Р.К. Бардина
О некоторых исторических событиях прошлого столетия мы знаем лишь в общих чертах из курса школьной истории. Но сегодня, благодаря «архивной революции», начавшейся в нач. 1990-х гг., мы имеем доступ к некогда засекреченным документам. Одним из таких источников стали личные дела «лишенцев» Нижне-Нарыкарского сельского совета.
Прежде привилегированные слои царской России, в том числе зажиточные люди, шаманы северных окраин, по Конституции 1918 г. были лишены избирательных прав. Впоследствии эти конституционные положения дополнялись и уточнялись инструкциями о выборах в советы депутатов. Людей, лишённых избирательных прав, в народе называли «лишенцами». К числу «лишенцев» относились лица, живущие на нетрудовые доходы, использующие наёмный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы и посредники, служители церквей и религиозных культов (включая монашествующих), служащие и агенты бывшей полиции, душевнобольные и осуждённые. Для «лишенцев» действовало более 12 ограничений: их лишали пенсий, пособий, продовольственного пайка, выселяли из квартир и домов, обкладывали более высокими, чем колхозников, налогами… Подобные меры ставили «лишенцев» и членов их семей на грань выживания, поэтому они активно добивались восстановления в избирательных правах.
В государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в фондах советского и постсоветского периода по Нижне-Нарыкарскому сельскому совету хранятся материалы на 22 чел., лишённых избирательных прав. Целью настоящей статьи является введение в научный оборот материалов о конкретных людях; эти документы, помимо своей биографической ценности, представляют интерес и в качестве источников для истории Нижнесосьвинского Приобья перв. пол. 1930-х гг.
В 1930-х гг. Нижне-Нарыкарский сельский совет был центром административно-территориального объединения, в которое входили несколько юрт из бывшей Котской и Сосьвинской инородных управ. Юрты Вежакары, где находился культовый комплекс обских угров, также относились к данному сельскому совету. В числе «лишенцев» по Нижне-Нарыкарскому сельскому совету оказались Андрей Николаевич Кулебякин и Хоритинья/Харитина/Хоритона Ивановна Костина – жители юрт Вежакары.
На А.Н. Кулебякина в фондах указанного архива имеется два личных дела. Оба они открыты 19 июня 1935 г. и закрыты 20 июля 1935 г. На обложках обоих дел в наименовании организации указан Тобольский филиал облгосархива. Приложена и вторая обложка из газетной бумаги, где указан Берёзовский райисполком. В делах по 8 листов.
В одном из этих дел содержатся: выписка из протокола общего собрания группы бедняков, выписка из протокола заседания президиума Нарыкарского сельсовета, характеристика и 4 справки/доноса.
Собрание группы бедняков под председательством Петровца при секретаре Сенькине состоялось 20 июля 1935 г. Председатель ознакомил собравшихся с материалами на гражданина Андрея Николаевича Кулебякина – главного шамана юрт Вежакары. В прениях выступил Александр Андреевич Сайнахов и сказал, что знает Кулебякина, который шаманит с начала века (двадцатого, разумеется) и к которому съезжаются ханты даже за 500 км – с р. Казыма и прочих мест. Осенью 1934 г. он шаманил в юртах Комудваны, где производился убой хороших лошадей. В 1935 г. в юртах Вежакары он тоже шаманил – и там тоже был проведён забой скота. Бедняцкое собрание постановило: просить президиум Нарыкарского сельского совета лишить права голоса А.Н. Кулебякина как главного шамана юрт Вежакары.
Заседание президиума Нарыкарского сельсовета при тех же председателе и секретаре состоялось 22 июля 1935 г. Присутствовали члены президиума: Ф.М. Шадрина, Василий Петрович Сайнахов, Сайнахов, Яркин и инспектор райфо Соколовский. Слушали предоставленные Сенькиным материалы на кулаков и шаманов, в том числе на предмет обложения в индивидуальном порядке твёрдым заданием и лишения избирательных прав А.Н. Кулебякина. Было принято решение просить об этом президиум райисполкома.
В характеристике на А.Н. Кулебякина говорится, что он шаманит с 1923 г., причём делает это не только в пределах своего туземного совета, но и в других советах; что имеет один дом, но лошадей и коров нет. «Во время шаманства Кулебякина производится убой скота во многих юртах. В декабре 1934 г. шаманил в юртах Комудваны, во время шаманства Кулебякина закололи 2-х рабочих лошадей и жеребят. Были заколоты у Костина Ивана Герасимовича и также у Савина». Припомнили, что во время камлания в юртах Вежакары Кирилл Партанов заколол жеребёнка, а Гришкин – кобылу. В духе времени Кулебякина обвинили и в антисоветской агитации: «Кулебякин во время шаманства говорит, если не заколоть хороших лошадей, то не будет никакой пользы от жертвы шайтану. А.Н. Кулебякин шаманит и в настоящее время ведёт агитацию против советской власти… и говорит, что я шаманю, и советская власть ничего не сделает мне, потому что я святой».
Согласно списку о составе семьи А.Н. Кулебякину было 50 лет, его жене Анне – 70 лет11. Но по данным похозяйственных книг 1936–1937 гг. и именным спискам 1934 г., Анна Спиридоновна, 1863 г.р., – не жена, а мать Андрея Николаевича.
В деле – 4 справки/доноса. Их содержание в основном одинаковое. Например: «Гражданин юрт Нарыкарского тузсовета Сайнахов Андрей: я знаю, что Кулебякин Андрей Николаевич шаманил с 1923 г., шаманит и по настоящее время. Я видел, когда он приезжал в юрты Нижне-Нарыкарские в 1934 г. и шаманил 3 дня у нас. Потом уехал в Верхние Нарыкары и шаманил там. В чём расписываюсь». Все справки/доносы на А.Н. Кулебякина даны жителями юрт Нижние Нарыкары.
