Казым в годы Великой Отечественной войны

Максим Рандымов

В центре Казыма есть мемориальный комплекс, где на мраморных плитах высечены 108 фамилий героев-участников войны 1941-1945 г. Героями были и труженики,  оставшиеся  в тылу, своим трудом приблизившие победу. Мои родственники по материнской линии жили в юртах Амнинских. Прабабушка Ерныхова А.Г., прадедушка Ерныхов В.С. работали в колхозе им. Молотова. В годы войны прадедушка занимался рыбным и охотничьим промыслом.

Школа в годы Великой Отечественной войны

23 июня 1941 года начал работу окружной военкомат по формированию военных команд для отправки на фронт. «В первый день войны военкомат получил 200 заявлений и телеграмм с просьбой отправить на фронт. Вот, что писала комсомолка – учительница Казымской семилетней школы А.И. Британова (Неруш): «Как велика ненависть и злоба к зарвавшимся фашистам – трудно выразить словами… Узнав о наглом нападении фашистов на нашу Родину, я, не задумываясь, ни минуты, изъявляю желание добровольно идти в РККА и защищать любимое Отечество. Военной специальности я не имею, но считаю себя готовой к защите Родины: сдала нормы на все оборонные значки. Прошу не отказать в моей просьбе и зачислить в ряды РККА».

С началом войны изменилась жизнь не только взрослых, но и детей. В школе теперь изучали не только общеобразовательные предметы, но и противоздушную и противохимическую оборону, стрелковое дело. Проводились военно-физкультурные соревнования, ученики сдавали нормы на значок БГТО. Школьники старались учиться лучше, были и отличники. Но они теперь не поощрялись так, как до войны (перед войной 10 отличников из Казыма и Сосьвы были награждены поездкой в Москву).

«Было так, — вспоминает Лозямова Е.М., — что на весь класс был один учебник. Писали в старых тетрадях между строками. Вместо чернил использовали сажу, марганец, оленью кровь». Школьники учились, работали, по возможности организовывался их досуг. Бабкина Л.И. помнит о том, что и в военные годы учеников отправляли отдыхать в лагерь в Шеркалы.

Государство заботилось о детях. Из газеты «Омская правда» от 21 октября 1941 года узнаем, что «интернат на 160 детей ханты, манси и зырян, приехавших из отдаленных районов тундры, открыт при школе Казымской культбазы. Дети находятся на полном государственном обеспечении. В этот год Казымской культбазе на обучение и материальное обеспечение детей трудящихся коренных национальностей отпущено свыше 300 тысяч рублей», на питание за 1 квартал было израсходовано 36000 рублей.

В 1942 году на основании письма «О работе по подготовке школ к новому 1942-1943 учебному году» были поставлены задачи развития обучения, помощи школе. За лучшую помощь фронту было учреждено переходящее Красное знамя. Среди лучших школ округа, которые были удостоены этой награды, была и Казымская школа-интернат.

Директорами в военные годы были Синяк Николай Герасимович и Архангельский Василий Алексеевич. Василий Алексеевич преподавал математику и физику. Он  добросовестно относился к своим обязанностям и был удостоен медалей «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Дети помогали взрослым как могли. Собирали грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы. Отправляли на фронт посылки с теплыми вещами, рыбой, писали письма бойцам. В 1942 году в округе был объявлен месячник по сбору одежды, обуви, книг для отправки в освобожденные районы. Многие школьники входили в состав рыболовецких бригад, в 1944 году был организован конкурс на лучшую школу по сдаче пушнины. Казымские подростки, вспоминает военные годы П.Е. Ерныхова, «работали на заготовке дров, пилили вручную, пилили двуручкой, когда затупится – смазывали керосином. Готовили дрова для конторы, школы, пекарни».

Помощь  фронту  казымчане  осуществляли  и  в  другой  форме —  вносили в Фонд обороны  денежные средства. Только за 1941 год населением Микояновского района на создание боевых машин было внесено 224300 рублей. Не остались в стороне от этого почина казымчане. «В ответ на призыв учителей Ларьякского района активно включиться в сбор средств на постройку авиаэскадрильи «Народный учитель» учителя далекого Казыма внесли из личных сбережений 9725 рублей наличными деньгами и 6625 рублей облигациями госзаймов. Учитель Т.И. Чупров внес 1824 рубля, из них наличными – 1300 рублей» – это строки из газеты «Красный север» от 9.02.1945 года. Всего за годы войны население округа в Фонд обороны внесло 50 млн рублей.

Среди тех,  кто  ушел  на  фронт,  было  немало  учеников  и  педагогов  школы. На  войне  погибли  первый  ученик   школы  Н. Тосьманов,  учитель  В. Артеев  и  многие  другие.

Трудовые будни казымчан

Главной задачей для тех, кто остался в тылу, стала ударная работа. 14 июля 1941 года на общем собрании трудящихся было принято заявление: «Каждый трудящийся Казыма считает себя бойцом, мобилизованным на все время, пока не будет до конца уничтожен озверелый германский фашизм. Трудящиеся Казыма обязуются удесятерить свою энергию на трудовом фронте. Все государственные планы по рыбодобыче, пушным и другим заготовкам в текущем году будут перевыполнены не позднее, чем к 1 ноября». Значимыми направлениями хозяйствования на территории Казыма, близлежащих деревень были рыболовство, охота, оленеводство, звероводство, дровозаготовка. Это артели в Хуллорах: им. Сталина, им. Ворошилова, «Казымец»; в Кислорах – им. Калинина; в Помуте – им. Ворошилова; в Амне – им. Молотова; в Юильске – «Красный путь»; в Нумто – «1 мая»; в Казыме – им. Сталина.

В военные годы возникло соцсоревнование по перевыполнению плана. Главной продукцией для фронта была рыба: «Казымский национальный колхоз получил грамоту «Отличнику трудового фронта» от обкома ВКП(б) и исполкома областного  совета. К 26 декабря [1942 года] план рыбодобычи здесь был выполнен на 195%», «колхоз им. Молотова (деревня Амня Микояновского района) в 1942 году вместо 400 центнеров по плану выловил 758, а в следующем – 1306 центнеров. Рыбак колхоза им. Сталина (юрты Хуллор Микоянского района) Г. Тоголмазов сдал в этом же году 2352 пуда рыбы».

В связи с тем, что мужчины призывного возраста были мобилизованы на фронт, женщины, старики, дети заняли их рабочие места. Рыбным промыслом стали заниматься старейшие рыбаки. 76-летний бригадир из колхоза им. Молотова д. Амня (в бригаду входили 75-летний  Иван Афанасьевич и 77-летний Егор Афанасьевич Каксины и другие старики) Ксенофонт Максимович Тарлин в апреле 1942 года заявил: «Мой сын Пётр ушёл в Красную Армию с оружием в руках защищать Родину. Пусть он нещадно уничтожает фашистских разбойников. Мы, оставшиеся в тылу, стар и млад, будем работать, не покладая рук и давать больше рыбы нашему государству».

Выловленную рыбу надо было обработать, приготовить к отправке. В одном из посёлков – Выргиме — после учёбы на рыбоприёмщика на рыбацком песке работала М.Г.Спиридонова: «Взрослых не было. Одни дети рыбачили, днём и ночью. Полные лодки рыбы привозили. Всю эту рыбу приму, в больших чанах (по 3-4 тонны) засолю, крупную надо потрошить. Замораживать негде. Рыба засолится, её надо переложить в бочки, заколотить и чаны мыть. Кроме этого, ещё рыбий жир делали. Потом приезжал катер и бочки с рыбой и рыбьим жиром увозили на фронт».

Заготовкой рыбы, охотой занималась и Тоголмазова М.Н. Из её воспоминаний: «за сдачу рыбы получали продукты по талонам, пайку хлеба в 500 г на день, а за сдачу белок выдавали муку. Летом возили продукты в Хуллор, зимой – рыбу в Кондинск, Батлым. Однажды из Казыма в Пашкино привезли рыбу на 903 нартах».

Женщины, подростки заменили мужчин. Когда началась война, Е.Ф. Филипповой было 18 лет. Она работала в бригаде на заготовке дров, кормов для скота (заготавливали веники), пешком доставляли почту в Хуллор, носили её в хинтах. «Часто нас, женщин, отправляли в геологоразведочную экспедицию проводниками. Добирались летом на лодках, зимой – на оленях. Ездили на покос в Полноват. Зимой возили в Нумто, Атлым сено, из Октябрьского, Кондинского — продукты, из Нумто – рыбу » — вспоминает Елена Фёдоровна.

Фронт нуждался и в оружии. Древесина, заготовленная в округе, шла на нужды оборонной промышленности – для авиафанеры, лыжного бруса, болванок для ружей. И на заготовке леса работали женщины. Из воспоминаний У.А. Каневой: «Заготавливали дрова, а  нормы были – за день не напилишь, вот и работали с утра до вечера, на каждого работающего человека была норма – 25 кубов дров». Жилось очень тяжело: «иждивенцам выдавали по 200 г хлеба, рабочим – 400 г, рыбакам – 700 г. В 1943 году ввели талоны, их получали рыбаки, а местное население их покупало, обменивало».

В годы войны страна остро нуждалась в пушнине. Промысловики Казыма отличились уже в IV квартале 1941 года. «70-летняя ханты Анна Екимовна Молданова из юртов Юильских стала живой легендой, ее почтительно звали «женщина-кедр». Проводив на фронт мужа, женщина оставила малолетних детей на попечение матери, встала на охотничьи лыжи. Вдоль и поперек исходила Молданова таежные урочища рек Хетта, Курьях, в совершенстве изучила повадки зверей. По 1000-1500 белок приносила она из тайги за каждый промысловый сезон. Первой среди женщин Севера  А. Молданова удостоена высшей награды Родины — ордена Ленина.

Соревнование охотников было подчинено лозунгу «Больше пушнины Родине!», главной целью было – пополнение валютного фонда. «Промысловики испытывали трудности: они лишились нарезного оружия, передав его властям… Упор сделан на применении самодельных ловушек, традиционных способов промысла…». И не смотря на это, план пушных заготовок постоянно перевыполнялся, например, план I квартала 1944 года охотниками Казымского национального Совета был выполнен на 104%. Лучшими охотниками были названы: из юрт Амня Тарлин Т.А., Ерныхов А.Г., Ерныхов И., сдавшие пушнины более чем на 1400 рублей каждый… 16-летний юноша А. Тарлин добыл пушнины на 719 рублей. В Юильской артели отличились Молданов К., сдавший шкурок зверей на 1558 рублей, Молданов В. – на 1803 рубля. В артели юрт Хуллор более чем на 1000 рублей каждый сдали пушнины охотники Тоголмазов А.З., Тоголмазов И.С., Молданов П., Сангин М.М.. Охотники Помутской артели А. Тарлин, П.Рахтымов, Д.Вагатов значительно перевыполнили квартальное задание. 16-летний Ерныхов Е.М. сдал пушнины на 688 рублей».

Всего охотниками Обского Севера в 1941 году было сдано пушнины на 5,3 млн, в 1942 году – 6,3 млн, в 1943 году– 7,5 млн, в 1944 году – 8,8 млн рублей.

Боевые  подвиги

Из Казыма и окрестных деревень на фонт было призвано 187 человек, вернулись живыми 27 человек. С одной стороны, северянам, выросшим в суровых природных условиях, умеющим владеть стрелковым оружием, ходить на лыжах, было несложно приспособиться к военной жизни. Поэтому многие из них были отправлены на северные фронты и решающие сражения войны.

Но, с другой стороны, существовали обстоятельства, осложняющие ситуацию. Коренные жители не имели боевого военного опыта, это была первая война, в которой они принимали участие. Лишь с 1939 года правительством было принято решение о призыве народов Севера на действительную военную службу. Кроме того, многие призывники плохо владели русским языком. Всё это не мешало проявлению героизма, служению Родине. Среди тех, кто защищал Родину в военные годы, было немало представителей коренной национальности. Встали на защиту Родины все, независимо от национальности и рода занятий.

Сын директора Архангельского В.А. Николай Васильевич Архангельский был призван в армию. Его боевой путь начался еще в 1938 году на озере Хасан. Участвуя в боях на Центральном и Белорусских фронтах, с 1 июня 1943 года произвел 106 боевых вылетов, из них 44 – разведочных, проявляя при этом доблесть, мужество и героизм. 2 августа 1943 года, маневрируя от атак гитлеровских истребителей, Николай огнем своих пулеметов лично сбил «Юнкерс-87», доказав, что самолет «Бостон» может успешно вести воздушный бой. За отличное выполнение боевых заданий командования он был удостоен высшей правительственной награды – присвоения звания Героя  Советского Союза. 14 января 1945 года в боях за освобождение Польши Николай Васильевич погиб.

Елена Артеева была родом из Саранпауля, окончила 7 классов. После окончания Ханты-Мансийской фельдшерско-акушерской школы работала фельдшером в д. Юильск. 13 октября 1941 года была призвана в армию. В одном из боев 19 февраля 1942 года немецкий танк прорвался к дивизионной санитарной службе, угрожая жизни раненых. Лена со связкой гранат бросилась под танк и ценой собственной жизни спасла раненых.

Хрушков Георгий Иванович ушел на войну в 1941 году. Воевал под Ржевом,  дошел до Берлина. Во время взятия Берлина был контужен. Прошел с боями Румынию, Чехословакию, Польшу. Был награжден медалями «За взятие Варшавы», «За отвагу». Домой вернулся в 1946 году.

18-летним пареньком в 1942 году был отправлен на  фронт и Филиппов Прокоп Андреевич. В 1943 году служил в 317-й отдельной разведроте Ленинградского фронта. После этого воевал в Прибалтике. За участие в военных действиях был представлен к наградам — медали «За отвагу», ордену Отечественной войны. После войны Прокоп Андреевич трудился в оленеводстве, за доблестный труд был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Из многих семей в Казыме были призваны на фронт по нескольку человек. Это семьи Каневых, Молдановых, Рочевых, Ерныховых, Филипповых, Вокуевых.

В 1942 году был призван в армию Михаил Яковлевич Вокуев. Учился в школе сержантов. Потом была телеграмма со словами: «Еду на Запад». Больше вестей не было. Только осенью была получена похоронка. Погиб Михаил 19  сентября 1943 года. Второй брат – Федор ушел на фронт в 1943 году, тоже учился в военном училище. Получил звание младшего лейтенанта, был командиром взвода. Федор погиб 7 марта 1945 года в Германии.

Канев Артем Александрович отправился на фронт в 1943 году. Его родные получили всего 3 письма. В 1945 году они узнали, что он пропал без вести.

Задорожных Виталий Федорович прошел всю войну, был участником крупнейших военных операций. За самоотверженное служение родине был удостоен орденов Отечественной войны и Красного Знамени, медали «За отвагу».

Зачем нужно изучать историю войны? Для того чтобы знать, какой ценой наш народ добился победы. Нужно помнить о солдатах, которые погибли в те годы — для того, чтобы никогда такое не повторилось.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика