Представление о мамонте в традиционной культуре коренных народов Севера

Н.И. Величко

Изображения мамонта относятся к числу древнейших сюжетов первобытного искусства. Один из первых гравированный на кости рисунок мамонта был найден в 1864 г. Эдуардом Лартэ в пещере Ла Мадлен (Франция, департамент Дордонь). После этого в Европе и на территории России были найдены многочисленные гравированные, живописные и скульптурные изображения мамонта, обогатившие историю культуры палеолита как интереснейшие образцы древнего реалистического искусства. С исчезновением самого мамонта исчезают и его изображения. Однако в сознании людей образ этого животного удерживался в течение долгого времени, находил своё отражение в народных легендах, в представлениях о сказочном животном. Так, с далёких времён сохранилось в Сибири удивительное предание о том, что воины Ермака Тимофеевича будто бы видели в дремучей тайге огромных «волосатых слонов». Мамонт становится своеобразной мифологемой традиционной картины мира, сложившейся у разных народов Сибири.

По данным С.В. Иванова, Григорий Новицкий, составивший в нач. ХVIII в. первое этнографическое описание хантов, также почти не сомневался в существовании мамонта. Сходные представления сложились и у финно-угорских народов. Так, например, в ХVII в. эсты рассказывали, что «мамонт живет и ходит под землёю, прочищает русла ручьёв и подземных рек».

У народов Сибири представления о мамонте, основанные на находках останков этих животного, имели выраженную религиозную окраску и были вплетены ввозрения о подземных зооморфных духах, находящихся в распоряжении шамана. У некоторых народов – эвенков, селькупов, хантов и манси – получило широкое распространение представление о мамонте как о подводном животном. Опираясь на ряд своих наблюдений над природой, они полагали, что ежегодно появляющиеся в результате половодья разрушения берегов, обвалы, внезапный треск льда на реке являются результатом подземных или подводных передвижений мамонтов. Наталкиваясь на новую пещеру, люди видели в ней жилище этого животного. Находки неповрежденных бивней порождали убеждение в том, что эти животные существуют и в настоящее время. Но, поскольку никто не встречал мамонта на поверхности земли, люди предполагали местом его пребывания подземную или подводную стихию.

В 1908 г. краевед П. И. Городцов опубликовал в Ежегоднике Тобольского губернского музея работу «Мамонты. Западносибирское сказание». По его данным, русские крестьяне Западной Сибири считали, что мамонт питается каким-то составом, имеющим вид камня, так как, будучи животным подземным, он не мог быть причислен ими ни к травоядным, ни к хищным. По рассказам ненцев, мамонт питался растениями или землёй и очень быстро бегал. Жил этот зверь прежде на поверхности, а потом якобы ушёл под землю. Некоторые ненцы уверяли даже, что слышали иногда его рёв, доносившийся из-под земли. Там, где он ступал, образовывались реки и озёра; где рыл землю, поднимались сопки и горы, появлялись овраги. Перед этим сильным и крупным зверем ненцы испытывали некоторый страх и считали его священным животным.

Жители Васюганья представляли себе мамонта страшным подземным чудовищем, которое в начале жизни имело облик лося, а с наступлением старости теряло зубы и рога, переселялось под землю или в воду и там перерождалось и видоизменялось.

Нарымские селькупы, по данным С.В. Иванова, различали два вида мамонтов – «зверя-мамонта» и «рыбу-мамонта». Первый был похож на лося и даже вёл от него свое происхождение: по мнению селькупов, лось, дожив до глубокой старости, превращался в мамонта, и у него вместо рогов вырастали клыки, пользуясь которыми он разрывал берега рек. После этого превращения животное приобретало способность жить как на суше, так и в воде. Рыба-мамонт (кволи-козар) напоминал щуку – после 100 лет эта рыба принимала огромные размеры и переселялась в глубокие озера5.

Манси называют мамонта «земляной бык» (ма-хар), но им было известно и другое рогатое подводное существо – аньтэн сорт. Это огромная (до 4 сажен длиною) щука, наделённая рогами оленя. Манси думали, что она живёт в озёрах, отличается злым характером и при случае поедает людей. Близким к мамонту является виткащ, ведущий будто бы своё происхождение от лося или медведя, перешедших в воду. Считалось при этом, что у лося на месте старых рогов вырастали новые, прямые и длинные рога и появлялся рыбий хвост. Размеры животного значительно увеличивались. Виткащ избирал своим местопребыванием речные водовороты или озёра. Прежде, говорили манси, живущие в верховьях Лозьвы, рыболосей было много, теперь же они встречаются в незначительном количестве.

Ханты тоже называют мамонта «земляным быком» (ма-хор/мыг-хор). У салымских хантов для щуки-мамонта своё название – весь. Представление хантов о мамонте было сходным с мансийским. И здесь фигурировали, с одной стороны, громадные рогатые щуки, обросшие шерстью; с другой – подземные животные, затевавшие иногда между собой такую борьбу, что лёд в озёрах ломался со страшным треском.

Эвенки называли мамонта сели/соли/сэли/хеей. Этим же словом они называют бивни мамонта и мамонтовую кость. По данным М.Г. Левина, изучавшего северо-байкальских эвенков, они считали мамонта большой рогатой рыбой, живущей в море. Другие видели в нём полурыбу-полузверя, имевшего голову сохатого, а хвост и туловище рыбы. Иногда этих животных наделяли ногами.

В Якутии, где имеются значительные скопления костей мамонта, об этом животном сложились примерно такие же представления. Он, по рассказам якутов, имел огромные размеры и относился к числу рогатых животных. Его присутствие в воде особенно заметно зимой, когда он своими рогами задевает лёд на реке, который при этом трещит и ломается. Мамонт считался у якутов духом-хозяином воды.

Юкагиры, судя по изображениям, видели мамонта животным с огромными клыками. Эскимосы р. Квихпак предполагали, что бивни мамонта, которые они иногда находили в земле, принадлежали гигантским оленям, приходившим в древние времена откуда-то с Востока. Верили, что этих оленей будто бы истребил всех до одного какой-то великий чародей, поэтому такие олени теперь не встречаются. Другие эскимосы говорили, что олени-великаны не исчезли окончательно, а живут под землей, откуда доносится по временам их рёв; раз в году они ночью выходят на поверхность земли. Чукчи и эскимосы находили, по-видимому, не только бивни, но и целые туши мамонта: некоторые указания на это даёт их фольклор. Так, в одной сказке говорится о том, как однажды чукчи, найдя пару бивней мамонта, торчащих из земли, принялись бить в бубен и произносить заклинания. Тогда скелет мамонта стал обрастать плотью, и люди ели мясо животного.

С.В. Иванов, основываясь на описаниях этого зверя, утверждает, что существует два типа «мамонтов» – восточный (у чукчей, коряков, китайцев и маньчжур) и западный (у большинства народов Центральной и Западной Сибири, народов Европейского Севера). Первый был близок к действительному облику мамонта: сухопутное животное с большими бивнями, крупным весом, длинной шерстью и съедобным мясом. Второй тип отклоняется от первого в сторону легендарного рогатого животного, соединяющего в себе черты водяного и сухопутного зверя.

В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого хранится костюм хантыйского шамана, на спине которого имеется железная фигурка длиной ок. 40 см. Она напоминает своим видом рыбу и носит название «таймень» (тын). Центральная часть головы и спина слегка приподняты, а края зазубрены (чешуя). Назначение фигуры не известно, но, судя по крупным размерам и центральному месту, которое она занимает на костюме, можно предполагать, что она изображает рыбу-мамонта.

В деревянной скульптуре хантов встречаются крупные изображения животных наподобие фигурок мамонтов у эвенков, отражающие представление о полурыбе-полузвере. Несколько экземпляров таких скульптур хранится в Музее антропологии и этнографии. Они найдены в 1931 г. И.М. Мягковым в бассейне р. Васюгана, около оз. Тух-Сигат (нынешний Каргасокский р-н Томской обл.). Как эти, так и другие подобные им изображения были сложены в лесу, на месте, называемом коренными жителями «Городом слепых богов» (Сымхи юнхи вач). Автор сообщает, что эти фигуры употребляли при охоте на лосей с магическими целями и, по мере использования, приносили в указанное место и складывали в кучу. В публикации воспроизведены два изображения этих животных. Одно имеет в длину 1,34 м, оно вырезано из цельногоствола с корневищем и лишь слегка обработано. Утолщенная часть оформлена в виде головы лося. Два обрубленных корня изображают рога или уши животного. Хвостовая часть стесана и на конце утолщена8. Второе изображение имеет сходную с предыдущим форму, но обработано более тщательно. Длина достигает 2,78 м. Туловище обтёсано топором и имеет форму четырёхгранного бруса, несколько суживающегося к хвосту. Хвостовой части, занимающей около половины всей фигуры, придана путём стёсывания граней округлая форма. Тяжелая массивная голова на конце морды срезана. На месте носа оставлена часть корня. Плоские, с надрезом на конце уши торчат в стороны и по краям зазубрены. На голове имеется небольшой выступ-рог, края которого также покрыты зарубками. Глаза нанесены чёрной краской. Вдоль верхних граней туловища идёт ряд крупных зарубок, а по сторонам туловища нанесены чёрной краской наклонно расположенные полосы, имитирующие рёбра или чешую. По данным автора, это разновидность мамонта в виде рыбы-лося; об этом говорит ряд внешних признаков: лосиная форма головы, отсутствие ног, чешуйчатое тело и длинный хвост с утолщением на конце.

Скульптурные изображения мамонта встречались и у других групп хантов. Так, у салымских хантов известно только, что фигуры мамонтов, которые они ставили в лесу около изображения богатырей (тонхов) в качестве охраны, были «грубо выточены из дерева».

А.П. Сушкина во время экспедиции к хантам р. Сыня в 1931–1932 гг. сделала зарисовки изображений мамонта и записала их названия. На предметах, которые изготовляли и украшали женщины, изображения мамонтов составляют исключение. В 1931 г. среди хантов р. Сыня она видела украшенные изображениями мамонтов меховые мешочки и рукавицы, которыми женщины пользовались во время медвежьего праздника. По объяснению хантов, это водяной зверь (йинк вой). Он якобы живёт в земле и имеет большие зубы и рога. «Старые люди видели его в маленьких речках, зверь считался священным», – так говорили ханты. Изображения на рукавицах, употреблявшихся на медвежьем празднике, называются «рисунок узорных рукавиц» (хашум пос ханшум). Фигура похожа на медведя и исполнена в характерном для угорской орнаментики стиле – голова мамонта снабжена двумя рогами с отростками. Подобные отростки имеются и на ногах, хвост развдвоен. По мнению В.В. Сенкевич-Гудковой, «присутствие изображения понятным, казымские ханты верили в то, что медведь после смерти превращается в мамонта. Таким образом, между медведем и мамонтом устанавливалась тесная связь, а между изображением того и другого животного – известная близость». По сообщению Н.Ф. Прытковой, изучавшей казымских хантов в 1941–1945 гг., последние этого зверя в одном случае называли «земляным быком» (мув-хор) или мамонтом, в других – лосем или медведем. Она встречала его изображения на женских меховых мешочках для хранения принадлежностей для шитья, на берестянных коробках и на рукавицах, надеваемых во время медвежьего праздника.

У казымских хантов, по данным В.В. Сенкевич-Гудковой, довольно много преданий и сказок о мамонте (мув-хор – «земли олень-самец»). Это название применяется только к мамонту. Когда казымские ханты ездили сватать невест к хантам низовьев р. Оби, то встречали по пути огромные кости и бивни мамонта, которые называли «подземного зверя рога» (мув-хор онгыт). По рассказам хантов, мув-хор – это не отдельная порода зверя, а подземное перевоплощение лося, медведя или щуки, которые при достижении глубокой старости не умирают естественной смертью, а уходят под землю и превращаются в мув-хора. Отсюда три разновидности мифического зверя:

1) лось, превращающийся в мув-хора,

2) медведь, превращающийся в мув-хора,

3) щука, превращающаяся в мув-хора.

Но различались только два вида мув-хора, потому что лось и медведь превращаются в одного. Причём при перевоплощении лось теряет свои рога и получает рога-бивни, а вместо неудобных длинных ног – короткие ноги, похожие на медвежьи лапы. Медведь тоже получает рога-бивни, и в результате эти звери делаются одинаковыми по виду. Щука же, тело которой удобно для жизни под землёй, получает только рога-бивни и увеличивается в размере. В старину для подземной щуки было какое-то другое название, но теперь оно забыто, и её называют таким же словом мув-хор. Их второе бытие в подземном мире хоть и очень продолжительно, но не вечно, так как найденные в земле кости мамонта ханты считают доказательством того, что мув-хоры смертны.

Мотив превращений/трансформаций чрезвычайно характерен для мифологического сознания, в частности для шаманской мифологии.

В.В. Сенкевич-Гудкова отмечает, что, по данным хантыйского фольклора, медведь, лось и щука являются наиболее уважаемыми представителями местной фауны. В старинных песнях и былинах лось имеет почётное фольклорное название (курынг сыр вой), тогда как в повседневной жизни его называли «ногами обладающий зверь» (курынг вой). А на медвежьем празднике лучшие танцоры исполняют «танец лося», состоящий из подражания ходьбе и движениям лося. Автор приводит предание о лосе: «Однажды один очень ловкий и смелый охотник долго преследовал лося. Бог Торум следил с неба за этой погоней. Он пожалел такого красивого зверя и спас его от гибели, взяв живым на небо. С тех пор появились небесные лоси, на которых может охотиться и сам светлый бог Торум».

Медведь пользуется у хантов неменьшим уважением, чем лось. По хантыйским преданиям, «медведь был сыном бога Торума, который его спустил на землю в железной люльке. За то, что медведь без разрешения своего отца Торума стал есть людей, Торум и разрешил хантам охоту на медведя». Но ханты, помня божественное происхождение медведя, сопровождают охоту на него различными церемониями и обрядами (обряд извинения перед медведем, употребление особого охотничьего языка вой ясанг).

Интересно отметить, что щуку ханты не считают рыбой. Все рыбы, кроме своих обычных названий – налим (паннэ), стерлядь (кари) и пр., – объединяются единым названием «рыба» (хул). Щука называется сорт, и её никогда не называют хул.

В результате неоднократных находок в земле костей и бивней мамонта, у хантов, как и у других северных народов, сложился целый цикл легенд и преданий об этом звере, фантастический образ которого, запечетленный в рисунках и скульптурных изображениях, нашёл свое применение в шаманской практике. Мифологема мамонта занимает, как мы увидели, особое место в традиционной картине мира народов Севера и заслуживает специального исследования.

фото Олега Холодилова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика