Власть. История. Город. 90-е

Годы девяностые

Поначалу осторожно и недоверчиво Ханты-Мансийск «входил в рынок». В самом начале десятилетия местная власть еще пыталась по-прежнему регламентировать различные аспекты жизни города: «27.12.1990. Президиум городского Совета решил разрешить горпищекомбинату установку стационарных точек по реализации пива сроком на 2 года: по ул. Строителей – в районе магазина «Березка», по ул. Рознина – в районе магазина «Уралочка», по ул. Комсомольская – в районе градирни».

В то же время в выступлениях некоторых депутатов начинают звучать новые нотки: «Нас поражают глубокие и затяжные проблемы. Они выражаются в остроте жилищного вопроса, в отсутствии очистных сооружений, в убогости объектов здравоохранения, в некачественности воды, скудости городского бюджета, нехватке потребительских товаров и услуг… Лишенный реальных материальных и финансовых средств городской Совет народных депутатов прежних созывов не в силах был решить (да и сейчас находится не в лучшем положении) остростоящие проблемы».

А в официальных документах представительного органа власти уже появляются немыслимые прежде интонации по отношению к органу власти исполнительной: «30.08.1990. Президиум городского Совета решил потребовать от исполкома городского Совета…» 4.06.1992: «Малый Совет решил: потребовать от главы администрации города т. Яковлева В.Г. безусловного исполнения решений городского Совета и наказов избирателей, предоставления документов для рассмотрения Советом в сроки, предусмотренные регламентом».

Через три года такая ситуация приведет к острейшему конституционному кризису в Москве…

В одночасье рухнул прежний колосс — КПСС, семьдесят лет определявший вектор развития государства. 29 августа 1991 года местная власть хозяйственно решила прибрать ее останки: «По согласованию с районным Советом народных депутатов создать инвентаризационную комиссию для произведения точной и полной описи имущества городской организации КПСС, его остаточной балансовой стоимости».

На смену идеологии коммунистической стали возвращаться традиционные религиозные ценности, чему в немалой степени способствовало и благожелательное отношение муниципальной власти. Уже в конце 1990 года президиум городского Совета решил передать безвозмездно религиозному обществу русской православной церкви дом по ул. Комсомольская №74 и разрешить переоборудовать его под молельный дом. А в апреле 1993 года, «Учитывая многочисленные просьбы и обращения верующих граждан, а также необходимость восстановления разрушенной церкви, малый Совет городского Совета решил выделить молельному дому Знаменской церкви из резервного фонда горсовета и городской администрации по 1 млн руб».

Горсовет трудно упрекнуть в отсутствии толерантности. Еще 29 августа 1991 года президиум городского Совета решил «Зарегистрировать церковь евангельских христиан баптистов. Освободить церковь евангельских христиан баптистов от уплаты государственной пошлины за регистрацию, так как церковь занимается благотворительной деятельностью и нравственным воспитанием общества».

Нельзя не привести цитату из документа, положившего началу раздачи государственной собственности: «27.09.1990. Считая работу по разгосударствлению собственности важным условием стимулирования предпринимательской деятельности, повышению экономической заинтересованности трудовых коллективов и отдельных граждан в производительном труде на основе улучшения его организации и управления, экономии всех видов ресурсов, создания условий, способствующих внедрению достижений научно-технического прогресса, улучшения качества товаров и услуг, расширения их ассортимента и повышения культуры обслуживания населения, президиум городского Совета решил: начать работу по разгосударствлению собственности в торговле, общественном питании, сфере бытовых услуг и в предприятиях местной промышленности с 1.10.90».

В это время в головах наиболее предприимчивых людей начинают рождаться всякие мутные комбинации: «20.09.1990. Ханты-Мансийский узел связи геологии просит Горсовет выделить автомашину марки «Москвич» или «Жигули» для последующего обмена на оборудование новой координатной АТС на 1000 номеров. В случае выделения автомашины, узел связи геологии после ввода в эксплуатацию АТС обязуется предоставить 500 №№ в пользование жителям города в районе ул. Сутормина».

Через неделю комбинаторы получили ответ: «27.09.1990. Заслушав и обсудив обращение начальника Ханты-Мансийского узла связи Главтюменьгеологии, президиум городского Совета решил отказать узлу связи».

Надо отметить, что тридцать лет назад любая автомашина являлась предметом роскоши, даже такая незамысловатая, как «Волынь». И судьба каждой из них решалась на самом «верху»: «15.10.1990. Президиум городского Совета решил продать автомашину ЗАЗ-969 поступившую в горрыбкооп по фондам II квартала Чериной Нине Александровне преподавателю детской музыкально-художественной школы».

С прилавков страны постепенно исчезает все: топливо, мебель, товары ширпотреба, сгущенка и пеленки. Местным властям приходится нормировать буквально все: «Постоянная депутатская комиссия по торговле, бытовому обслуживанию и развитию платных услуг приняла решение утвердить перечень и нормы отпуска продовольственных товаров, реализуемых в 1 квартале 1991 года на один талон.

Месячные: мясопродукты – 1,5 кг, сахар – 1,5 кг, масло – 0,3 кг, маргарин – 0,3 кг, вино-водочные – 2 бут.

Квартальные: чай – 0,2 кг, мука – 2 кг, крупа – 3 кг, макаронные изделия – 1,2 кг, масло растительное – 0,75 кг.

Рассмотрено предложение жителей города по продаже шампуня по талонам на моющие средства. Комиссия это предложение отменила, ввиду отсутствия шампуни у ОРСов».

Еще один документ: «На основании решения депутатской комиссии по торговле президиум городского Совета решил организовать продажу яйца с 1 мая 1991 года по талонам из расчета 10 штук на человека».

Муниципальная власть пыталась найти пути решения нарастающих проблем и хоть как-то удовлетворить потребности населения: «В связи с осуществлением мер по переходу экономики к рыночным отношениям, введением нормированного снабжения по важнейшим продуктам питания и многократного повышения цен президиум городского Совета решил. Торговым организациям города в срок до 15 июня 1991 года открыть магазин или отделы для продажи непродовольственных товаров по фиксированным ценам для неработающих малообеспеченных жителей старшего возраста, инвалидов».

На первых порах власти даже намеревалась если не ограничить, то хотя бы посчитать количество потенциальных «едоков»: «12.04.1991. В целях осуществления координации в проведении общественно-политических и массовых мероприятий, связанных с заездом в город значительного количества людей в условиях нормированного обеспечения населения города продовольственными товарами первой необходимости, учитывая неудовлетворительное состояние материальной базы общественного питания… президиум городского Совета решил обязать руководителей предприятий, учреждений, организаций согласовывать сроки проведения и количество участников общественно-политических и массовых мероприятий, проводящихся в городе с управлением делами городского Совета».

Зато на улицах появляются «первые рыночные ласточки» — ларьки, которые вскоре превратятся в настоящие «торговые фавелы»: «23.12.1991. Президиум городского Совета народных депутатов решил разрешить кооперативу «Строитель» временную установку, сроком на три года, балков-магазинов на пересечении улиц Мира-Чкалова, Чехова-Строителей для продажи промышленных и продовольственных товаров».

Президиум городского Совета регистрирует новенькие «фирмы», которые появляются как грибы после дождя. Среди них возникали совсем уж необычные: «социально-благотворительный производственно-коммерческий центр ветеранов Афганистана «Сибирь», благотворительный фонд развития народов Севера «Торум», клуб трезвости «Оптималист» (которому было передано здание бывшего пожарного депо), филиал Информационно-Маркетингового центра «Менатеп-Инвест», филиал Фонда Молодежных инициатив «Контакт» при Курган-Тюбинском горкоме ЛКСМ Таджикистана, ТОО «Хаос», «Грихас», «Наполеон» (учредителем которого выступал горком ВЛКСМ), «Плодово-ягодный питомник», «Досуг-сервис» (для содержания салонов игровых автоматов) и т.д. и т.п.

Надо отдать должное муниципальным властям, и в первую очередь Горсовету: даже в тяжелейшие времена тотального безденежья и экономической неразберихи они находили средства (или возможности) для организации школьного питания: «30.09.1993. Заслушав информацию городской администрации, малый Совет решил: установить с 01.10.93 г. ежемесячную дотацию на комплексное питание школьников в следующем размере: школьникам 1-4 классов – бесплатно, школьникам 5-11 классов – 50% МРОТ».

И это далеко не единственное решение Горсовета, удивляющее сегодня своим человеколюбием. В марте 1993 года Малый Совет решил: «…согласиться с предложением городской администрации ввести с 1 марта 1993 года бесплатный проезд пассажиров в автобусах общего пользования за исключением маршрутов №106, маршрутного такси».

Удалось и обеспечить необходимым доноров: «29.08.1991. В целях увеличения сдачи крови на пункты переливания и полноценного питания доноров городской Совет решил. Обязать ОРСы (МНГС, речпорта), геолторг обслуживать обедами доноров в столовых в день сдачи крови по талонам. Включить доноров в перечень льготного торгового обслуживания. Всем торговым системам продавать за наличный расчет, каждому донору, после сдачи крови 1 банку сгущеного молока и 100 гр. шоколада по справкам окружной больницы».

Рвались привычные, складывавшиеся десятилетиями, экономические отношения, рушились устои социалистического государства, разваливались прежние «флагманы производства». В 1992 году директор ОПХ «Ханты-Мансийское» Г.П. Шулдиков с горечью рассказывал депутатам: «Повышенная цена на машины и оборудование загнали нас в угол. Продукция сельского хозяйства по сравнению с себестоимостью техники обесценена полностью. Дотации мизерные. Молоко сдаем по 5 руб., а себестоимость его производства 30 руб. Не можем приобрести даже простой трактор. Прекращены работы по улучшению плодородия земли и пород скота. Сельское хозяйство оказалось в положении пасынка. От реализации произведенной ОПХ продукции за 1 полугодие 1992 года получено убытков на сумму 824 тыс. рублей».

Но местная власть уже ничем не могла помочь производственникам. Более того, их прежнее имущество уходило в совсем другие руки: «29.04.1991. В соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе»… президиум городского Совета народных депутатов решил изъять пашню у сельхозпредприятий для создания специального земельного фонда под огороды на 1991 г. жителям города в количестве: ОПХ – 4 га, ОМК – 3,7 га, СПТУ-43 – 0,7 га»; 25.07.1991: «Президиум городского Совета решил изъять земельный участок площадью 21 га, отведенный для сельхозосвоения ОПХ».

В 1990 году произошло событие, значение которого трудно переоценить: впервые волеизъявление жителей Ханты-Мансийска изменило ход всей его дальнейшей истории. Тогда всерьез рассматривался вопрос о размещении в городе нефтегазодобывающего управления, против чего единым фронтом выступили экологи, общественники, а следом и большинство горожан. Вот цитата из протокола заседания планово-бюджетной комиссии Горсовета от 12.10.1990 года: «Решение: …Поименным голосованием мнение членов комиссии по размещению НГДУ в г. Х-Мансийске: «за» — Клименко Ю.А., «против» — Меркулова Л.И., Зонова А.Н., Власова О.И., Дорошенко П.В.».

Быстрыми темпами меняется внешний облик окружной столицы. 29 апреля 1991 года на основании ходатайства городского Совета ветеранов в связи с празднованием 46-й годовщины Победы Советского народа в годы Великой Отечественной войны президиум городского Совета решил присвоить мемориальному городскому парку звание парк «Победы».

В этот же день президиума вынес еще одно примечательное решение – «разрешить окружному управлению культуры реконструкцию бывшего кинотеатра «Художественный» с реставрацией фасадной части и строительство на месте зрительного зала Центра национальной культуры». Увы, но через несколько лет уникальное здание бывшего кинотеатра было снесено.

Через два месяца, 27 июня, «Президиум городского Совета народных депутатов решил. Поручить отделу культуры демонтировать окружную Доску Почета. На месте Доски Почета построить центральный вход в парк Победы, с подсобными помещениями и возможностью использовать его в качестве городской эстрады на время проведения общегородских праздненств».

Впрочем, некоторые приметы Ханты-Мансийска все еще оставались неизменными: «11.6.92. Образовано муниципальное предприятие «Нива» для организации выпаса частного скота. Несмотря на это владельцы крупного рогатого скота продолжают выпускать скот на улицы, парки и скверы города. В целях прекращения неорганизованного выпаса КРС малый Совет решил. Установить, что бродячий скот, находящийся без присмотра на улицах, скверах, парках города подлежит загону в специально отведенное место. Выдача скота владельцам производится после уплаты сбора в размере 5 тысяч рублей за охрану и содержание скота. По истечении 48 часов невостребованный скот признается бесхозным и сдается на бойню горрыбкоопа».

Оборотной стороной возникновения свободных рыночных отношений стало резкое повышение уровня преступности, в том числе и уличной. Слабая техническая оснащенность органов правопорядка заставила Горсовет сказать свое веское слово: «15.02.1991. Учитывая предложения отдела внутренних дел и состояние охраны общественного порядка в городе Ханты-Мансийске президиум городского Совета решил. В целях обеспечения охраны общественного порядка, мобильности групп патрулирования по проверке притонов, общежитий, котельных и наиболее криминогенных участков города, предложить руководителям предприятий, имеющих легковой автотранспорт и автобусы выделять ежедневно один автомобиль на охрану общественного порядка с 18.00 до 24.00».

Невиданный прежде уровень демократии и гласности в стране способствовал росту смелости депутатов. Она простиралась так далеко, что позволяла отказывать даже «государеву оку»: «28.10.1991. Рассмотрев материалы, представленные общественной комиссией по жилищным вопросам, президиум городского Совета решил: …Отказать в утверждении решение окружной прокуратуре о предоставлении квартиры №32 по ул. Лопарева, д.14, заместителю прокурора округа Дамирову Д.Я. в связи с тем, что жилая площадь зарезервирована для прокурора округа».

Впрочем, порой эта смелость и свобода приводила к появлению странных решений, подобных вынесенному 4 ноября 1992 года Малым Советом: «Заслушав информацию о невыполнении решений малого Совета от 01.07.92г. №66, малый Совет решил: внести представления в городской суд о привлечении к административной ответственности руководителей: производственного объединения связи Каюкова С.М.; ГПО «Ханты-Мансийсклес» Мочалова В.П.; Речного порта Козыч Н.Г.; кооператива «Югорский» — ПМК-17 Харисова Г.А. за невыполнение указанных выше решений».

Постепенно Ханты-Мансийск начинает обзаводиться необходимыми полноценному муниципалитету атрибутами. 26 августа 1992 года, XII сессия XXI созыва: «Заслушав сообщение зав. Отделом информации горсовета Корнеева А.А., сессия решила считать целесообразным создание городской редакции (студии) телевидения при долевом участии Ханты-Мансийского района». А 21 августа 1992 года, «Учитывая предложения депутатов городского Совета, городской администрации… малый Совет решил: с 01.10.1992 г. по 01.01.1993 г. объявить конкурс на создание лучшего эскиза герба города Ханты-Мансийска».

Новые экономические условия вносят свои коррективы в такую составляющую депутатской работы, как выполнение наказов избирателей. Приведем решение малого Совета от 24.09.1992: «Из общего числа наказов 341 выполнены 97. Перечень наказов, снятых с контроля в связи с нереальностью их исполнения: построить Дворец пионеров, магазины «Стройматериалы», «Культтовары», Дворец культуры в южной части города; установить счетчики газа в квартирах; во всех магазинах создать возможность проверки овощей и фруктов на содержание нитратов».

Никто тогда не мог предположить, что вчерашние «нереальности» завтра станут обыденностью, зато привычные атрибуты жизни канут в Лету…

События осени 1993 года перевернули ход истории страны и напрямую отразились на судьбе Советов депутатов трудящихся. 22 сентября малый Совет решил: «Считать обращение Президента РФ Б.Н. Ельцина по телевидению 21 сентября 1993 года не соответствующим Конституции РФ… Предупредить городскую администрацию, органы правопорядка города, что любые действия, противоречащие Конституции РФ повлекут немедленное отстранение должностных лиц от занимаемой должности. Предложить руководителям городских средств массовой информации обеспечить объективное информирование населения о происходящих событиях… Председатель городского Совета М.Н. Громов».

А уже 18 октября сессия городского Совета высказала прямо противоположное мнение: «В ответ на Указ Президента о роспуске Верховного Совета РФ часть депутатов и руководства Верховного Совета РФ совершили неконституционные действия с применением оружия. В сложившейся политической ситуации городской Совет народных депутатов считает невозможным эффективно исполнять свои полномочия. Сессия городского Совета решила. Осудить неконституционные действия Верховного Совета РФ, приведшие к кровопролитию и обострению политической ситуации в России. Назначить досрочные выборы в состав органов представительной власти города Ханты-Мансийска одновременно с выборами в Совет Федерации и Государственную Думу ФС РФ… Председатель городского Совета М.Н. Громов».

Советы трудящихся прекратили свое существование, а городская представительная власть стала Думой…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика