Молодой парень, небрежно сдвинув фуражку на затылок, беспечно шагает по улице. Проходя мимо базара, он остановился, подумал и решительно свернул в «забегаловку», расположенную на территории рынка.
— Налейте пятьдесят!..
Продавец охотно выполнила просьбу молодого человека. А тот, выпив содержимое стакана, снова заказал сто граммов. Изрядно нагрузившись спиртным, парень, едва держась на ногах, отправился домой.
Был поздний вечор. На улицах Ханты-Мансийска зажглись огни. Кое-как добравшись до общежития, молодой человек буйно ввалился в свою комнату и учинил там драку. Наутро он проснулся в отделении милиции…
Кто же этот молодой человек, откуда он?
Это Нахарунда Харючи — слушатель школы по подготовке кадров рыбацких колхозов.
Надо сказать, что эта школа, расположенная в центре Ханты-Мансийска, издавна славится в городе своими хулиганами. То товарищи, приехавшие сюда учиться, учинят драку в столовой, то напьются пьяными и бьют окна в общежитии, а когда их пытаются урезонить — лезут в драку. Такие имена как Прасин, Яндрин, Нартымов, Яптек хорошо известны в окружном отделении милиции.
Естественно, что человек, вставший на путь пьянки, не отличается высокими моральными качествами. От пьянки до хулиганства — один шаг. Беда в том, что руководители школы, в частности, ее директор т. Коробова, до сих пор не нашли возможности устранить эти, прочно укоренившиеся здесь случаи пьянки.
— Каждый случай пьянки мы строго осуждаем, — спокойно говорит она.
Конечно, осуждать и обсуждать провинившегося надо. Но можно ли ограничиваться только этим?
Жилые комнаты слушателей находятся при школе. Живут учащиеся по 3—6 человек в комнате. В комнатах грязно, неуютно. Преподаватели редко заглядывают сюда, не интересуются, как живут и проводят свое свободное время будущие рыбаки и председатели колхозов.
— Наши преподаватели работают по часовой системе, мы не можем их загружать общественными нагрузками, — поясняет А.А. Коробова.
А в результате слушатели остаются без надзора, предоставлены сами себе. При школе нет даже штатного воспитателя, красного уголка. Лекции и доклады на моральные темы почти не читаются. Правда, осенью прошлого года в школе иногда появлялись лектора и докладчики, но сейчас они — редкие гости. В мае, например, в плане политико-массовых мероприятий школы не значится ни одной лекции или доклада, которые учили бы слушателей правильно вести себя в быту. Учащиеся школы не приобщены также и к систематическим физкультурным занятиям. Здесь не проводится никаких соревнований, не работают спортивные кружки, хотя для этого есть все возможности.
О том, что в этой школе творятся различного рода безобразия известно и отделу пропаганды и агитации городского комитета партии, но там, очевидно, стараются их не замечать. Надо, наконец, обратить серьезное внимание на слушателей школы колхозных кадров, ибо эта школа должна готовить не только хороших специалистов, но и воспитывать в них высокие моральные качества.
В. Омеличкин
«Сталинская трибуна», 18 мая 1955 года