Становление натуралиста

Автобиография Юрия Ивановича Гордеева, биолога и краеведа, автора книги «Птицы тайги», газетных и журнальных статей и многих заметок…

Родился б апреля 1932 года в с. Белогорье Самаровского (Ханты-Мансийского) района.

В 1937 году отец был арестован, и мы с матерью больше года жили в Омске. Через 19 месяцев отца оправдали и восстановили в рядах ВКП/б. Он получил новую должность в с. Березово. Туда мы переехали зимой 1940 года.

С началом учебы в школе у меня сразу появилось много друзей, из них некоторые оказались близкими соседями, и таким образом возникла дворовая компания. Каждое лето мы вместе рыбачили, купались, ходили в лес за ягодами, грибами, шишками.

В1943 году произошло в моей жизни неприятное событие: сломал ногу. Почти месяц пришлось находиться дома в гипсе, и вот мать, зная, что я люблю бывать в природе, принесла мне из библиотеки книгу А. Брема «Жизнь животных». Пока я был дома на излечении, все рассматривал картинки да читал описания разных животных, особенно тех птиц, которых ежедневно видел за окном. Когда нога поправилась, я уже полностью увлекся миром пернатых и весной 1944 года начал более внимательно присматриваться к ним.

С весны 1946 года стал ходить в лес один с прямой целью наблюдать за птицами. Прочитав книгу В.К. Арсеньева «Дерсу Узала», я открыл для себя значение записей в экспедициях и тоже начал отмечать на бумаге некоторые интересные явления. Эти первые, весьма несовершенные заметки в дальнейшем пригодились мне.

Летом 1947 года начал собирать коллекцию птичьих яиц, которую закончил в Ханты-Мансийске в 1962 году. Частично она сохранилась в фондах окружного краеведческого музея и была выставлена в экспозиции в 1988 году. Зимой 1947 года подвел первые итоги своих наблюдений за птицами, к тому времени мной было отмечено 50 видов. При этом я попытался некоторых птиц нарисовать, но это оказалось непростым делом: мои художественные способности были на самом низком уровне. Моя рукопись оказалась очень плохо иллюстрированной, но желание запечатлеть птиц не прошло и осуществилось гораздо позже.

Летом 1948 года наша семья переехала в Ханты-Мансийск. Здесь я побывал в краеведческом музее и увидел чучела птиц. Появилось желание самому сделать их, но как — этого я пока не знал.

Пошел к тогдашнему директору музея В.С. Гаврину. Он выслушал меня и сказал, что может дать специальную книгу о том, как готовить чучела. Во время беседы он неожиданно предложил мне бланки фенологических наблюдений, которые пришли из Географического общества СССР. Я прочитал бланки и понял, что при тех знаниях природы, которые тогда имел, могу проводить наблюдения. Так с 1950 года я начал вести наблюдения, которые позднее помогли мне составить календарь природных явлений г. Ханты-Мансийска и календарь прилета птиц. Вскоре я купил фотоаппарат «Любитель» и начал первую фотоохоту. Шли дни, тратилась пленка, но результаты были плачевны, птицы на фотографиях получались настолько мелкие, что даже специалисту трудно было определить их. Занимаясь фотоохотой, я продолжал наблюдения. Зимой 1951 года вторично подвел итоги и составил небольшое описание жизни птиц.’На этот раз список их достиг 80 видов.

Весной 1952 года у меня появилась большая забота: куда пойти учиться после окончания школы, чтобы продолжить свои наблюдения за птицами. По справочнику выходило, что это возможно только на биолого-почвенных факультетах университетов. В 1953 г. я поступил в Ленинградский университет.

Потянулись годы учебы, за которые я узнал, что такое наука, и побывал в разных концах страны: на юге — в Белгородской и Астраханской областях, на востоке — на Курилах.

В 1955 году у нас на факультете открылся фотокружок. Я стал посещать его, понял причины своих неудач с фотографированием птиц и теперь знал, что нужно делать, но возникло новое затруднение: надо было иметь особые зеркальные аппараты и специальные телеобъективы, которых тогда наша промышленность не выпускала. Я решился купить в «комиссионке» старый немецкий зеркальный аппарат «Практифлекс», предварительно расставшись с частью своих книг. Потом также приобрел объектив от старой камеры и из него соорудил длиннофокусный «телеобъектив». Летом 1956 года я с этим оборудованием поехал домой на практику. Целый месяц фотографировал птиц в окрестностях Ханты-Мансийска. Зимой все было проявлено и напечатано и получены первые не очень качественные снимки. Они были использованы для иллюстрации моей первой курсовой работы «Птицы окрестностей г. Ханты-Мансийска», описывавшей 120 видов.

Летом 1958 года государственные экзамены были сданы и получен диплом зоолога-биолога. Студенческая пора прошла, я поехал в Ханты-Мансийск с направлением на работу в музей, где был определен на должность научного сотрудника.

Проработав несколько дней, в середине августа отправился в первую командировку — в с. Троица Самаровского района.

На работе потянулись дни, заполненные чтением литературы — как краеведческой, так и специальной о музеях. В ноябре состоялось мое первое выступление в печати в окружной газете «Сталинская трибуна». С этой заметки началось постоянное сотрудничество.

С весны 1959 года я возобновил фенологические наблюдения, которые продолжал до 1987 года. В мае 1959 г. началась подготовка к первой длительной командировке по изучению природы Кондинского района. Поездка была совершена в течение июня-июля и дала очень много наблюдений по птицам. Кроме того, я собирал гербарий и фотографировал своим самодельным громоздким телеобъективом. Были сделаны остановки в п. Леуши, Кондинское, Болчары, Алтай и Урвант. После поездки на Конду я пришел к мысли заснять каждый вид птиц, который встречается в округе. Как потом оказалось, это была трудная задача, на выполнение ее ушла вся жизнь, однако до конца она не была доведена, зато постоянно меня настраивала на фотоохоту.

Летом 1960 года я выполнил вторую длительную командировку, на этот раз в Березовский район. Провел несколько дней в Березово, посетил Сосьву, Саранпауль, Ванзетур. Будучи в п.Саранпауль, впервые увидел нехарактерный для нашего края ландшафт гор Приполярного Урала и даже «заболел» мечтой побывать в них. Эта мечта осуществилась только в 1977 году, когда я взял очередной отпуск и две недели провел в горах.

Летом 1961 г. я отправился в командировку на восток округа и побывал в Тундрино, Сургуте, Нижневартовске, Ларьяке. Я взял с собой новый аппарат «Зенит» и телеобъектив МТО-500 с десятикратным приближением. Эта аппаратура облегчила мою фотоохоту. Осенью 1961 года я получил «Ежегодник Тюменского музея», где была опубликована моя первая научная заметка по фауне птиц р. Конды. Зима 1961-62 гг. прошла в оформлении экспозиций в новом здании музея, которое было открыто зимой 1962 года. В период подготовки новой экспозиции я в 1962 году начал писать план экскурсий «Природа Ханты-Мансийского округа», который потом расширил и получилась большая рукопись. В дальнейшем я несколько раз ее расширял и дополнял с намерением подготовить книгу, но мечта осталась мечтой.

Наступило лето 1962 года и, как и в предыдущие годы, я направился в поездку — снова в Березовский район по реке Казым. Посетил Октябрьское, Перегребное, Полноват, Казым, Устрем, Березово. Осенью 1962 года, когда экспозиции отдела природы были оформлены, я начал подводить итоги по фауне птиц округа и сделал описание уже 230 видов птиц, что в два раза больше моего же списка 1956 года. Этой же зимой впервые появляются в журнале «Охота и охотничье хозяйство» мои фотографии птиц, а в альманахе «Охотничьи просторы» — лирические заметки фенолога, которые в дальнейшем печатались и в журнале «Уральский следопыт».

Летом 1963 года я отправился в командировку вверх по Иртышу в пределах Самаровского района и посетил Тюли, Реполово, Батово, Цингалы. Вернувшись, взял отпуск и с женой впервые поехал на Черное море через Москву. В Москве купил последнюю новинку — телеобъектив МТО-1000 с двадцатикратным приближением. Как только вернулись домой, отправился в лес. Приближал объектив хорошо, но требовалось яркое освещение и обязательно — штатив для устойчивости, так как объектив был тяжел. После этого я много лет не расставался с МТО-1000. Он позволял мне, не прячась в шалаш или палатку, фотографировать с ходу.

Наступает осень 1963 года, и в моей жизни происходят еще два события. Во-первых, я получаю журнал «Природа», где опубликована моя первая статья в защиту природы «Оправдано ли создание Нижне-Обского моря», и я устанавливаю длительную связь с окружным обществом охраны природы. Во-вторых, перехожу на работу в окружную санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС) в отдел особо опасных инфекций на должность зоолога. В СЭС я работал до выхода на пенсию, а зоологом — до 1972 года. Выполнение моих обязанностей было связано с постоянными разъездами на катере. В результате мое общение с природой получило большой размах, а наблюдения за птицами пополнялись новыми данными. В свободное время я продолжал заниматься фотоохотой.

Зимой писались отчеты. Я же дополнительно подводил свои итоги: впервые составил фотоальбом о птицах округа для музея, печатал фенологические заметки в окружной газете. По итогам моих многолетних фенологических наблюдений были опубликованы два календаря в географическом сборнике, издаваемом в Иркутске: «Календарь природы г. Ханты-Мансийска» и «Прилет птиц в окрестности г. Ханты-Мансийска».

С 1972 года поездки на катере по рекам округа прекратились, т.к. отдел особо опасных инфекций при СЭС закрыли. Теперь наблюдения в природе проводились в основном в окрестностях Ханты-Мансийска в свободное от работы время. По округу я мог ездить только в дни отпусков, что и делал: побывал в Березовском районе, на Приполярном Урале, в Нижневартовском районе, в заповеднике «Малая Сосьва».

В 1982 году пришло предложение из Тюменского отделения Средне-Уральского издательства написать книгу о птицах нашего края. Я взялся за эту работу. Рукопись несколько раз переделывалась, и в 1985 году вышла книга «Птицы тайги».

С семидесятых годов я все летнее время стал проводить в Ханты-Мансийске и начал собирать материал по флоре. В результате было составлено алфавитное описание 1 400 видов растений округа. В семидесятые годы составлено и алфавитное описание птиц округа — 248 видов.

В 1987 году начата совместная работа по птицам округа с научными сотрудниками заповедника «Малая Сосьва» В.П. Лыхварем и заповедника «Юганский» — Е.Г. Стрельниковым. В 1991 году поселился в Тюмени, в микрорайоне Войновка. Квартира оказалась на 4-м этаже, из окна ее открывался вид на открытое поле с небольшим озером, по берегам которого росли редкие пушистые кустики ивняка и тростника. За полем виднелся сосново-березовый лес. Когда через несколько дней после приезда я пошел в этот лес, то обнаружил там прекрасные места для общения с природой. Как и в Ханты-Мансийске, начал проводить здесь фенологические наблюдения и заниматься фотоохотой. С 1992 года сотрудничаю с журналом «Югра», куда посылаю заметки о птицах, делая подробное описание каждого вида.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика