По указу Его Императорского Величества Тобольской Духовной Консистории слушали дело о расторжении брака потомственной почётной гражданки Параскевы Романовой Копыловой с мужем, по его прелюбодеянию.

Обстоятельства дела таковы:

Жена потомственного почётного гражданина Параскева Романова Копылова в июле 1910 года обратилась в Духовную Консисторию с прошением, в котором, обвиняя мужа Петра Димитриева Копылова в нарушении супружеской верности прелюбодеянием с первых лет брака вообще с разными женщинами, затем с Екатериной Путиловой, а за последнее время в постоянной прелюбодейной связи с крестьянской девицей Варварой Панкиной, от которой имеет двух детей, – ходатайствовала брак ея расторгнуть и дозволить ей вступить в новое супружество. В подтверждение своего прошения указала свидетелей: священника Иоанна Селихова, священника Афиногена Собрина, Василия Панкина, Абрама Кушникова, Матвея Тырыкова и Александру Чекатову.

Событие брака Копыловых, православных и первобрачных, его 21 г., её 19 лет, записано по метрическим книгам село Пелымской церкви, Туринского уезда, за 1901 г. 11 июля под № 19.

На увещания примириться Копыловы ответили отказом.

В назначенный для судоговорения срок (11 июня 1911 года) супруги Копыловы явились и, допрошенные Присутствием Консистории, показали: истица, что прошение своё о расторжении брака подтверждает и указывает вновь двух свидетелей: Ивана и Михаила Нифонтовых; и ответчик, что в нарушении супружеской верности признаёт себя виновным; совместная жизнь с женой для него была немыслимой после того, как он прожил с ней 8 лет; буйно-дерзкий характер жены, постоянные угрозы лишить его жизни вынудили к раздельной жизни, это могут подтвердить как свидетели жены, так и Аврамий Дудинов.

Свидетели за присягою показали:

Иван и Михаил Нифонтовы: про поведение Копылова в смысле его развратной жизни сказать ничего не могут; очевидцами прелюбодеяния его с кем-либо не были; Путилову и Панкину не знают, а потому судить об отношениях Копылова к ним не могут; Петр Копылов с женой жил хорошо.

Священник Иоанн Селихов, по священству: супругов Копыловых знает с 1903 г., о поведении Копылова в смысле нравственной его жизни может сказать, что Екатерину Путилову он совершенно не знает, слышит имя это в первый раз, с Варварой же Панкиной Копылов живёт около 3 лет как муж с женой, в одной избе её родителей; хотя очевидцем прелюбодеяния их не был, но связь их достоверно ему известна, и он уверен, что двое детей прижиты девицей Панкиной именно от Копылова. Принуждал ли Копылов уехать от него жену свою – не знает; любовная переписка Копылова с Панкиной, теперь затерявшаяся, действительно была у него, переходя из рук в руки любопытных.

Священник Афиноген Собрин: действительно, Копылов в обществе женщин самого лёгкого поведения вращается; очевидцем прелюбодеяния его с Варварой Панкиной или с кем-либо другим не был; Екатерину Путилову не знает; в настоящее время Копылов с Варварой Панкиной живут как муж с женой, помещаются в кухне, данной им матерью Панкиной, спят на одной кровати, и он выдаёт её за жену. Он, свидетель, уверен, что двое детей у Панкиной прижиты от Петра Копылова. Копылов принуждал свою жену уехать и для этого взял у Василия Панкина 100 руб., чтобы освободиться от жены и его законного ребёнка (умер), быть свободным для совместного сожительства с Панкиной. Он, свидетель, пересылал о. благочинному священнику Иоанну Селихову переписку любовного содержания Копылова с Панкиной (когда он был псаломщиком).

Василий Тихонов Панкин: Копыловых знает со времени приезда на службу в Сургут; нельзя сказать, чтобы Копылов был нравственного поведения; очевидцем прелюбодеяния его быть ему, свидетелю, не приходилось, но он хорошо знает, что Копылов живёт с Панкиной как с женой, так как они, живя у него на квартире, спали вместе на одной постели, и он выдаёт её за свою жену. Путиловой совершенно не знает. Дети Панкиной прижиты от Копылова, в этом сомнения нет. Жене своей Копылов дал на отъезд в Тобольск 100 руб., заняв их у Василия Иванова Панкина, это он знает.

Абрам Кушников: Копыловых знает со времени приезда его на службу псаломщиком. В обществе женщин лёгкого поведения он Копылова не встречал, видел только гуляющим с Варварой Панкиной. Очевидцем прелюбодеяния его с Панкиной или с кем-либо другим он не был; Екатерину же Путилову совсем не знает. Копылов и Панкина в настоящее время живут как муж с женой, помещаясь в квартире Копылова в одной с ним комнате, но спят ли они на одной кровати или отдельно, сказать не может, хотя отношения их как мужа с женой. Двое детей у Панкиной, из которых в живых только одна дочь, прижиты, по его мнению, от Копылова, тем более, что покойный мальчик лицом сильно походил на Копылова. Между Копыловым и его женой часто происходили семейные ссоры, во время которых он не однажды говорил, когда они жили у него, свидетеля, на квартире, чтобы она лучше от него уехала и даже давал для этого средства и в одно время, получив от Копылова денег на дорогу, уехала. Чтобы Копылова была буйно-дерзкого характера, он сказать не может, знает только, что она за последнее время ревновала мужа к Панкиной, из-за чего у них происходили неприятности, во время которых они ругались между собой; также не может сказать, чтобы она угрожала мужу лишить его жизни.

Матвей Тырыков: Петра Копылова в обществе женщин лёгкого поведения он не замечал. Очевидцем прелюбодеяния Копылова с Варварой Панкиной или с кем-либо другим не был, а Екатерину Путилову он даже совсем не знает. Копылов с Панкиной живёт в настоящее время как муж с женой, помещается Панкина в квартире Копылова в одной с ним комнате, но спят ли они на одной кровати или отдельно, ему неизвестно; слышал, что они вместе ходят в баню, вообще Копылов выдаёт Панкину за свою жену. Двое детей у Панкиной, из которых в живых теперь только одна дочь, прижиты, по его мнению, от Копылова, тем более, что покойный сын лицом походил на Копылова. Чтобы Копылов принуждал жену свою уехать от него, он сказать не может, слышал только об этом, но для какой цели – не знает. Копылова, по его мнению, характера была смирного, но как она относилась к мужу, не знает; также не знает и не слышал, чтобы Копылова угрожала мужу лишить его жизни; что побудило Копылова отправить жену в Сургут, дав ей денег на дорогу, сказать не может.

Аврамий Дудинов: в обществе женщин лёгкого поведения он Копылова не видел; очевидцем прелюбодеяния Копылова с Варварой Панкиной или с кем-либо другим не был; Екатерину Путилову не знает. Панкина в настоящее время живёт в квартире Копылова в одной с ним комнате, но спят ли они на одной кровати или отдельно, не знает. Копылов выдаёт её за свою жену, вообще отношения у них между собой как мужа с женой. Двое детей у Панкиной, из которых в живых только дочь, а сын умер, прижиты, по его мнению, от Копылова. Принуждал ли Копылов уехать жену свою – не знает, хотя об этом слышал и догадывался, что делает это он из-за ревности, и, действительно, в одно время, получив средства к жизни, Копылова уехала от мужа. Копылова характера нескромного, но и не буйно-дерзкого; чтобы она угрожала мужу лишить его жизни, – не знает.

Прикосновенная к делу Варвара Панкина, без присяги: действительно, она проживает в квартире Копылова на положении его жены, совершая с ним прелюбодеяние, и от сожительства с Копыловым имеет двоих детей – сына и дочь, из которых теперь в живых только дочь; сын умер 23 июня 1911 года.

Екатерина Путилова и свидетельница Анна Чекатова остались неопрошенными за отъездом из места прежнего жительства, неизвестностью нового и согласно заявлению истицы Копыловой.

Составленная из дела записка объявлена разводящимся истице 19 июля, а ответчику 13 августа 1912 г.

ЗАКОН: 3 п. 223, 249, 253, 254 и 256 ст. Устава Духовной Консистории 20 правило Анкирского собора и 22 правило Св. Василия Великого.

ПРИКАЗАЛИ: Рассмотрев вышеизложенное дело и принимая во внимание сознание ответчика Петра Копылова в незаконном сожительстве с Варварой Панкиной, также не отрицающею этого, подтверждённое присяжными свидетельскими показаниями, хотя и не очевидными, но утвердившими, что Копылов живёт с Варварой Панкиной на одной квартире как муж с женой и что от этого сожительства Копылов имел двух детей, из коих один умер, и осталась дочь (священник Иоанн Селихов, священник Афиноген Собрин, Василий Тихонов Панкин, Аврам Кушников, Матвей Тырыков, Аврамий Дудинов), Консистория признала Петра Копылова виновным в нарушении святости брачного союза прелюбодеянием и потому определяет: 1) брак потомственной почётной гражданки Параскевы Романовой Копыловой с мужем Петром Димитриевым Копыловым, совершённый 11 июля 1901 г. и записанный по метрикам село Пелымской церкви, Туринского уезда, за означенный год под № 19, за нарушением вторым из них святости брачного союза прелюбодеянием, на основании 253 ст. Устава Духовной Консистории, расторгнуть и первой из них предоставить право вступить в новое, по счёту второе, супружество, а ответчика, на основании 20 прав. Анкирского собора, предать семилетней церковной епитимии, по окончании которой дозволить и ему вступить в брак, о чём он должен возбудить особое ходатайство; 2) соучастницу преступления Копылова крестьянскую девицу Варвару Панкину предать четырёхлетней церковной епитимии; 3) настоящее определение по утверждении Епархиальным Преосвященным на основании 254 ст. Устава Духовной Консистории, объявить Копыловым и, если останутся оным довольны, то на основании 256 ст. Устава Духовной Консистории, представить на утверждение Святейшего Синода, а если останутся недовольны, то предоставить право вести дело это в порядке той же статьи; по утверждении Святейшим Синодом решение это вновь объявить супругам Копыловым, с выдачею истице надлежащего свидетельства, в метрических книгах, обыск и гражданских документах сделать соответствующие отметки и дать знать благочинному по местожительству ответчика и прикосновенной к делу, о наложении на них церковного покаяния.

Но предварительно протокол сей представить на утверждение Его Преосвященства.

Член Консистории: [подпись] протоирей Димитрий Смирнов.

Исполнено сентября 18 дня 1912 года

«Земля Сургутская»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика