Условия труда рабочих на рыболовных промыслах северо-западной Сибири на рубеже XIX-XX вв.

Анна Ивановна Татарникова

Одним из традиционных занятий автохтонного населения Северо-Западной Сибири был рыбный промысел. Ловля рыбы производилась не только для самостоятельного потребления, но и для продажи или обмена на товары, привозимые в весенне-летний период русскими купцами в труднодоступные районы региона.

Зарождение рыбного рынка на Тобольском Севере, территориально охватывавшем северные волости Тобольского, а также Сургутский и Березовский округа/уезды, началось в конце XVIII в. Дальнейшее развитие рыбопромыслового предпринимательства привело к появлению в XIX в. большого числа рыболовных артелей, работающих на арендованных тобольскими, туринскими, сургутскими, березовскими и др. купцами у «инородцев» рыболовных угодьях. На 1880-е гг. пришелся подъем рыболовства. В регионе в это время вылавливалось ежегодно свыше 2 млн пудов различной рыбы: муксуна, щокура, пыжьяна, стерляди, нельмы, осетра и др.

Распространенной формой организации промыслового рыболовства в регионе были т.н. рыболовные пески. По определению Е. В. Санкина, они представляли собой торгово-промысловые предприятия, организованные рыбопромышленниками на бравшихся в аренду у местного населения землях. Однако в большинстве источников дореволюционного периода рыболовным песком называли не только само место добычи рыбы и ее обработки, но и сезонное поселение рабочих, занимавшихся отловом рыбы. Так, в «Списках населенных мест Тобольской губернии» за 1903 г. рыболовные пески зафиксированы в Березовском уезде в качестве населенных пунктов.

По данным исследователя Тобольского Севера А. А. Дунина-Горкавича, в начале 1900-х гг. в регионе насчитывалось 168 рыболовных песков. Число занятых на песках рабочих составляло свыше 3-х тыс. чел.

Согласно действовавшему в рассматриваемый период законодательству, срок аренды рыболовных угодий составлял максимум 4 года, по истечении которых между рыбопромышленником и арендодателем (как правило, из числа местного населения) заключался новый контракт.

В зависимости от величины невода количество рабочих на песках варьировалось в среднем от 15 до 40 чел., в наиболее крупных песках – до 150-ти чел. Социальный состав рабочих включал местных крестьян, «инородцев», представителей городской бедноты, ссыльных, военнопленных.

Временный сезонный характер рыбного промысла на песках оказывал влияние на условия труда и быта рабочих…

Рыбопромышленные пески устраивались преимущественно по течению Тобола, Иртыша, Оби, реже – при озерах, расположенных на севере Тобольской губернии. Отличительная особенность рассматриваемой территории – четкая смена природных зон по мере продвижения с севера на юг: тундровой, лесотундровой, лесной (торфоболотной) с характерными для них почвами и растительностью. Поскольку работа на песках носила сезонный характер, большинство рыбопромышленных заведений действовало в период с мая по сентябрь-октябрь, т.е. после весеннего таяния льда до наступления осенних заморозков, когда рыба начинала двигаться к местам зимовки. Относительно теплым в тундровой и лесотундровой зонах был только июль, в остальные четыре месяца (май, июнь и август, сентябрь) преобладала пасмурная, дождливая погода с низкими для лета температурными показателями. Непрекращающиеся по несколько дней дожди, низкие температуры воздуха и воды, в которой рабочие вынуждены были пребывать большую часть трудового дня, – все это способствовало распространению заболеваний бронхо-легочной и сердечно-сосудистой систем, ревматизму. Суровые климатические условия оказывали определенное влияние не только на здоровье, но и характер питания рабочих (например, наблюдался дефицит овощей), санитарные условия их жизни на рыболовных песках.

Социально-экономические условия труда на песках характеризовались двенадцатичасовой продолжительностью рабочего дня, низким качеством отдыха, невысокой заработной платой. Документы, хранящиеся в фондах государственного архива в г. Тобольске, свидетельствуют, что большинство рыбопромышленников устанавливало для нанятых рабочих двенадцатичасовой рабочий день. На некоторых песках рабочие делились на артели численностью 8-12 человек, каждая из которых трудилась по 8-10 часов в сутки, в т.ч. ночью. Кроме того, у ряда владельцев рыболовных песков продолжительность рабочего дня измерялась не в количестве отработанных часов, а в тоннах выловленной рыбы. К примеру, на песках сургутского купца Григория Степановича Тетюцкого рабочие трудились «не по часам, а по тоннам». В хорошую погоду они должны были наловить 4-5 т рыбы за день, в холодную и мокрую – 2-3 т. При этом рыбаки делились на две смены: одна работала, другая отдыхала.

Время отдыха включало не только сон. Рабочие могли заниматься починкой орудий лова, собственной одежды, топкой бани (если таковая имелась) и другими хозяйственными делами.

Оплата труда рабочих варьировалась от 15-ти до 40-ка руб. за сезон в зависимости от их квалификации, объема выполняемой работы, индивидуального вклада в результаты труда, «щедрости» работодателя и других факторов.

До начала рыболовного сезона рыбопромышленники закупали для нанимаемых работников продукты питания, табак, одежду и обувь (холщовые рубахи, рукавицы, бродни), а также средства труда – неводы, запоры, морды, чердаки и т.п. В число закупаемых впрок продуктов питания входили мука, кирпичный чай, различные крупы, соль, изредка – мясо, подвергавшееся последующей засолке с целью увеличения срока хранения.

Организация промысла на песках предполагала возведение необходимых построек: помещений для проживания рабочих, бани, отхожих мест, кухни, сараев для засолки рыбы, складских помещений. Тем не менее хозяйственно-бытовые условия труда рабочих в подавляющем большинстве рыбопромышленных заведений были крайне неудовлетворительными. Организация питания, бытовые и санитарные условия пребывания на песках не выдерживали никакой критики. В 1879 г. член Тобольской врачебной управы Матвеев, побывав на рыболовных песках, расположенных вдоль р. Обь в Сургутском и Березовском округах, констатировал, что пески находятся «в самом безобразном виде»: «…помещения (для проживания рабочих. – А. Т.)… чрезвычайно тесны, в высшей степени грязны, без нар и полов и некоторые даже без печей». При этом на многих песках рабочие жаловались на «дурную» пищу, «грубое и даже жестокое» обращение со стороны хозяев и их приказчиков.

Основу питания рабочих составляла рыба в соленом, вареном либо сыром виде, а также хлеб и кирпичный чай. Гораздо реже давались каша (преимущественно ячневая), соленое или вяленое мясо, горох. В целом питание характеризовалось однообразием, дефицитом необходимых пищевых элементов. Стремясь исправить эту ситуацию, Тобольская врачебная управа выработала в 1892 г. предписание рыбопромышленникам об обязательном включении в пищу рабочих (помимо мяса, рыбы, хлеба и чая) различных круп, картофеля, масла, кислой капусты, кваса. Однако владельцы рыбопромышленных заведений заявили, что кормить рабочих кислой капустой, маслом и картофелем невозможно, поскольку для хранения названных продуктов требуется лёд, который в летнее время достать негде.

Несмотря на предпринимаемые губернскими властями меры по наведению порядка на местах рыбодобычи, организации полноценного питания, ситуация кардинально не изменилась. Так, сургутский окружной врач, проводивший в 1891 г. санитарную проверку рыбопромышленных заведений на вверенном ему участке, отмечал: «Более двух третей рабочих найдены мною полунагими, в крайне обветшалом, невозможно грязном, содержащем массу паразитов белье, не подвергавшемуся мойке в продолжение пяти месяцев, за неимением сменного… по недостатку сушилен, белье от брожения в воде постоянно мокро в продолжение суток».

Казармы и бревенчатые избы, предназначенные для проживания рабочих, зачастую не имели окон, пола, потолка, печки, практически не убирались, отличались теснотой и спертостью воздуха, сыростью, отсутствием вентиляции. Сведения о состоянии жилых помещений на рыболовных песках, содержащиеся в многочисленных рапортах окружных исправников, врачей, в большинстве случаев рисуют мрачную картину санитарно-бытовых условий жизни рабочих на промысле. «На заведении тобольского купца Ивана Корнилова “Каменный песок” 32 человека рабочих помещаются в двух избушках крайне тесно. Избушки эти деревянные, старые, крытые берестой, поверх которой набросана земля, во многих местах смытая дождем, почему и образовалась течь. Потолков нет, вентиляция плохая, внутри содержатся грязно. На втором песке Корнилова рабочие помещаются в маленькой деревянной избушке, которая весьма тесна, старая, пол покрыт толстым слоем ила от бывшего наводнения, отчего в помещении сыро и от просыхания ила выделяются испарения», – писал в своем рапорте на имя тобольского губернатора помощник березовского окружного исправника Бирюков. В антисанитарном состоянии находились не только помещения, предназначенные для отдыха рабочих, но и отхожие места, помойные ямы, бани, сараи для засолки рыбы и др.

Суровый и неустойчивый северный климат, низкая заработная плата, нехватка спецодежды, устаревшие средства производства, неполноценное питание, неудовлетворительные условия проживания рабочих в бараках, отсутствие возможности получить своевременную медицинскую помощь приводили к конфликтам между владельцами рыбопромышленных песков и наемными рабочими. Примером может послужить конфликт, разгоревшийся в 1891 г. на песках купца Нартымова, где 5-6 рабочих во время неводьбы потребовали прибавки заработной платы. Когда им было отказано в удовлетворении требования, они разграбили пекарню, похитили топоры и лодку и уехали в Тобольск.

Тяжелые условия труда, плохое питание, антисанитария в бараках, а также отсутствие санитарного надзора негативно сказывались на здоровье рабочих, способствовали распространению инфекционных заболеваний. Так, летом 1885 г. на песках купца Бронникова, расположенных на Обдорском участке, появился возвратный тиф, который, по причине отсутствия медицинской помощи, к февралю 1887 г. распространился на местное инородческое население, в итоге его жертвами стали 835 человек. В сентябре 1892 г. по окончании сезона добычи рыбы из 116-ти рабочих, трудившихся на песках того же Бронникова, прибыли в Тобольск лишь 77. Остальные 27 чел. умерли от тифа и цинги на местах ловли рыбы, еще 12 чел. заболели на обратном пути домой и были «оставлены на излечение» в Березовской городской больницеВ связи с неоднократными случаями появления инфекционных заболеваний среди рабочих рыбопромышленных песков, высоким уровнем смертности от различных эпидемий Тобольское губернское управление составило опросные листы для владельцев рыбопромышленных заведений относительно устройства санитарной части на местах добычи рыбы. На вопрос о том, как оказывается медицинская помощь заболевшим работникам, владельцы дали весьма поверхностные ответы: «медпомощь оказывается соразмерно своим знаниям»; «заболевания на песках лечат горчичниками и разными слабительными»; «для оказания помощи имеются простые и неоднократно испытанные опытами средства»; «используем касторовое масло, хинные порошки, липовый цвет, перец, нашатырь, пластырь, уксус». Многие рыбопромышленники заявили: «…аптечки и медикаментов не имеется».

С 1885 г. в Тобольске было организовано обязательное освидетельствование рабочих, отправляющихся на рыболовные пески. Лица, признанные городовым врачом больными, отправлялись в больницу. С 1887 г. окружные и объездные врачи получили предписание от губернатора посещать пески своего округа не реже одного раза за лето. Но перечисленные меры по охране здоровья рабочих и осуществлению санитарного надзора не принесли желаемых результатов. Сказывались трудности проезда к пескам, дефицит врачебного персонала, нежелание рыбопромышленников сотрудничать с медицинскими кадрами.

В 1890-е гг. для оказания врачебной помощи заболевающим на песках рабочим было образовано 11 фельдшерских пунктов: из них 2 – в Тобольском округе, 3 – в Сургутском, 2 – в Березовском и 4 – на Обдорском участке. Санитарные правила и предписания по организации промысла на песках, введенные в 1892 г. тобольской администрацией, фактически не исполнялись. Тем не менее к 1912 г., когда был принят рыболовный устав, произошли определенные подвижки в деле улучшения условий труда на рыбопромышленных участках. Так, владельцы рыбных песков стали платить по 50 коп. за каждого рабочего за сезон на организацию медицинской помощи, были вынуждены приобрести медикаменты для аптечки, заняться благоустройством жилых помещений, предназначенных для отдыха. На некоторых рыболовных песках отмечалось улучшение питания. В крупных рыбопромышленных заведениях строились амбары для хранения продуктов питания, пекарни, кухни, бани. Однако в целом труд рабочих на рыболовных промыслах оставался тяжелым и низкооплачиваемым. Ситуация усугубилась в 1914 г., когда стоимость арендной платы за рыболовные угодья в среднем стала составлять около 2-х тыс. рублей. Увеличение расходов на аренду песка рыбопромышленники стремились компенсировать за счет рабочих: экономили на продуктах питания, ремонте жилых помещений, спецодежде, лекарственных средствах.

Таким образом, условия труда рабочих рыбопромышленных заведений Северо-Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. оставались тяжелыми. Первостепенную роль в этом играли социально-экономические и хозяйственно-бытовые факторы: низкая заработная плата, скудное питание, антисанитарное состояние производственных и жилых помещений, отсутствие медицинской помощи, медикаментов. Несмотря на предпринимаемые местными властями попытки исправить ситуацию в деле организации рыбодобычи на песках, улучшить положение рабочих, существенных изменений в условиях труда не произошло. Сказывались несовершенство общероссийского законодательства в отношении рыбного промысла, нежелание рыбопромышленников тратить дополнительные средства на повышение оплаты труда рабочих, развитие и благоустройство инфраструктуры принадлежавших им песков, а также дефицит медицинских кадров, удаленность мест рыбодобычи от транспортных путей, ментальные и поведенческие стереотипы самих работников, большую часть которых составляли «инородцы», бедные крестьяне, представители городской бедноты, для которых антисанитарные условия, однообразное питание, высокая заболеваемость были составной частью привычного образа жизни.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Условия труда рабочих на рыболовных промыслах северо-западной Сибири на рубеже XIX-XX вв.”

Яндекс.Метрика