Зов земли

Валерий Белобородов

…Сегодняшнюю подборку публикаций посвящаем рассказу о бывшей Ханты-Мансийской неполной средней школе №3, размещавшейся в двухэтажном здании на углу улиц Маркса и Комсомольской.

Большая опытническая работа была начата здесь в 1950 году с приходом в школу учителя биологии и химии Дарьи Нестеровны Широбоковой. На учебно-опытном участке площадью около 0,5 гектара стали выращиваться десятки сортов многих видов огородных, полевых и садовых культур, изучалась их биология. С учетом местных климатических условий было введено несколько севооборотов: полевой — семипольный, овощной — четырехпольный и кормовой — пятипольный, а также небольшой четырехпольный, на котором почву обрабатывали по системе Т.С. Мальцева. Кроме этого, на участке размещались плодовый сад, ягодник, цветник и питомник плодовых и декоративных культур.

Юные натуралисты с интересом посещали участок в летнее время, много работали. Благодаря их заботливому уходу растения давали высокие урожаи. Так, в 1957 году было получено зеленой массы кукурузы сорта «Гибрид 1/49» в пересчете на гектар 1800 ц, а сорта «Стехлинг» — 1322. Наблюдения и опыты нескольких лет показали, что эти сорта дают хороший урожай зеленой массы даже в годы с холодным летом.

На учебно-опытном участке школьники испытывали влияние на урожайность сроков сева, промораживания, удобрения, внекорневой подкормки, пасынкования и т.д.

Заслуживают внимания опыты по закалке семян томатов, проводившиеся несколько лет. В статье «Опыт юннатской работы школы №3 г. Ханты-Мансийска», написанной в 1960 году, Д.Н. Широбокова сообщает:

«Опыт показал, что закалка значительно повышает урожай и влияет на срок созревания томатов. Начали заниматься этим вопросом с 1953 года. Юннатка Галя Кибирева получила следующие результаты: растения, выросшие из семян, которые закалялись в течение 30 дней, дали 780 ц плодов в пересчете на гектар, растения из семян, закаленных в течение 15 дней, — 537, а растения из незакаленных семян — 390 ц.

В 1954 и 1955 годах опыт продолжала ученица Лида Жбанова. Она выясняла влияние двухлетней закалки семян на урожай томатов. В результате урожай от растений из закаленных семян был больше на 30 процентов, чем из незакаленных. В 1957 году юннатки В. Тимофеева и В. Сахтина еще раз проверили влияние закалки семян на урожай и получили аналогичные результаты…

Несколько лет юннаты выясняли влияние ускорителя роста препарата ТУ на урожай томатов. В 1958 году ученица 7 класса Люда Смехова, применяя этот препарат, получила урожай томатов на 14 процентов больше, чем на контрольной грядке, а в 1959 году ребята еще раз подтвердили эффективность этого приема.

В результате многолетней работы с капустой юннаты выяснили, что такие сорта, как №1 «Слава», а также капуста кольраби, цветная и кормовая в наших условиях хорошо растут и дают урожай при безрассадном способе выращивания. Теперь эти сорта и разновидности мы выращиваем посевом прямо в открытый грунт, что очень облегчает их возделывание».

Интересным для юннатов был коллекционный участок, созданный для ознакомления учащихся с разнообразием полезных растений. На нем выращивались многие экзотические для Севера пищевые, технические и лекарственные растения: арбуз, дыня, ревень, конопля, лен, сорго, кок-сагыз, клещевина и др. В цитированной выше работе Д.Н. Широбокова сообщает о получении в 1959 году хорошего урожая зеленой массы (до 800 ц с га) от такого теплолюбивого растения, как чумиза; в результате этого опыта выяснилось, что можно получить от чумизы в местных условиях и зрелые семена, для этого нужно подготавливаемые к посеву семена прогревать до температуры 30 градусов.

В школьном саду юннаты выращивали яблони, малину, крупноплодную землянику. Кроме того, учащиеся много занимались озеленением города, высаживая на пустырях, в садах и скверах цветы и сеянцы яблонь, акаций. Для поощрения этой работы осенью в школе проводили праздник цветов, пропуском на который был букет с собственной клумбы или горшок с комнатным растением, выращенным для школы. Ученикам заранее были розданы семена цветочных культур, в школьных коридорах вывешивались рисунки различных цветов с описанием особенностей их выращивания.

Подготовку к опытнической работе на участке юннаты начинали еще зимой: изучали агротехнику различных культур, опыт работы юннатов из старших классов, готовили семена, выращивали рассаду. К началу работ на участке каждый уже представлял, как он будет проводить опыт. Семена и посадочный материал выписывались из различных научно-исследовательских институтов, которые предлагали и тематику опытов.

Авторитет юннатов поднимали проводимые ими тематические вечера: праздник урожая, праздник цветов, день птиц.

За достижение высоких урожаев овощных и зерновых культур кружок школы №3, его руководитель Д.Н. Широбокова и многие юннаты неоднократно участвовали во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, как и их соседи — ученики Ханты-Мансийской средней школы №1. В окружном архиве хранятся представления к участию в ВСХВ, приведем здесь некоторые из них. В 1955 году среди наиболее отличившихся школьников были Имяреков Георгий Владимирович — за выращивание высокого урожая капусты сорта «Слава», Жбанова Лидия Евгеньевна — за выяснение влияния закалки семян томатов на скороспелость и урожай, Ярославцева Галина Степановна — за выращивание высокого урожая картофеля, Лаврова Валентина Николаевна — за сортоиспытание сортов томатов, Жгунова Мария Петровна — за выращивание высокого урожая овса сорта «Нидар». Кружок в целом отмечен за высокий урожай ржи «Вятка», размножение ростками картофеля «Берлихинген» и опыт выращивания яблонь на Севере. В 1957 году на ВСХВ были представлены ученицы Пухленкина Любовь Ильинична (вырастила из семян и мелких деток 70 гладиолусов, добилась их цветения в первый год, собрала для местного колхоза им. Чкалова 882 кг печной золы), Грибанова Александра Александровна (получила урожай картофеля 525 ц в пересчете на гектар, собрала 280 кг золы), Борисенко Надежда Васильевна (провела опыт, выясняющий лучший срок сева томатов сорта «Урожайный», собрала 322 кг золы), Матвейчук Надежда Александровна (провела опыт, выясняющий влияние сроков сева на урожай кукурузы, собрала 200 кг золы, вырастила и передала детским учреждениям города 15 комнатных растений), Суслова Анна Геннадьевна (провела опыт по выяснению влияния закалки семян томатов, получила урожай томатов 595 ц в пересчете на гектар, собрала 567 кг золы), Тимофеева Вера Всеволодовна (за сортоиспытание томатов), Ватхутдинова Клара Кабировна (за сортоиспытание капусты), Сапрунова Светлана Алексеевна (за сортоиспытание огурцов и сбор 322 кг золы), Евстафьева Валентина Вениаминовна (вырастила из семян и передала для озеленения города 45 георгинов, провела сортоиспытание пшеницы, собрала 469 кг золы).

В 1961 году Дарья Нестеровна Широбокова переехала в Киев, устроилась научным сотрудником в ботанический сад Киевского университета… Здесь под ее руководством создана уникальная коллекция суккулетных растений (группы растений с сочными листьями или стеблями, растущих в сухих местах — алоэ, кактусы и др.), насчитывающая около 2500 видов и разновидностей. Она является автором многих работ по вопросам биологии и культуры растений, опубликованных в научных и научно-популярных изданиях, и соавтором четырех монографий.

А что же ее ученики, ханты-мансийские школьники 50-х годов? Пригодился ли им тот детский опыт в их взрослой жизни? Интересно бы получить отклики как упомянутых в статье, так и не названных юннатов. Не менее интересно и другое: как нынешние преподаватели биологии прививают своим воспитанникам чувство «благоговения перед жизнью», удалось ли им найти равноценную замену пришкольным учебно-опытным участкам? Ведь зов земли вечен — слышат ли его сегодняшние школьники?

Ханты-Мансийск, школа №3, учебно-опытный сад, 1956

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика