А. Чикирдина
Сегодня исполняется сороковая годовщина Ленинского комсомола. Это историческое событие особенно волнует нас, первое поколение, которое росло и мужало вместе с комсомолом.
За славное сорокалетие наша страна стала неузнаваемой. Из темной, отсталой, влачившей жалкое существование царской России, она превратилась в могучую культурную социалистическую державу.
Во всех великих делах, вершимых Коммунистической партией. помогал верный ее помощник — Ленинский комсомол. Так и хочется сказать словами А. Жарова:
Всегда с коммунистами рядом
Геройскою поступью шел
В военных отрядах
И в мирных бригадах
Советской страны комсомол.
Каждый, кто остался в живых из старых комсомольцев, не может не вспомнить те волнующие дни, когда он вступал в комсомол.
Как я стала комсомолкой?
В 1910 году умерли родители. Сирот нас осталось четверо. Самому старшему брату 12 лет, младшему — 2 недели.
Детских домов тогда не было. Вот и пошли мы по людям. Я воспитывалась у сестры моей матери Поспеловой Александры Ивановны и мужа ее флотского моряка Поспелова Николая Сергеевича.
Самое памятное в моей детской жизни осталось то, как на моих глазах проходила Февральская и Октябрьская революции. В эти годы мы жили в городе Турку (Абы), где дядя служил в Балтийском флоте.
Отгремели октябрьские залпы. Многие бойцы были посланы во все концы страны организовывать Советскую власть на местах. Мы вернулись в село Филинское Самаровского района. Здесь Поспелов работает в волисполкоме, организует первую партийную ячейку в 1920 году и руководит ею.
Первыми вступили в Филинскую партячейку работники горисполкома Лосева Аглаида Николаевна, Петелин Алексей Филиппович, Худяков Николай, Бакулина Соломея Григорьевна, из граждан села Филинского — Бешкильцев Никифор Васильевич, Митькин Игнатий Прокопьевич.
Вслед за партийной ячейкой была организована ячейка РКСМ, в которую на первом собрании приняли Бакулину Матрену, Попова Агафангела, Захарова Ивана, Чикирдина Георгия и меня. Мне было в то время 12 лет. Председателем нашей ячейки избрали Худякова Николая. Трудно было нам в то время начинать работу. Общеобразовательный уровень был у каждого 2-3 класса, о политическом кругозоре и говорить не приходится. На помощь пришли старшие товарищи, коммунисты. Первым культурным очагом в Горно-Филинске был дом почтового отделения.
В Луго-Филинске мы заняли рыбацкую избушку бывшего прасола Вторушина Иосифа Федоровича. На стенах повесили лозунги, вместо нар поставили самодельные скамейки. Стол покрыли кумачом. Сюда вечерами мы собирались вместе с коммунистами. проводили беседы, читки, разучивали революционные песни, позднее стали готовить концерты, пьесы, выступать перед населением.
Молодежь зажиточной и религиозной части населения собиралась от нас отдельно. Мы идем в избу-читальню, они на вечерки.
Наша цель была — привлечь молодежь на свою сторону, вырвать ее из сетей религиозного дурмана. Перед концертами или спектаклями ходили по домам, приглашали всех, кто желает послушать беседу, концерт, посмотреть пьесу.
Принимали нас по-разному. В богатых домах закрывали от нас двери на крючки, вслед слали всякие ругательские слова, называли нас антихристами. По иному относились бедняки. В крестьянских семьях бедняков Захарова Мефодия, Молокова Константина, Сизова Платона, встречали нас с уважением. К ним мы собирались повечеровать, побеседовать, попеть любимые песни. Женщины и девушки особенно любили такую песню:
Променяем корыто на книгу,
А горшки — на общественный труд.
Равноправные, рядом с мужчиной
К коммунизму проложим мы путь.
К нам потянулись молодежь и взрослые, хотя в комсомол и партию не вступали, но уже начали посещать беседы, собрания. Все больше становилось зрителей в нашем маленьком клубе.
Хорошие дела, начатые коммунистами и комсомольцами села Филинское, прервало бандитское восстание 1921 года. С тревогой в сердце вспоминается ночь на 25 февраля. В село Филинское нагрянул белобандитский татарский отряд, возглавляемый Поповым, следом ворвался отряд Слинкина, к нему присоединились контрреволюционные силы всех деревень Филинской волости.
В эту ночь арестовали всех коммунистов и комсомольцев. К утру на Филинской горе белобандиты организовали вооруженную засаду отступающим коммунистам Демьянской продконторы. Их схватили. Всех пятерых раздели и спустили в прорубь.
После мятежа оставшиеся в живых коммунисты и комсомольцы села Филинское поклялись отомстить врагам за зверски замученных коммунистов и комсомольцев, свято хранить в своих сердцах память о них, твердо идти по пути, указанному Лениным.
«Ленинская правда», 29 октября 1958 года