По берёзовскому мосту из прошлого в будущее

Яков Яковлев

…Югра тоже может гордиться своими мостами. Мост через Иртыш длиной почти полтора километра около окружной столицы и мост через Обь более двух километров под Сургутом по праву стали достопримечательностями округа. Мы гордимся ими, показываем приезжим, но… Быстротечность жизни и их рано или поздно тоже сделает объектами культурного наследия, нуждающимися в сохранении.

С позиций человеческой истории на это не потребуется много времени, с масштаба человеческой жизни — это будет заботой следующего поколения. Именно ему хранить наше наследие, нам же судьбой и законом определено сберечь наследие предыдущих поколений.

Среди этого наследия — деревянный овражный однопролётный мост через овраг Култычный на ул. Собянина в Берёзове. По нынешним меркам не впечатляют ни его длина, составляющая всего 48 м, ни интенсивность движения. Однако ни жителям, ни частым гостям посёлка представить сегодня Берёзово без этого моста просто немыслимо. Именно он стал одним из наиболее интересных и живописных архитектурно-природных объектов Берёзова, органичной и неотъемлемой частью своеобразного местного ландшафта, хранителем облика и гарантом статуса исторического поселения. Как пишут архитекторы, «характерный для русского деревянного зодчества образец ряжевого моста является частью своеобразной природной и рукотворной системы овражно-балочного комплекса Берёзова».

Что такое «ряжевый мост»? Ряжи (по-иному — городни) — бревенчатая основа конструкции, созданной для вертикального напряжения. Это давнее изобретение русских зодчих. Впервые из дошедших до наших дней исторических документов ряжи упомянуты в самом первом отечественном законе — «Русской правде» (XI в.). А археологи обнаружили эту конструкцию в оборонительных валах г. Владимира, которые были возведены ещё ранее — в X в.! Ряжи устанавливали в качестве арматуры валовых укреплений и при строительстве первых российских острогов в Сибири. Эту же конструкцию применяли для сооружения мостовых опор, причём на трактах Русского Севера и Сибири эта традиция активно использовалась ещё в XVIII—XIX вв. Да что там XIX век?! В наших северных краях она была востребована и в эпоху строительства социализма: в 1947—1948 гг. заключённые, прокладывавшие по Приполярному Уралу автогужевую дорогу от Воркуты до Харбея, мостовые переходы через горные речки устанавливали именно на ряжи. Тысячелетний опыт предков оказался востребованным.

Срубные опоры-ряжи берёзовского моста, установленные на склонах оврага, выполнены в форме сквозной конструкции стен перерубов. Стены эти состоят из уложенных с пропусками («в реж») крупных брёвен, поперечные и продольные ряды которых чередуются, образуя клети. Такая укладка брёвен позволяет свободно пропускать паводковые воды и обеспечивает проветривание, предохраняя сруб от загнивания. Это, так сказать, прагматика. Но для инженерных сооружений немаловажна и эстетика. С этим тоже всё нормально. Ряжевая конструкция создаёт впечатление простоты  и рациональности, устойчивости опоры. Архитекторы при характеристикеберёзовского моста с удовольствием отмечают: «С пластикой открытых срубов, крупным ритмом венцов и выступов брёвен контрастирует лес стройных подкосов, заполняющих отверстие средней части моста. Вся эта открытая несущая конструкция и контраст фактур составляют основу выразительной композиции сооружения. Поверх несущей системы моста уложен накат из брёвен и плах — настил проезжей части. Линии моста подчёркивают и завершают деревянные поручни и лёгкое ажурное ограждение в виде простой сеточки».

Время строительства инженерных сооружений фиксируется в документах — технических, финансовых и прочих. А как быть с теми объектами, которые строились народными мастерами только на основании передававшихся из поколения в поколение традиций, где технические приёмы вводились интуицией и утверждались временем без всяких документов и расчётов? В таких случаях время строительства становится сюжетом для местного мифотворчества и загадкой для историков. Именно такая ситуация сложилась с мостом в Берёзове. По косвенным признакам специалисты считают, что он мог быть установлен во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Эта дата опирается на два изобразительных источника — известный рисунок Делиля 1740 г., на котором мост ещё отсутствует, и на гравюру с видом города Берёзова со стороны р. Сосьвы 1843 г., где он уже изображён.

Конечно, за прошедшее время деревянный мост, жизнь которого определена 30—50 годами, не один раз ремонтировался и перебирался. Однако каждый раз его внешний вид и конструктивная основа оставались прежними. Скептик может возразить, что речь в данном случае надо вести не об одном, а о нескольких последовательно сменяющих друг друга мостах. На это можно привести старую философскую притчу-загадку. У одной почтенной мисс были носки красного цвета, которые она регулярно чинила синими нитками. В результате через несколько лет носки стали синими. Так что мы имеем в итоге: те же самые носки или уже другие?

Каждый этап ремонтно-восстановительных работ, каждое новое поколение мастеров, оставляя в неприкосновенности конструктивную основу моста, вносили неизбежные изменения в его внешнее оформление — в дизайн, как сейчас выражаются. Технические новации и упрощенные эстетические пристрастия XX в. привели к тому, что в результате ремонтных работ 1960— 1980-х гг. мост утратил своё художественное оформление — газовые фонари, точёные балясины ограждения, фигурные арки на въезде и выезде. Из франта мост превратился в простого старого работягу. Последний ремонт моста в 2003 г. лишь утвердил эти изменения.

Однако берёзовцы любят свой мост и в таком облике. Любят и очень боятся потерять. Эти настроения хорошо отразила местная поэтесса Лариса Полетаева:

Для пешеходов и телег

На клетях был построен,

Но груз на них в машинный век

Помногу раз утроен.

«Лечили» ноги и настил.

Вновь тяжести переносил,

Истоки наши воскресил

Мосточек деревянный,

И реставратора просил:

«Где ты, мой безымянный?»

Очень хочется, чтобы чаяния и жителей, и гостей Берёзова (в том числе и мои — очень люблю приезжать в этот посёлок) оправдались. Мостик совсем захирел. По нему давно уже запрещено движение автотранспорта. В 2013 г. к празднествам в честь 420-летия знаменитого посёлка настелили новый слой досок на пешеходной части моста — и всё. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 3 ноября 201 1 г. № 413-п наш герой внесён в список объектов культурного наследия, требующих срочного проведения ремонтно-реставрационных работ. Но окружная программа  «Культура Югры» идёт со скрипом, о сокращении бюджета России (а значит, и бюджета округа) заявлено на самом верху в Кремле. Практика показывает, что первой под гильотину секвестирования бюджета попадает сфера культуры, а внутри неё — расходы на реставрацию. Так что перспективы дальнейшей судьбы берёзовского моста скрыты в тумане.

Но… «Мой костер в тумане светит…». Будем смотреть на огонёк надежды. И верить, что не только дети, но и внуки нынешних жителей Берёзова придут в день свадьбы на этот мост и замкнут на нём замок своего семейного счастья.

«Подорожник», №14, 2014

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “По берёзовскому мосту из прошлого в будущее”

Яндекс.Метрика