Следующий «лишенец» юрт Вежакары – Хоритинья/Харитина/Хоритона Ивановна Костина. На неё тоже имеются два личных дела, открытых 30 июля 1935 г. и закрытых 19 августа 1935 г. На обложках обоих дел в наименовании организации указан Тобольский филиал облгосархива и Нарыкарский сельский совет. Приложена и вторая обложка из газетной бумаги, где указан Берёзовский райсполком. В делах по 14 листов. В одном из дел – в основном копии. Набор документов включает в себя письмо Берёзовскому РИКу от Нарыкарского туземного совета, выписка из протокола общего собрания группы бедняков, одна характеристика, список о составе семьи, 9 справок/доносов.
Из выписки протокола от 30 июля 1935 г. известно, что на общем собрании группы бедняков при председателе Савине и секретаре Тавлатове присутствовали 12 чел. и обсуждался вопрос о выявлении шаманки. Прозвучало, что «мы знаем Костину Хоритинью Ивановну, с 1918 г. она шаманит» и что она «имеет барабан» (имеется в виду бубен). Участники собрания предложили туземному совету: материалы на Х.И. Костину передать следствию, а саму Хоритинью Ивановну выгнать из уставной артели.
В письме Нарыкарского туземного совета от 19 августа 1935 г. Берёзовскому РИКу говорится, что дополнительный материал на шаманку Х.И. Костину (протокол бедняцкого схода и президиума туземного совета) высланы в августе того же года.
Все доносы в личных делах Х.И. Костиной озаглавлены как справки. Жители юрт Комудваны (в основном Савины) уверяют, что Х.И. Костина шаманка. Все эти документы написаны также 30 июля 1935 г. и примерно одинаковы по содержанию. Например: «Я гражданин юрт Комудваны С.М. Савин, я знаю, что Костина Хорадения Ивановна шаманка, всё время шаманила и также сейчас шаманит в барабан. Что и подтверждаю». Все справки/доносы на Х.И. Костину даны в основном жителями юрт Комудваны.
Выделяется один из этих документов. В справке жителя юрт Аренинских Товлатова написано, что Х.И. Костина крупная шаманка, шаманит она с 1928 по 1935 г. «У нас в юртах шаманила у моего брата 2 дня, за это взяла с него гусь и деньги. Не помню, сколько набрала мясом. Брала лучшие оленьи шкуры. Много раз приезжала в 1932 г. к нам тайно под видом как своим, а между тем она шаманила у нас в юртах».
В характеристике повторяется информация о постоянных камланиях Х.И. Костиной с 1918 г. и указывается, что, помимо отправления обрядов в Комудванах, она ездит и «по другим юртам в пределах туземного совета». Уже обвинительным приговором служат такие строки характеристики: «Во время её шаманства производится убой скота. И берёт большие цены за шаманство. В 1934 г. в октябре месяце в юртах Комудваны охотники пошли в лес, она им шаманила и за это содрала 60 белок. В 1933 г. в декабре месяце была в юртах Аренины и шаманила два дня у Тавлатова Степана Артемьевича. И взяла гусь, деньги, мясо и шкуры оленя. Во время шаманства она запугивала туземцев и говорила, если мало пожертвуете шайтану, он разобидеться на вас и может сделать с вами всё, что хочет».
По списку о составе семьи: Х.И. Костиной – 45 лет, мужу С.Г. Костину – также 45 лет, сыновьям Максиму – 12 лет, Николаю – 10 лет, Прокопию – 4 года.
В юртах Вежакары находился культовый комплекс фратрии Пор и место поклонения мифологическому предку Старику Священного Городка. Х.И. Костина (Енизорова) была женой Семёна Григорьевича Костина – хранителя большого дома/танцевального дома (яны кол/йик кол), входившего в Вежакарский культовый комплекс фратрии Пор. Х.И. Костину называли Яны Кол Эква (Большого Дома Женщина), она должна была присматривать за порядком в доме и соблюдением запретов. В большом доме проводились общественные праздники, там же хранились изображения родовых духов-покровителей.
Был ли А.Н. Кулебякин «крупным шаманом юрт Вежакары», сегодня сказать сложно. Если народная память и молва донесли до нас рассказы и воспоминания о Х.И. Костиной и многих других, то об А.Н. Кулебякине нет никакой информации. Но вышеизложенные материалы позволяют сделать вывод о том, что жители юрт Вежакары А.Н. Кулебякин и Х.И. Костина были значимыми личностями и, несомненно, имели влияние на членов своего общества. Поэтому во времена установления советской власти и коллективизации в стране эти духовные лидеры и подверглись дискриминации в форме лишения права голоса.
Дело о лишении избирательных прав на А.Н. Кулебякина закрыли через 29 дней, на Х.И. Костину через 19 дней. Причины не указаны. Скорее всего применённая норма по ограничению избирательных прав потеряла свою актуальность. Новая Конституция СССР 1936 г. установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет. Таким образом, избирательные права были предоставлены и всем «лишенцам», включая Х.И. Костину и А.Н. Кулебякина.
Изложенные выше материалы из жизни конкретных людей представляют интерес, прежде всего, для потомков Х.И. Костиной и А.Н. Кулебякина. Благодаря данным источникам мы можем интерпретировать реальную картину прошедших событий и найти ответы на многие вопросы. Таким образом, они являются ценным источником, которые оживят и насытят информацией историю населения Нижнесосьвинского Приобья перв. пол. 1930-х гг.
Мысль на тему “Материалы из личных дел «лишенцев» юрт Вежакары”
Какая молва, если они обманывали своих же соплеменников,если верить документам в материалах дела.