Протокол от 6 июня 1921 г. допроса следователем выездной сессии Томского губернского революционного трибунала в качестве обвиняемого М.М. Непомнящего
Фамилия: Непомнящий.
Имя, отчество: Михаил Михайлович.
Возраст: 27 лет.
Местожительство: г. Сургут, ул. Республики.
Бывшее сословие: мещанин г. Сургута.
Профессия: рыбак.
Образование: общее – грамотный, специальное.
Семейное и имущественное состояние: дом с надворными постройками, 2 лошади, 1 корова, 1 овца, 8 сетей и 1 невод для ловли рыбы.
Средства к существованию: рыбный промысел и хозяйство.
Партийность: беспартийный.
Чем занимался или где служил: до войны 1914 г. жил дома, занимался рыболовством и торговлей; до Февральской революции 1917 г. – там же; до Октябрьской революции 1917 г. – там же; до настоящего момента – жил в Сургуте, служил в военном комиссариате переписчиком до прихода банды.
Какие выборные должности занимал со времени революции: никаких.
Сведения о прежней судимости: нет.
Дознание по настоящему делу: Перед приходом банды я возил тов. Редяева до д. Широково. Вернувшись оттуда, я съездил за сеном; на другой день Сургут был занят бандой. Вечером нам велели собраться с конями к зданию комитета общественной безопасности, откуда поехали в погоню за коммунистами. Догнали их у с. Вартовского, а в Локосово мне дали двухстволку, которую в д. Ермаково обменили на берданку 32 калибра с 10 патронами, заряженными пулями. Не доходя Вартовского, я попал в разведку. Мы обошли д. Вартовское и устроили засаду, и когда по дороге стали ехать отступающие, мы по ним открыли стрельбу. После этого вошли в д. Вартовское, где я и остался и просился домой. Но Зимцов меня не пускал, из Вартовского меня забрал отряд Сусикова, с которым я ехал до с. Александрова. В Александрове от отряда остался, но потом был отправлен с пакетами и ружьями к Третьякову. Доехал я до д. Мурасова. Там уже шёл бой. Я хотел ехать обратно, но Третьяков меня не пустил, и, когда он ушёл на другой конец деревни, то я сел на лошадь и уехал. Отъехав на три станка обратно, я встретил Зимцова и Липецкого, которым отдал ружья и почту и поехал домой.
Приехав в Сургут, где я ночевал ночь, а на другой день был ночью отправлен с оленями в д. Широково, где я и остался, а олени с Третьяковским отрядом поехали в разведку. Со мной был послан револьвер Клепикову Алексею. После боя под Широковым я приехал в Сургут, где после непродолжительной болезни был зачислен в отряд Третьякова. Нёс караульную службу, вооружён был берданкой. При занятии Сургута пароходом бежал на Белый Яр, откуда пришёл через 10 дней побега, скрывался в лесу.
[Вопрос:] Скажите, каким образом Вы вступили в банду добровольцем и где? Ответ: Я не доброволец, а мобилизованный.
[Вопрос]: Скажите, где Вам дали винчестер, с которым Вы были под с. Мурасово? Ответ: Винчестера у меня не было, а был револьвер с пятью патронами.
[Вопрос]: Скажите, где Вы были, когда был первый бой с эвакуирующимися под Вартовском и чем были вооружены? Ответ: Вооружён был берданкой, находился в разведке из 20 человек.
[Вопрос]: Скажите, что делали Вы, когда ваша засада, в которой Вы находились, стреляла по отступающим и убила несколько человек из них? Ответ: Я сидел саженях в трёхстах от засады и участия в стрельбе не принимал.
[Вопрос]: Скажите, зачем Вы ходили к убитым и что там делали? Ответ: Я туда попал случайно, идя мимо.
[Вопрос]: Скажите, в каких Вы состояли отрядах? Ответ: В третьяковском.
По прочтении протокола подписуюсь: Непомнящий
Допрашивал следователь: Кораблёв
Приговор от 2 июля 1921 г. выездной сессии Томского губернского революционного трибунала по делу М.М. Непомнящего, обвинявшегося в участии в восстании в Сургутском уезде 1921 г.
Июля 2-го дня 1921 г., г. Сургут. Выездная сессия Томского губернского революционного трибунала в составе председателя Стефановского, членов Фонского и Валенто, при секретаре тов. Воробьёве, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению гражданина Непомнящего Михаила Михайловича в активном участии в белобандитском вооружённом восстании в марте – мае 1921 г. в Сургутском уезде Тюменской губернии, считает следственным материалом дела установленным участие подсудимого в боях, разведке и засадах против красных частей, исполнение у бандитов ответственных поручений, несение ответственной должности – адъютанта штаба отряда белых – и, принимая во внимание, что упорное отрицание подсудимого своей вины ещё больше усугубляет его вину, и, учитывая, что по своему социальному положению и происхождению подсудимый к трудовым элементам отнесён быть не может, приговорили гражданина Непомнящего Михаила Михайловича, 27 лет, из мещан г. Сургута Тюменской губернии подвергнуть высшей мере наказания – расстрелу.
Председатель Стефановский
Члены: Фонский Валенто
Выписка из протокола № 56/с от 2 декабря 1921 г. заседания Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [о ходатайстве о помиловании М.М. Непомнящего]
2 декабря 1921 г.
Слушали: Ходатайство о помиловании гражданина Непомнящего, осуждённого Томским ревтрибуналом за активное участие в белогвардейском вооружённом восстании к расстрелу.
Постановили: Расстрел гражданину Непомнящему заменить 5 годами общественных принудительных работ с лишением свободы.
Выписка верна: Секретарь ВЦИК Енукидзе