Деревенские будни

Н. Кориков

Раннее тихое утро. Восток в полнеба пылает румянцем. Мы стоим на высоком берегу протоки Горной. Деревня еще спит. Но вот пылающий солнечный шар осторожно, но уверенно прожигает неровную ниточку горизонта и медленно ползет вверх под разноголосый неслаженный хор «третьих» петухов.

Деревня. Сколько тихой и скромной романтики и, если хотите, поэзии в этом слове. А деревня Шапша Xанты-Мансийского района особенная. Здесь я родился и рос. Здесь протоптаны первые жизненные тропки. Отсюда уходили на фронт наши отцы и старшие братья в черную годину 41-го. Здесь в маленькой покосившейся школе мы постигали первые азбучные истины и…

«Здесь мы слово Родина

Впервые прочитали по слотам».

Здесь мы познали добро и зло. Отсюда ушли в большую жизнь. Ушли, уехали, разлетелись по всей стране. Но здесь живут наши сверстники, те самые Володьки, Васьки, Галки, Нинки, которые пошли дорогой отцов, остались верны их заветам и навсегда связали жизнь с деревней. О тех, кто не мыслит жизни без колхоза, кто навсегда полюбил его леса, луга и поля, для кого труд на этой земле — главная цель в жизни, наш рассказ.

— Володька! Владимир Петрович! Это ты первым стукнул калиткой? Это тебе не спится, старина, в эти светлые майские ночи? Здравствуй, колхозный бригадир! Расскажи, чем живешь-можешь, куда бригаду ведешь, депутат райсовета товарищ Лыткин?

Невысокий, крепкий, с огрубелыми большими руками и обветренным лицом, он почти не изменился, все то же озорство, те же смешинки в добродушных открытых глазах. Таким он был за соседней партой в далеких сороковых, таким и остался, вошел в зрелость.

Беседа с первых минут становится оживленной, деловой. Подле традиционных «где?», «куда?», «откуда?» говорим о зимовке окота, о кормах, о возможностях предстоящего пастбищного периода, о полевых работах…

— Стойловое содержание скота закончили успешно. Грубых кормов достаточно. Есть и сочные. Немного, но есть. Для стельных и недавно отелившихся коров норму несколько увеличиваем. Да и кормозапарник сейчас для нас немалую службу служит для приготовления комбикорма.

На животноводческой ферме 50 лошадей, 300 голов крупного рогатого скота, в том числе 100 коров. Дойное стадо разбито на восемь групп. Доярки Нина Зверева, Галина Корепанова, Нина Попова, Любовь Новопашина, Зинаида Ульянова, Алимпиада Конева, Нина Веснина и Капитолина Лыткина тоже просыпаются рано. Еще нет и шести, а они уже на ферме. Зашумели донышки ведер от упругих струек молока. И так каждый день, от зари до зари с небольшими перерывами на обед, отдых, и снова работа. Да как же нужно любить это дело, сколько большой человеческой теплоты и доброты в душе иметь, чтобы с достоинством носить гордое звание колхозной доярки?!

По итогам соревнования с начала года на первом месте Капитолина Лыткина. Около полутора тысяч килограммов молока надоила она за пять месяцев от каждой фуражной коровы. Немного отстает от нее Нина Зверева и Галина Корепанова. А в целом по ферме получено более 1200 килограммов от каждой фуражной коровы. Это значительно превышает показатели в целом по колхозу им. Чапаева, несмотря на то, что условия работы у всех животноводов одинаковые. И, если по колхозу надои от фуражной коровы в этом году на 290 килограммов больше, чем за соответствующий период прошлого года, заслуга в этом шапшинских животноводов.

— Последние денечки в стойлах томятся наши коровушки, — рассказывает Владимир Петрович. — Правда, большую часть дня они содержатся в загоне, на свежем воздухе, но все равно скоро выйдут на пастбища, которые пастухи — скотники Павел Конев и Петр Зверев своевременно подготовили для выпаса дойного стада.

И, пожалуй, раньше всех начался трудовой день у телятницы Зои Федоровны Евсеевой. На ее попечении 75 питомцев. А чтобы их вовремя накормить, напоить, убрать клетки, труда и времени требуется немало. Потому и приходит она на ферму к пяти утра, а уходит с закатом солнца. Только благодаря исключительному трудолюбию Зоя Федоровна добилась высоких показателей в выращивании молодняка. Вот уже в течение нескольких лет она сохраняет 98—99 процентов закрепленных за нею телят-молочников.

Познакомились мы в этот день и с работой скотника Георгия Басова, который добросовестно ухаживает за сотней голов молодняка, интересовались делами звероводов Нины Васильевой и Валентины Солодкиной. От 50 самок серебристо-черных лисиц они добились выхода 3,3 щенка на каждую самку.

В 8 часов затрещали пускачи тракторов. Это механизаторы Алексей Сумкин и Евграф Лыткин готовили свои тракторы к выходу в поле. Вскоре один из них приступил к пахоте, а другой к вывозке навоза на поля.

— А где же рыбаки? Ведь у вас артель-то рыбацкая.

Владимир Петрович безнадежно махнул рукой.

— Были, да все вышли. Уж лучше бы нам вывеску сменить, сельхозартелью называться. Да и выгоднее нам это сейчас. Полеводство и животноводство нам дают основные доходы, а рыбодобыча так себе, вспомогательная отрасль. Однако есть у нас и свои рыбаки. Не одну путину заняты на лову Виктор Шашков и Георгий Паромов. Шашков, например, с 21 мая ежедневно добывает и сдает на звероферму 100—120 килограммов язя и щуки, безвыездно находясь на промысле.

— Работа работой, а как отдых? — поинтересовались мы у колхозников.

— Теперь нам не до отдыха, — говорит механик электростанции А. Веснин. — Вот посевную завершим, тогда и об отдыхе подумаем. А вообще-то мы каждый вечер новые кинофильмы смотрим.

Со многими колхозниками беседовали мы в этот день. Люди открыто, без утайки рассказывают о своем житье-бытье, своих горестях и радостях,

Полнокровной жизнью живут мои вчерашние сверстники. Когда работа по душе, когда в доме полная чаша, когда радость жаворонком поет в небе, — хорошо жить!

«Ленинская правда», 1 июня 1968 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Деревенские будни”

Яндекс.Метрика