И. Свистунов
Морозное зимнее утро. На Ханты-Мансийский консервный комбинат группами и в одиночку спешат рыбообработчики… Степенной, уверенной походкой идет в механический цех немолодой уже рабочий. Встречные с почтением здороваются с ним:
— С добрым утром, Александр Яковлевич!
Слесаря — лучшего рационализатора Ханты-Мансийска Александра Яковлевича Янно хорошо знают на рыбообрабатывающем предприятии. В конце только что минувшего года он отметил знаменательную для себя дату: исполнилось ровно 15 лет его работы в ремонтно-механическом цехе. За эти годы бывший ленинградский слесарь проделал немалую работу на комбинате. На его личном счету, который был заведен десять лет назад, сейчас насчитывается свыше 40 ценных рационализаторских предложений. Если подсчитать денежную экономию, которую получил комбинат от внедрения этих предложений в жизнь, получится внушительная сумма — десятки тысяч рублен. Но не только этим характеризуется плодотворная работа Александра Яковлевича. Он — замечательный воспитатель молодежи.
За пятнадцать лет работы на комбинате Александр Яковлевич обучил специальности слесаря не один десяток юношей. И сейчас, непрерывно совершенствуя свое мастерство, он неутомимо готовит молодых специалистов, внимательно относится к молодежи.
…До конца смены оставалось 20 минут.
— Юра, дай-ка фланец, — обратился Александр Яковлевич к своему ученику Грасмику. Когда тот подал слесарю фланец, Александр Яковлевич приложил его к только что изготовленной детали, размеры фланца оказались не подходящими.
— Ладно, завтра переделаем, — сказал юноша.
— Нет, дорогой, — остановил его слесарь, — надо сегодня сделать. На завтра нам и без того работы хватит. Надо торопиться. Мы взяли обязательство давать не меньше двух норм в смену. Нужно, чтобы это обязательство было не только на бумаге…
Захватив бракованный фланец, парень направился к тисам изготавливать новый.
Любо посмотреть на работу самого Александра Яковлевича. Если ему поручают изготовить форсунки к дизелям, можно не сомневаться, они получаются ровными и аккуратными, без малейших изъянов. Самые сложные и ответственные работы по ремонту моторов, различных машин начальник цеха поручает Александру Яковлевичу. У него наметанный глаз, золотые руки.
— Главное в нашей работе, — говорит тов. Янно, — это внимание, осторожность и быстрота.
Эти отличительные качества опытного слесаря проявляются буквально на каждой производственной операции.
Как-то Александр Яковлевич получил крайне ответственное задание — в короткий срок отремонтировать вышедшую из строя протирочную машину. Сложность задания усугублялась тем, что с подобной работой слесарь сталкивается впервые.
— Ничего… осилим, — сказал Янно.
И он, действительно, осилил. Разбирал машину и одновременно знакомился с ее конструкцией. Чтобы и здесь сберечь время, слесарь пошел по такому пути: мелкие заказы на изготовление отдельных деталей не передавал станочникам, а выполнял самостоятельно.
— Что вы, Александр Яковлевич, переквалифицировались, что ли? — шутили рабочие, видя слесаря то у фрезерного, то у сверлильного, то у токарного агрегатов, — у наших станочников хлеб отбиваете?
— Станочникам своего дела хватит, а у меня каждая минута на счету.
Ремонтируя протирочную машину, тов. Янно выполнил работу заводского характера — отремонтировал сито. Больше того, он устранил целый ряд конструктивных недоделок, допущенных заводом-изготовителем.
Любовь к своему делу, стремление к высоким темпам труда, новаторство, сметка — вот качества, которые отличают замечательного рационализатора Александра Яковлевича Янно.
И вовсе не случайно в минувшем году. Александр Яковлевич выполнил две с половиной нормы. И не случайно в дни празднования 40-й годовщины Великого Октября он удостоен почетной народы — значка «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности».
«Ленинская правда», 1 января 1958 года