Остяко-Вогульск в звуке. Колбаса, железная кровать и пьяный завхоз на санках

 

«Человеком года» по версии журнала Time стал Адольф Гитлер, германский вермахт перешёл границу Австрии, вышли в свет кинофильмы «Александр Невский» Эйзенштейна и «Человек с ружьем» Юткевича, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова установили мировой рекорд по дальности перелета и стали первыми женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза. Правда, их самолет сел в тайге и во время поисково-спасательной операции погибли 16 человек. А что в это время происходило здесь, в затерянном таежном краю?

Загадочная история — или истерия? — развернулась тогда на страницах окружной газеты. Толчком к ее началу послужила вот эта заметка:

«На днях окружком комсомола получил сообщение об убийстве врагами народа в Ишимском районе активного пионера Феди Леганова. 1 января 1938 года Федя возвращался с елки. Враги партии и советской власти подло отняли у Феди дорогую жизнь, совершив зверское убийство. Пионер Леганов погиб на боевом посту. Он разоблачил расхитителей социалистической собственности. В школе он учился на «хорошо» и «отлично». Враги рассчитывали убийством Феди запугать советских детей, преданных своей родине. Но они просчитались. Комсомольцы и пионеры по примеру Феди Леганова будут вести беспощадную борьбу с врагами народа».

И началось. Злодейское убийство очередного Павлика Морозова всколыхнуло юное поколение югорчан. Каждый уважающий себя подросток стремился публично заклеймить позором преступников и выразить полную готовность повторить подвиг «разоблачителя расхитителей». Одно за другим в газете публиковались гневные письма представителей подрастающего поколения. Вот некоторые из них.

Пионеры Самаровской школы Лихачева, Цыбулькина, Лисиенко, Кузнецова, Поздеева:

«Погиб от руки врага пионер Федя Леганов. Пионер ненавидел врагов народа, боролся с ними, и за это поплатился жизнью. Мы требуем, чтобы к подлому врагу, ставшему убийцей Феди, были приняты самые суровые меры. Пусть он расплатится жизнью за жизнь нашего товарища!»

Им вторили ученики Скрипуновской школы Змановская, Мотошина, Мамашов, Коровин:

«Мы просим следственные органы к убийце Феди Леганова — врагу народа Блинову — применить самое суровое наказание. Смерть убийце — самая заслуженная кара».

Не отставали ученики Песчанской школы Новопашин, Егоров, Соколовская, Панов, Кукарский:

«Ненавистью к врагам наполнились наши сердца, когда мы прочитали о злодейском убийстве пионера Феди Леганова. Клянемся над телом убитого товарища, что будем такими же, как Павлик Морозов и Федя Леганов, и просим советский суд сурово наказать убийцу Феди».

По поручению учеников средней школы п. Остяко-Вогульск выступили Гаврин, Кобылина, Попов:

«Мы до глубины души возмутились наглой вылазкой врагов народа. Федя беспощадно разоблачал врагов народа. За это враги народа его ненавидели. Просим советский суд приговорить проклятых убийц к расстрелу».

Требовали наказания и ученики Тюлинской школы Малшев, Тюльканов, Кобылин, Гаврилов, Никурова, Тиушкина:

«Мы, прочитав в газете сообщение об убийстве Феди Леганова, просим пролетарский суд сурово наказать человека — зверя, убившего пионера.

Клеймили позором и представители хантэйской неполной средней школы Остяко-Вогульска Нигутов, Коганчина, Дабин, Пермяков:

«Мы до глубины души возмущены вражескими действиями. От руки заклятого врага Блинова погиб отважный пионер Федя Леганов. Просим советский суд применить самую суровую кару к гнусным убийцам. Пусть запомнят враги, что им не запугать юных пионеров, всегда готовых к борьбе за рабочее дело!»

Знаете, что самое удивительное? То, что столь масштабная информационная кампания, развернувшаяся на страницах газеты «Остяко-Вогульская правда», оказалась бурей в стакане воды. За пределами округа никто и не слышал о пионере Феде Леганове, геройски погибшем от рук некоего «проклятого убийцы» по фамилии Блинов. Во всяком случае, на просторах интернета нет никаких данных об этом преступлении, а единственное упоминание о подобном случае звучит так: «Лягалов Федя, 14 лет. Тюменская область, деревня Кукарцево. Убит в ночь с 31 декабря на 1 января. Доносил на врагов народа, которые с ним расправились. Обстоятельства не сообщались».

Согласитесь, любопытно узнать, случилась ли эта история в действительности, и за что все-таки убил пионера злодей Блинов.

Между тем у нас в округе продолжался процесс изобличения собственных «врагов народа»:

«У нас, товарищи, много недостатков. Бывший секретарь окружкома ВКП(б) Павлов, председатели окрисполкома Кошелев и Трофимов, ныне разоблаченные как махровые троцкистско-бухаринские бандиты, нанесли нашему национальному округу большой ущерб. Они препятствовали росту культуры трудящихся севера, враги задерживали рост колхозов. Враги исказили Сталинский устав сельскохозартели. Они всеми мерами старались озлобить колхозные массы против партии и Советской власти. Сейчас главные враги разоблачены, но последыши их остались, и они будут продолжать вредить. Наша задача — как можно быстрее и до конца ликвидировать последствия вредительства, решительно выкорчевать всех врагов народа, под какой бы маской они не скрывались».

Забегая вперед, отмечу, что заклейменный как «махровый троцкистско-бухаринский бандит» секретарь окружкома ВКП(б) Павлов вскоре будет полностью оправдан, и все обвинения с него снимут. Да, оказывается, и в те казалось бы людоедские времена нередко случалось, что необоснованно репрессированных граждан реабилитировали и восстанавливали в правах.

Если в предшествующие годы нападки на веру вообще и на Православную церковь в частности носили точечный характер, то теперь стала набирать обороты целенаправленная и масштабная государственная атеистическая кампания:

«По учреждениям поселка Остяко-Вогульск проводится обсуждение материалов пленума ЦС Союза воинствующих безбожников. После беседы в типографии записалось в ячейку СВБ 26 рабочих и служащих. В окрисполкоме организована ячейка СВБ из 20 человек».

«Микояновская партийная организация приняла ряд мер к оживлению антирелигиозной работы среди широких масс трудящихся. В райцентре создано оргбюро Союза воинствующих безбожников. 6 января в Кондинске состоялась антирелигиозная лекция на тему «Религия и наука». Клуб был переполнен слушателями. Присутствовали и молодежь, и старики-колхозники, и домохозяйки, и служащие. Аудитория осталась довольна лекцией».

Напомню, что атеистическая пропаганда ставила перед собой две основные задачи. Первая — чисто утилитарная — была экономической. Социалистическое государство не могло позволить себе впустую тратить людские ресурсы:

«Как только поспела трава, мануйловские колхозники дружно вышли на луг и развернули сенокошение. Бригады косарей добились высоких производственных показателей. Но успешная работа продолжалась недолго. С наступлением религиозного праздника «Петрова дня» часть колхозников с луга ушла и целую пятидневку не выходила на сенокос. Председатель правления колхоза Шаламов не разъяснил колхозникам вредности их поступка, и они вторично бросили сенокос, когда наступил «Ильин день». В результате сенокос в колхозе затянут, вместо 1 300 тонн сена по плану заготовлено только 900 тонн. 200 тонн скошенной травы лежит не сгребенной и ее мочит дождем».

Вторая задача — идеологическая — заключалась в том, чтобы на место иконы с ликом Христа водрузить портрет вождя:

«Есть в Москве человек, имя ему Сталин. К нему мы обращаем свои взоры. Его мы славим. Кто избавил нас от вечной нищеты и бесправия? Сталин! Кто дал нам радостную, счастливую жизнь? Сталин!

Хантэйский народ юрт Алта-тумба не забудет радостного дня — 12 декабря. В этот день народ еще раз восторженно отзывался о великом человеке, принесшем радость и счастье народам нашей страны. Выступали семидесятилетие старики, выступали женщины и юноши. Народ встречал выборы, как всенародный праздник. В избах побелено, стены и полы чисто вымыты. Хантэ Милентьева, а за ней Ендырев и многие другие сломали вековые нары, на которых ели, спали, и поставили вместо них железную кровать. Около 200 кроватей закуплено в те дни националами из Березовских магазинов. Ломаются вековые традиции. Народ рвется к культуре, знаниям, свету. И это лучшее стремление заложено в народе большевистской партией, великим Сталиным».

Сегодня кажется забавным воспринимать железную кровать в качестве цивилизационного аргумента, но, видимо, наши прадеды считали иначе. А мы вернемся к местной экономике, которую формировали все категории населения, не исключая граждан с ограниченными возможностями здоровья:

«Самаровская артель инвалидов в 1937 году выпустила разной продукции на 314 тысяч рублей. Товарооборот артели выразился в сумме 587 тысяч рублей. В 1938 году намечено выпустить продукции на 803 тысячи рублей. Артель имеет сапожную и две пошивочные мастерские, парикмахерскую, булочную и кондитерскую, магазин и 4 ларька. В этом году будут построены еще пошивочная и сапожная мастерская. В ближайшие дни артель начинает выпуск фруктовых и газированных вод».

Сегодня в окружном центре строятся арт-резиденции и кванториумы, а 85 лет назад — куда более практичные и востребованные объекты:

«Начался строительный сезон. В Остяко-Вогульске в первую очередь будут строиться 2 двухквартирных дома окрисполкома, колхозная школа окрЗПО и колбасный завод. Заканчивается строительство Остяко-Вогульской конторы маслопрома».

Еще в начале 90-х в окружном центре выпускали конскую колбасу — дорогую, правда, но вкусную. Сегодня мы практически ничего не производим, только потребляем…

Немаловажное значение власти придавали вопросу повышения культурного уровня населения, а одним из важнейших инструментов достижения цели являлось самое массовое из искусств:

«За 7 месяцев этого года в Остяко-Вогульском кинотеатре было дано 206 взрослых и 38 детских сеансов. Театр за это время посетили 48 тысяч зрителей. Большинство картин шло по несколько дней. Особенно большое посещение кинотеатра было при демонстрировании художественных фильмов «Ленин в Октябре», «Мы из Кронштадта», «Волочаевские дни», «Граница на замке», «Волга-Волга», «Великий гражданин», «Юность Максима».

Правда, иногда выполнению этой задачи мешали отдельные несознательные граждане:

«Недавно в Нялинском клубе демонстрировался кинофильм «Партийный билет». Смотреть эту замечательную картину пришли не только свои, но и колхозники из колхоза «Красный рыбак». Во время демонстрации фильма в клуб вломились пьяный завхоз артели «Трудовик» Алексеев Василий и животновод Ракитин Евгений. При этом они не вошли, а въехали, так как животновод вез на санках завхоза. Сеанс был сорван. Таких хулиганских выходок в Нялино можно привести много. Клуб вообще не ведет культурно-массовой работы. И в деревне не дремлют церковники. Недавно в животноводческой бригаде была обнаружена книга с «душеспасительными» наставлениями».

Символично, не находите? Почему-то всегда и везде работяга тащит управленца, и никогда — наоборот… Зато физические упражнения на свежем воздухе укрепляли мощь наших земляков, лишним свидетельством чему стали соревнования физкультурников двух национальных округов, прошедшие 22 августа на берегу Иртыша:

«В шведской эстафете на 700 метров победила команда Остяко-Вогульского округа, показав хорошее время — 1 минуту 52 секунды. Ямальцы отстали на 2 секунды. В метании гранаты первое место занял Борис Кочетов (Остяко-Вогульск). Он метнул гранату на 54 метра. Остяко-Вогулец Сохтин, метнувший гранату на 52 метра, занял второе место. В мужской шведской эстафете на 800 метров первое место тоже занял Сохтин. Вечером состоялась игра в баскетбол. Победили остяко-вогульцы».

Вот так вот, бегаем и кидаемся мячами и гранатами мы куда лучше соседей — ямальцев!

А в качестве вишенки на торте сейчас расскажу трагикомическую историю, которая вполне могла бы лечь в основу мыльного сериала:

«В августе следственными органами Микояновского района было установлено, что Антонина Ивановна Попова и Матрена Ильинична Баютова, работая разносчицами писем и телеграмм при райотделе связи, вскрывали чужие письма, прочитывали телеграммы и оглашали их содержание посторонним. Гражданин Рубкалев дал телеграмму личного содержания в Ленинград. Эту телеграмму Баютова прочитала и ее содержание рассказала жене Рубкалева. А разносчица Попова передала 5 писем Рубкалевой, хотя письма были адресованы лично Рубкалеву. Вследствие этого, в семье Рубкалева начались неприятности. Во время допросов Попова в своих преступлениях созналась. Баютова же отрицает свою виновность. Обе обвиняемые вскоре предстанут перед лицом пролетарского суда».

Скорее всего, этот гражданин Рубкалев завел шуры-муры с симпатичной ленинградкой, но бдительные почтальонки, стоявшие на страже нравственности и семейной верности, сообщили о том супруге неверного. Можно предположить, что за обтекаемой формулировкой «в семье начались неприятности» кроется долгий и обстоятельный процесс битья семейных тарелок — хорошо, если не об голову несчастного Рубкалева…

Ну, вот и все на сегодня. Буду благодарен за обратную связь. Удачи!

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика