Театральные прививки. Хроника театральной жизни Остяко-Вогульска

В наши дни, когда непременными участниками культурной жизни округа стали собственные профессиональные театры, не говоря уже о гастролирующих, пора обратиться и к истории местного театра. Но начать придётся с предыстории, поскольку какие-либо исторические исследования на эту тему нам неизвестны. Мы предлагаем беглую, фрагментарную хронику событий 1932-1948 годов. В этот короткий период было сделано несколько попыток создать в Остяко-Вогульске (Ханты-Мансийске) профессиональный театр, так и не увенчавшихся прочным успехом и тем не менее оставивших свой след в местной культуре. Хроника выстроена на довольно скромной документальной базе — главным образом на публикациях местной прессы и отчасти на некоторых архивных источниках. Надеемся на то, что некоторые из приведённых сообщений разбудят чей-то краеведческий интерес и станут предпосылками для продолжения «раскопок».

1932 г.

Октябрь. В соответствии с договором, заключённым Остяко-Вогульским окружным отделом народного образования с Уральским управлением зрелищными предприятиями, в Остяко-Вогульск прибыла для работы зимой 1932-1933 гг. труппа артистов из 29 человек.

15 ноября. Приказом по Остяко-Вогульскому окроно № 22 директором городского театра назначен Толмачёв.

Ноябрь. Труппа артистов из Свердловска поставила спектакль «Улица радости»

29 ноября командированный ОК ВКП(б) Катков назначен заместителем директора городского театра с 1 декабря. Из приказа: «Обязываю т. Каткова в пятидневный срок организовать секцию национального искусства при гортеатре и художественно-драматические кружки при тузпедтехникуме и тузсемилетке».

Декабрь. 5 декабря директор гортеатра Толмачёв освобождён от своих обязанностей и командирован в распоряжение ОК ВКП(б). Директором с 5 декабря назначена Зудова Любовь Константиновна.

На сцене Остяко-Вогульска режиссёром Путевым поставлена пьеса «Шаланда». В спектакле были заняты артисты Грачёв, Мартынов, Рябов, Александров, Троицкий, Пышенкова, Левандовская, Синельская, Марьин

1933 г.

25 января объявлена запись всех желающих обучаться в театральной мастерской при театре посёлка Остяко-Вогульск.

29 января директор театра Зудова от работы освобождена и откомандирована в распоряжение ОК ВКП(б), директором назначен Левандовский Юрий Алексеевич.

6 июня. Из заметки в газете «Ханты-Манчи Шоп (Шой)»: «Работники Остяко-Вогульского драмтеатра за ледоходом должны были спуститься на промыслы для культурно-массового обслуживания рыбаков. Благодаря явному неумению работников окроно руководить драмтеатром труппа и по сей день прозябает в городе и больше того — бездействует. Вряд ли кто помнит число последней постановки. Вопросом выполнения договорных обязательств со стороны труппы заняться никто не хочет. Как результат этого работники театра не дают ни количества обусловленных договором постановок, ни качества, несмотря на больше чем достаточное количество времени для подготовки».

1 декабря. Президиум окружного совета профессиональных союзов рассмотрел вопрос об участии профсоюзов в создании национального театра. В постановлении отмечено, что создание театра — «важное мероприятие по повышению культурно-политического уровня трудящихся масс Севера и особенно туземных». Президиум постановил внести на организацию театра в Остяко-Вогульске 20 тысяч рублей и разложил эту сумму на 11 профсоюзов, а также просил Уралпрофсовет отпустить на создание театра 12000 р.

Профсоюзная инициатива не имела ощутимых последствий, национальный театр нигде не проявился в последующие годы.

1935 г.

Февраль. К 17-й годовщине Красной армии устроила вечер окружная библиотека, на нём драматические коллективы Дома народов Севера и тузпедтехникума исполнили отрывки из пьес о Гражданской войне.

Март. На вечере смеха и юмора показано несколько миниатюр: «Великий шутник», «Непреодолимый барьер», «Обратная сторона», «Жена заведующего магазином», «Свадьба» М. Зощенко.

17 мая состоялся первый вечер национального искусства ханты и манси, на котором сыграна небольшая пьеса студента педтехникума Жбанова на языке ханты. Автор показал в своём произведении старый быт коренного населения, вымогательские действия шаманов. Присутствовавший на вечере секретарь окружкома ВКП(б) сказал, что в округе должны быть театры ханты и манси.

24 июня окружная газета опубликовала условия конкурса среди трудящихся ханты и манси на лучшую пьесу «из жизни и быта ханты-мансийского населения», объявленного окружным отделом народного образования. Пьесы должны были отражать борьбу ханты и манси с гнётом и эксплуатацией в дореволюционное время и за укрепление советской власти, раскрепощение женщин, культуру, колхозы, производительность труда, выполнение государственных планов по развитию скотоводства, добыче рыбы и пушнины. Пьесы предлагалось писать на родных языках. Было учреждено 16 премий на общую сумму 1000 рублей.

1936г.

21 февраля в газете «Ханты-Манчи Шоп (Шой)» опубликована рецензия М. Зыкова на постановку пьесы Афиногенова «Далёкое» местными артистами-любителями под руководством Н.А. Потанина. «Хорошая постановка в нашем Доме народов Севера — дело редкое, — пишет автор. — Постановка пьесы «Далёкое» наголову разбивает все попытки объяснить прежние халтурные постановки тем, что, мол, у нас хороших спектаклей быть не может. Это, мол, вам не Москва! Тщательная работа драмкружка (руководитель тов. Потанин), привлечение в него наших культурных сил — всё это позволило показать интересный, удачно оформленный спектакль. Конечно, актёры-любители играли не совсем ровно, конечно, придирчивый критик нашёл бы в спектакле много недостатков. Но, несмотря на эти недостатки, спектакль получился интересным и увлекательным».

Март. Поставлены водевили «Вицмундир» П. Каратыгина и «Юбилей» А. Чехова.

10 мая в том же издании появилось сообщение о двух любительских спектаклях, состоявшихся в Остяко-Вогульске. «Женитьбу» Гоголя поставил кружок режиссёра Адамова, а «На дне» Горького — кружок Потанина. По словам рецензента, оба кружка «смело берутся за постановку пьес, которые под силу лишь профессионалам и опытным любителям. Но наши любители забыли главное — борьбу за качество. Посмотрев пьесы “Женитьба” и “На дне”, зрители остались недовольны игрой, которую проделывали бессмертные типы Гоголя и Горького на “остяко-вогульский” лад. Постановка таких пьес необходима. Зритель культурно вырос и предъявляет актёру-любителю требования по повышению качества. Борьба за качество должна стать в центре внимания драмкружков».

17 мая в Доме народов Севера показана ещё одна классическая пьеса — «Без вины виноватые» А. Островского. В тот же день в совпартшколе слушатели исполнили несколько миниатюр А. Чехова. Инсценировки были сделаны «наскоро», премьера состоялась без репетиций.

Вскоре зрители впервые увидели оперетту «Дружная горка» В. Дешевова и Н. Дворикова в постановке коллектива Самаровского рабочего клуба.

1937 г.

10 февраля в городском кинотеатре на вечере, посвящённом 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, студенты педагогического техникума, фельдшерско-акушерской школы и учащиеся средних школ Остяко-Вогульска исполнили несколько сценок из пушкинских произведений, а в самаровском клубе рыбников на таком же вечере показаны сцены из «Бориса Годунова». Студенты фельдшерско-акушерской школы также инсценировали «Сказку о попе и работнике его Балде».

Сообщение «Омской правды» 23 марта: «Омский областной театральный трест организует в Остяко-Вогульске постоянный театр. Это будет первый стационарный театр на крайнем севере области. Сейчас подбирается труппа из 28 актёров. На место работы труппа выедет с первым пароходом, отправляющимся на Север».

20 мая в «Омской правде» опубликована заметка «Колхозный театр едет на Север» такого содержания: «25 мая управление театрами Омской области отправляет на Север в полуторагодичную поездку третий колхозный театр. Основной базой его будет Остяко-Вогульск. Оттуда театр будет выезжать для обслуживания всех районов дальнего Севера. В репертуаре театра следующие пьесы: “Слава» Гусева, “Платон Кречет” и “Банкир” Корнейчука, “Коварство и любовь” Шиллера, “На бойком месте”, “Без вины виноватые” и “Женитьба Белугина” Островского, “Слуга двух господ” Гольдони и “Женитьба” Гоголя. Художественный руководитель театра АЛ. Бердичевский, директор А.Н. Борисов, режиссёры М.Ф. Казанский и С.Р. Зозуля, художник Н.Н. Панков, заведующий монтировочной частью Н.Р. Теплицкий. В составе труппы следующие актёры: Казанская, Борисова, Усольцева, Берлицкая, Елисеева, Соболева, Яхонтова, Щукина, Казанский, Яновский, Зозуля, Шубин, Атапович, Иванов, Егоров, Береснев, Стручков, Зикунов и Рябов».

В мае же из Москвы в Омск выехала труппа организованного двумя годами раньше Заполярного театра Главсевморпути под руководством Н. Волконского. Маршрут труппы: Омск—Тобольск—Белогорье и далее вниз по Оби до Нового Порта. Отсюда по Карскому побережью — на остров Диксон, вверх по Енисею в Дудинку и Игарку. Поездка длилась шесть месяцев. Кроме спектаклей и концертов, артисты вели работу с участниками художественной самодеятельности, читали лекции по истории театра и т. д.

В конце июля в Берёзово приехал областной колхозно-совхозный театр. Позади уже были выступления на сценах Салехарда, посёлков Аксарка, Пуйко, Нанги и др. В плане, кроме работы в Берёзове, были выезд в детский городок посёлка Шайтанское, а на пути следования из Берёзова в Остяко-Вогульск — остановки в сёлах Шеркалы, Перегрёбное и Кондинск.

В этом же номере газеты художественный руководитель театра Бердичевский рассказал берёзовцам накануне спектакля о содержании пьесы Виктора Гусева «Слава».

8 августа совхозно-колхозный театр закончил гастроли в Берёзове и выехал в сторону Остяко-Вогульска. Итоги его пребывания в райцентре подведены в той же газете в статье «Постановки прошли успешно».

24 августа «Остяко-Вогульская правда» сообщила о выезде театра в полном составе в село Реполово Самаровского района и предполагаемом приезде в Остяко-Вогульск к 3 сентября.

11 сентября 3-й совхозно-колхозный театр Севера открыл зимний сезон в Остяко-Вогульске пьесой Виктора Гусева «Слава». В газетной рецензии оценивается игра актёров и художественное оформление спектакля, тепло принятого зрителями.

Конец сентября. Режиссёр Михаил Казанский сообщил о предстоящей в скором времени премьере спектакля по пьесе американского драматурга Сиднея Кингсли «Люди в белых халатах», ставшей крупным событием театральной жизни Америки 1933-1934 гг.

23 октября окружная газета известила читателей, что вечером этого дня театр даёт спектакль по пьесе А.Ф. Писемского «Горькая судьбина», десятки лет пользовавшейся успехом у российской публики. Автор заметки, подписавшийся инициалами «С. 3.» (по всей вероятности, это режиссёр спектакля С.Р. Зозуля), даёт краткий пересказ содержания пьесы.

7 ноября в Доме народов Севера состоялся второй вечер национального искусства, на котором была сыграна пьеса ханты Григория Лазарева «Под маской колхозника». Пьесу показали товарищи автора по педучилищу.

Конец ноября. Театр на семь дней выезжал в с. Белогорье Самаров-кого района.

1938 г.

20 марта. В «Остяко-Вогульской правде» помещена рецензия М. Федина «Член Реввоенсовета» на спектакль по одноимённой пьесе.

23 марта. Режиссёр 3-го областного совхозно-колхозного театра М.Ф. Казанский рассказал в «Остяко-Вогульской правде» о подготовке спектакля «Тропа шпиона» по пьесе Александра Дюма «Его жена». Здесь же сообщается, что художественный руководитель театра А.Л. Бердичевский в ознаменование 70-летия со дня рождения A.М. Горького подготовил спектакль «На дне», а режиссёр С.Р. Зозуля в первых числах апреля покажет публике премьеру пьесы о пограничниках грузинского драматурга Мдивани «Родина» («Честь»).

26 марта. В «Остяко-Вогульской правде» опубликована рецензия М. Федина «Удачный спектакль». На этот раз зрителю была представлена комедия Гольдони «Слуга двух господ». Автор отмечает хорошую игру артистов А. Бердичевского, Л. Ольховской, А. Иванова, Е. Усольцевой, И. Егорова, Яхонтовой, И. Прокаева.

16 апреля. В той же газете рецензентом М. Лесным отмечена хорошая игра С. Зозули, И. Егорова и И. Прокаева в спектакле «Родина».

Конец апреля. В клубе педагогического училища в Остяко-Вогульске силами учащихся с помощью режиссёра С.Р. Зозули поставлена пьеса B. Гора «Мы идём». «Молодые исполнители, — пишет автор заметки, — проявили максимум усердия. Соответствующий грим, костюмы, любезно предоставленные в распоряжение кружка дирекцией 3-го совхозно-колхозного театра Севера, в связи с хорошо продуманными и по-настоящему сделанными мизансценами дополняли целостность впечатления. Спектакль имел большой успех. Он прошёл живо, интересно. Не утомляли даже, как обычно бывает, длинные антракты, несмотря на 6 картин, требовавших каждый раз перемены декораций». Автор высказал пожелание повторить постановку в клубе посёлка Перековка.

Конец апреля или начало мая. Третий областной совхозно-колхозный театр представил зрителю окружного центра свою последнюю работу — «В наши дни». Тема её — обороноспособность страны, готовность граждан к её защите.

1939 г.

26 мая. Сообщение окружной газеты: по решению Омского облисполкома в Остяко-Вогульск, Салехард и Новый Порт на время летнего сезона направлен 2-й совхозно-колхозный областной театр, труппа из 32 человек находится в Остяко-Вогульске, где будут поставлены пьесы «Галилео Галилей», «Тайна», «Чужой ребёнок», «Крепостные», «Генеральный консул», «На всякого мудреца довольно простоты».

В конце мая гастроли открылись пьесой-детективом «Тайна». По мнению критика, в спектакле привлекли симпатии зрителей артисты Э.Э. Гельвиг, Б.Н. Адлер, С.Ф. Плотников, Е.М. Усольцева, А.Г. Иванов, М.П. Тарасов, Д.А. Белов. 28 мая была показана пьеса «Крепостные» (по Н.С. Лескову).

Один из последних дней мая. Поставлена пьеса «Генеральный консул» — лучшая, по мнению зрителей, в майском репертуаре театра. Наибольшие впечатления произвела игра Э. Гельвига, К. Соколова, М. Береснева, С. Плотникова и А. Иванова.

19 июня. 2-й областной совхозно-колхозный театр поставил на сцене профклуба в Берёзове пьесу «Пограничники». В спектакле были заняты А.А. Казаков, Е.М. Усольцева, А.Г. Иванов, Родин, Б.Н. Адлер, С.Ф. Плотников, М.М. Береснев, Э.Э. Гельвиг, B.C. Шимковский и др.

21 июня. В Березове поставлен спектакль «Тайна».

1940 г.

Май. В Остяко-Вогульск прибыл коллектив Тарского драматического театра, командированный Омским областным отделом искусств для обслуживания Крайнего Севера. Организованный только в сентябре 1939 года театр впервые выехал на гастроли и усиленно готовился к спектаклям, обживая новую сценическую площадку. В местной газете директор театра Красиков и художественный руководитель Корвич познакомили жителей окружного центра с репертуаром. Планировалось поставить четыре пьесы советских авторов («Падь Серебряная» Н. Погодина, «Платон Кречет» Корнейчука, «Страшный суд» Шкваркина и «Вторые пути» Афиногенова), четыре — из классики («Последняя жертва» и «Без вины виноватые» Островского, «Тартюф» Мольера и «Хозяйка гостиницы» Гольдони) и несколько одноактных пьес советских авторов. Помимо этого планировались концерт, ряд спектаклей в Самарово, затем выезд в районы округа, шефская помощь художественной самодеятельности.

2 июня состоялся первый спектакль — «Последняя жертва», в нём были заняты актёры Далль, Волконская, Гурова, Медведева, Гуров.

Несколькими днями позже зрителям был показан спектакль «Платон Кречет». Эта пьеса уже не раз шла на сцене Остяко-Вогульска в исполнении местных любителей, и публика была подготовлена и взыскательна. С удовлетворением она приняла игру артистов Райкова, Далль, Клинкова, Злобиной, Версальской и с некоторым разочарованием — Акимовой, Гуриновича, Волконской.

Июнь. Местный любитель театра в отзыве о постановке комедии Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы» пишет, что пьеса сыграна превосходно, и особо выделяет исполнителей ролей Далль, Корвича, Забелина, Клинкова, Обухова, Кобзелеву, Резвицкую, а также художника Андриевского.

Хороший отклик получила и постановка комедии Шкваркина

«Страшный суд». Прошли спектакли «Падь Серебряная», «Вторые пути», «Тартюф». В газетной заметке особая похвала высказана всей труппе за исполнение комедии Мольера «Тартюф» и в особенности — артистам Гурову, Далль, Кобзелевой и Версальской.

18 июня гастрольная поездка Тарского драмтеатра закончилась концертом, в котором артисты Злобина, Андриевский и Смирнов выступили как певцы, Обухов, Андриевский, Версальская и Егоров — танцовщики, Обухов, Гурова и Гуров — мастера художественного чтения. Рецензент выразил мнение, что работы театра не всегда соответствовали высоким требованиям остяко-вогульского зрителя.

Ноябрь. Введена должность инспектора по делам искусств при Остяко-Вогульском окрисполкоме, ему вменено в обязанность осуществлять контроль за зрелищами и репертуаром в округе.

Конец декабря. Драматический кружок при Ханты-Мансийском Доме народов Севера поставил пьесу советских драматургов Б. Войтехова и Л. Ленча «Павел Греков». Спектакль оценён критиком как большое событие в жизни местной художественной самодеятельности, зрители смотрели его с неослабевающим вниманием. Ведущие роли исполнили артисты-любители Макушин, Кондаков, Потанина, Потанин, Вера Заболотная, Кокшарова, Животиков, Кривобоков.

1941г.

Ноябрь. Омским отделом искусств командирован в Ханты-Мансийск и назначен художественным руководителем Дома народов Севера Е.П. Просветов, ранее работавший главным режиссёром Московского музыкального театра. Под его руководством самодеятельные кружки реорганизуются в художественно-производственные студии с твёрдым учебным планом, сообщала «Сталинская трибуна» 13 ноября, объявлена запись в студии театральную, художественного чтения, сценического танца, хорового пения, сольного пения, игры на струнных щипковых и на духовых инструментах, открыться студийные занятия должны 14 ноября торжественным вечером, посвящённым встрече студийцев и работников Омского областного театра музыкальной драмы и комедии, в тесном взаимодействии с которым должен пройти зимний сезон Дома народов Севера.

Е.П. Просветова хорошо помнит активная участница театральной самодеятельности Ханты-Мансийска первой половины 1940-х годов Алевтина Тимофеевна Коробинцева, тогда — студентка педагогического училища. Просветов преподавал в училище художественное слово, учил дикции, правильному дыханию. Е.П. Просветов (1894-1958) был крупным театральным деятелем, учеником и последователем В.Э. Мейерхольда. В 1928 г. он был среди основателей театра в г. Верхнеудинске (ныне — Улан-Удэ), там же он руководил студией, преобразованной позднее в техникум искусств. В годы войны Просветов руководил Северным драматическим театром в г. Тара, труппа которого была сформирована из эвакуированных артистов украинского театра им. Зеньковецкой. Здесь он открыл дорогу в большое искусство уроженцу Тары, будущему народному артисту СССР Михаилу Ульянову.

1942 г.

Январь. В Ханты-Мансийске работает украинский театр Крайнего Севера. На январь намечены постановки пьес «Тарас Бульба» по повести Гоголя и «Любовь Яровая» К. Тренёва, а также серии одноактных пьес на тему «Покончим с фашизмом» и боевых сборников миниатюр, а на последующие зимние месяцы — «Очная ставка», «Парень из нашего города», «Партизаны в степях Украины». Театр перестраивает репертуар применительно к интересам местного зрителя.

В конце января был показан спектакль «Любовь Яровая». Названы некоторые из исполнителей: артисты Агарков, Касьяненко, Хмельницкий.

Июль. Театр Крайнего Севера представил зрителю села Берёзова пьесу Афиногенова «Накануне разгрома» в постановке режиссёра Е.П. Просветова с участием в главных ролях артистов Хмельницкого, Касьяненко, Комаровского. Зрители просили повторить спектакль, чтобы его могли посмотреть и другие жители Берёзова.

По решению Омского обкома ВКП(б) в Ханты-Мансийский национальный округ направлен театр миниатюр, в составе труппы которого — артисты московских и ленинградских театров. Коллектив разделён на три бригады, у каждой — свой маршрут по рыболовным пескам. Художественный руководитель театра — Голованов, постановщики спектаклей — заслуженный артист республики Толчанов, орденоносец Тутышкин (театр имени Вахтангова) и заслуженный артист республики орденоносец Шахет.

Это были большие мастера театрального искусства. Андрей Петрович Тутышкин (1910-1971) имел широкую известность как комедийный актёр. В 1930 г. он окончил школу при московском театре им. Евг. Вахтангова и проработал в нём более 20 лет актёром и режиссёром. Снимался в звёздных ролях в фильмах «Волга-Волга», «Девушка с характером», «Карнавальная ночь». Был режиссёром-постановщиком «Свадьбы в Малиновке» и ещё нескольких популярных фильмов, художественным руководителем Ленинградского театра музыкальной комедии, главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.

Иосиф Моисеевич Толчанов (1891-1981) — актёр, режиссёр, народный артист СССР (1962), лауреат Государственной премии (1950), в вахтанговском театре работал с 1918 г., поставил ряд спектаклей, занимался педагогической деятельностью. Борис Александрович Шахет (1899—1950) — режиссёр, в 1939-1950 гг. (с небольшими перерывами) — режиссёр и художественный руководитель Московского цирка.

Август. В первой декаде месяца театр миниатюр показал в Ханты-Мансийске три программы: «И то… И это…», «Весёлый разговор», «Огонь по врагу». В них было занято 40 исполнителей, включая оркестрантов. Программы состояли из одноактных пьес, водевилей, художественного чтения и вокальных номеров. Театр пользовался успехом у хантымансийцев.

Октябрь. Омским областным отделом искусств утверждён постоянный профессиональный драматический театр в Ханты-Мансийске. Директором и художественным руководителем назначен Е.П. Просветов. Открытие намечено на 6 ноября, театр готовит к этому дню пьесу К. Симонова «Русские люди».

29 ноября. В переполненном зале прошёл в Ханты-Мансийске спектакль «Русские люди». В газетной рецензии высказаны похвалы исполнителям ролей Хмельницкому, Лялиной, Казанской, Турской, Казанскому и Просветову.

1 декабря. Директором Северного театра в Ханты-Мансийске назначен Николай Яковлевич Кобриц, по профессии артист и администратор. В Государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа есть его краткая биография. Родился в 1916 г. в Омске в семье служащего, в 1929 г. здесь же окончил школу. В 1929-1937 гг. — артист Госцирка в Москве, в 1937-1938 гг. — администратор Одесского цирка. В 1938—1940 гг. учился на заочном отделении индустриального института в Одессе и работал главным администратором Одесского драмтеатра. В 1940—1941 гг. — заместитель директора Одесского русского драмтеатра, исполняющий обязанности директора Одесского оперного театра. С июля 1941 г. служил в танковой бригаде, инвалид Великой Отечественной войны, в 1942 г. демобилизован.

10 декабря с большим успехом прошла в Ханты-Мансийске в постановке режиссёра М.Ф. Казанского премьера пьесы «Мой сын» (авторы — Литовский и Гергель).

В декабре же хантымансийцы увидели постановку пьесы «Таня». Публике особенно понравилась главная героиня, роль которой высокопрофессионально исполнила артистка Сахарных. В спектакле участвовали артисты Казанский, Казанская, Турская, Малышев, Гершевич.

24 декабря Е.П. Просветов поставил в Ханты-Мансийске драму Горького «Васса Железнова». Центральные роли исполнили Т.Н. Казанская, М.А. Малышев и Н.Г. Сахарных.

1943 г.

30 января в Берёзове поставлена драма А.Н. Островского «Без вины виноватые». Роли исполняли местные любители театра Л.И. Манохина, А.И. Филиппов, артистка Иванова, а режиссёром был артист Омской филармонии Н.С. Сименс. Общественность села выразила ему благодарность.

17 февраля в Самарове и 18 — в Ханты-Мансийске Северный театр отметил 25-летие Красной армии показом пьесы «Наш корреспондент» в постановке М.Ф. Казанского. Роли исполняли М.Ф. Казанский, Н.Г. Сахарных, М.А. Малышев, А.Ф. Хмельницкий, Т.Н. Казанская, Л.И. Платонов, М.Н. Мордвинов, А.А. Лялина и весь состав театра. Художественное оформление выполнено М.А. Малышевым и М.Ф. Казанским.

24 и 25 февраля перед самаровскими и ханты-мансийскими зрителями выступила с творческим отчётом знакомая им ещё по гастролям 1930-х годов актриса Т.Н. Казанская. В номере «Сталинской трибуны» за 25 февраля художественный руководитель Северного театра Е.П. Просветов писал о ней: «Артистка прошла трудную школу жизни. Дочь бедняка-крестьянина Ярославской области, она с 12 лет работала на одной из ярославских фабрик, в годы Гражданской войны уходила на фронт в качестве медсестры. После войны училась в Саратовской театральной студии. За 20 лет работы в колхозных театрах Т.Н. Казанская прошла путь от актрисы вспомогательного состава до ведущей актрисы. Она упорно работает над собой и над ролью. Созревающее мастерство позволяет ей перейти к разрешению образов основных героинь. Создаваемые ею образы убедительны и доходчивы. Это подлинный энтузиаст своего дела, ставящий интересы производственные выше личных интересов. Маленькие роли она исполняет столь же тщательно, как и большие. Т.Н. Казанская является ударницей театра и многократно премирована. Отчётный вечер представит зрителю возможность убедиться в разносторонности дарований Т.Н. Казанской, которая помимо исполнения своей лучшей роли Вассы Железновой выступит также в ролях Евгении из пьесы Островского «На бойком месте», Кручининой из пьесы «Без вины виноватые», Эсмеральдины из пьесы Гольдони «Слуга двух господ».

Март. С успехом прошёл в Ханты-Мансийске спектакль «На бойком месте» (пьеса А.Н. Островского). Особенных похвал публики заслужило исполнение главных ролей артистами Хмельницким, Казанской и Сахарных. Газетная заметка о спектакле заканчивается репликой: «Администрация театра не заботится о зрителе. Адский холод свирепствует во всём здании театра. Часть публики вынуждена была сидеть в зрительном зале в пальто и шубах. Театр даёт по 2 постановки в неделю. Неужели нельзя в дни постановок как следует отопить здание? Только невниманием к зрителю можно объяснить такое отношение».

Нужно заметить, что здание Дома народов Севера, где давались спектакли и повседневно работал театральный коллектив, мёрзший ещё больше, чем публика, вряд ли принадлежало театру, и ответственность за отопление должен был нести кто-то другой.

14 апреля в Самарове и 15 — в Ханты-Мансийске состоялась премьера пьесы лауреата Сталинской премии К. Симонова «Жди меня». Постановка Е.П. Просветова, в главных ролях — М.А. Малышев и А.А. Лялина.

26 апреля. Директор Северного театра Н.Я. Кобриц отчитался о работе театра на заседании окрисполкома. В принятом решении констатируется, что наличие в творческом составе театра таких квалифицированных актёров, как Хмельницкий, Сахарных, Лялина, Казанская и других, открывает широкие творческие возможности театра, что подтверждается такими постановками, как «Васса Железнова» и некоторые другие. При этом исполком считал, что возможности используются не вполне и большинство пьес поставлено «на низком идейно-творческом уровне». Высказан ряд конкретных претензий: руководство театра не представило плана обслуживания весенне-летней путины, не желает «по-настоящему работать» над развитием художественной самодеятельности, между руководителями нет здоровых деловых отношений, отсутствует политико-воспитательная работа в коллективе, расшатана трудовая дисциплина, не налажена связь со зрителями. В постановлении наряду с претензиями политического характера есть и такие пункты, которые напоминают нам о том, что театр, как и весь Ханты-Мансийск, жил в условиях военного времени. В частности, директору предлагалось заняться созданием подсобного хозяйства, коллективного и индивидуальных огородов, поселковому совету — обеспечить творческий состав театра «вполне пригодными квартирами в соответствии с особенностями труда актёров и составом их семей», Самаровскому райисполкому — «обеспечивать транспортом театр для постановок в с. Самарово». К исполкому Омского областного совета обращены просьбы оставить театр в Ханты-Мансийске на сезон 1943/1944 гг., выделить для него имущество из областного фонда театров и «наряды на получение текстильных товаров, необходимых для изготовления костюмов».

16 мая закончился зимний театральный сезон в Ханты-Мансийске, и Северный театр переключился на обслуживание рыбаков, которое поручалось бригаде из 15 артистов под руководством М.Ф. Казанского. Ей предстояло проехать по всем районам округа, кроме Ларьякского, и показать в населённых пунктах и на местах лова отрывки из пьес и концертные номера.

В мае художественный руководитель Е.П. Просветов призван в армию, его место занял М.Ф. Казанский.

Июнь. В с. Берёзове Северным театром поставлены 10 спектаклей: «Мой сын», «Таня», «Васса Железнова», «Синий платочек», «На бойком месте», «Бесприданница» и др., две концертных программы.

Секретарь Ханты-Мансийского окружкома ВКП(б) Долинин направил письмо секретарю Омского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации Тетереву, в котором просил воздействовать на областной отдел искусств, не решивший ряд вопросов театра в Ханты-Мансийске: не зарегистрирован штат театра, из-за чего банк не выдаёт денег на зарплату; состав театра требует пополнения, т. к. часть артистов взята в армию; необходимо принять решение о постоянно действующем театре в  Ханты-Мансийске на основании решения окрисполкома; директор театра Кобриц не обеспечивает руководства, не пользуется авторитетом, создаёт нездоровые отношения в театре; временный художественный руководитель Казанский не соответствует этому назначению.

Июнь или начало июля. Начальник Омского областного отдела искусств Софронов издал приказ об отзыве из Ханты-Мансийска артистов хозрасчётного Северного театра и его ликвидации. В связи с этим окрисполком 8 июля постановил передать имущество театра, приобретённое на средства местного бюджета, окружному Дому народов Севера. Директору театра Кобрицу предложено имущество передать, а директору ДНС Ясеневой принять не позднее 9 июля).

18 июля. Художественный руководитель Северного драматического театра М.Ф. Казанский направил из с. Кондинск, где, по-видимому, в тот день находилась артистическая бригада, письмо секретарю окружкома ВКП(б) Кулагину и секретарю Омского обкома ВКП(б) Кудинову, в котором высказывает своё несогласие с ликвидацией Северного театра и его реорганизацией в госбюджетный театр Крайнего Севера с базировкой в г. Тара согласно предложению бывшего художественного руководителя Просветова. Здесь же он критически отзывается о бывшем директоре Кобрице, характеризуя его как «малокультурного молодого человека, безграмотного в театральном искусстве», и просит назначить директором или художественным руководителем его самого. О себе сообщает: работал в театрах Омской области ведущим актёром, режиссёром театра юного зрителя, был инициатором организации Омского театра миниатюр, с 1936 г. дважды работал по году на Крайнем Севере, был членом бригады Омской филармонии по обслуживанию Крайнего Севера в навигацию 1942 г., руководил одним из первых работавших на Севере театров (1937-1938 гг.). Был на фронте, демобилизован по инвалидности. М.Ф. Казанский активно сотрудничал с окружной газетой, подписывая заметки не только собственной фамилией, но и псевдонимами М. Федин, М. Лесной.

24 июля директор Северного драмтеатра Н.Я. Кобриц, в противовес мнению Казанского, в записке секретарю окружкома ВКП(б) Кулагину и председателю окрисполкома Савину настаивает на скорейшей отправке театра в Тару, чтобы ускорить формирование вновь организуемого театра и обеспечить его своевременную подготовку к зимнему сезону 1943/1944 гг. в Ханты-Мансийске. В записке он просит поручить горкомхозу произвести капитальный ремонт здания Дома народов Севера и дооборудование театральных помещений, поселковому совету — перевести из здания ДНС размещённую в нём гостиницу, подготовить для творческого состава 20 квартир или освободить один из домов, а окружному земельному отделу — выделить для театра три лошади и пять коров. Из сказанного видно, что Ханты-Мансийск ещё не располагал необходимыми условиями для того, чтобы иметь собственный стационарный театр, наличные условия были слишком тяжелы для актёрского коллектива. Отсюда и противоречия в руководстве театра, которые продолжали развиваться.

13 ноября бывший художественный руководитель Казанский обратился к секретарю окружкома ВКП(б) Н.Е. Долинину с заявлением, в котором вновь пишет о неспособности руководить театром как директора Кобрица, так и нового худрука артиста Малышева и предлагает привлечь к профессиональной артистической работе наиболее одарённых участников художественной самодеятельности. О себе сообщает, что оставил с 1 октября работу в театре по болезни.

1944 г.

28 января окрисполком принял решение о передаче дел театра от Н.Я. Кобрица новому директору Т.Н. Казанской. Театр остаётся в Ханты-Мансийске.

8 февраля подписан акт о приёмо-сдаче дел театра. В нём констатируется, что репертуарный план на 1943 год систематически не выполнялся, из 19 предусмотренных постановок осуществлены только 9. Руководители театра при планировании не учитывали реальных возможностей, предусмотренные планом постановки заменялись другими, которые готовились «за короткие сроки и ставились в недостаточно отработанном виде». План не был выполнен не только по количеству спектаклей, но и по числу зрителей, валовому сбору. Н.Я. Кобриц не согласился с оценкой его деятельности в должности директора и возразил: к моменту его вступления в должность 30-40 процентов численности коллектива составляли непрофессионалы, помещение театра не соответствовало требованиям, задолженность по зарплате составляла около 42 тысяч рублей, подсобных цехов не было, всё имущество театра состояло из одной пары щипцов, семи париков, 11 бород, 20 усов и 6 метров крепа.

20 февраля в «Сталинской трибуне» опубликована заметка нового директора театра Т.Н. Казанской «Повысить роль окружного театра». В ней кратко сообщается, что намечена коренная перестройка художественно-творческой и общественной работы, разрабатывается репертуарный план с учетом усиления культурного обслуживания рыбаков округа и план учебно-воспитательной работы с молодыми кадрами театра, ставится задача вырастить постоянные кадры артистов из наиболее одарённых участников художественной самодеятельности.

14 апреля на 36-м году жизни после тяжёлой болезни скончалась артистка Ханты-Мансийского драматического театра Антонина Александровна Лялина, отдавшая 18 лет жизни театру. С 1937 по 1942 г. она работала в Омском областном театре юного зрителя, пользовалась любовью и уважением детей Омска. Осенью 1942 г. приехала в Ханты-Мансийск и приняла активное участие в организации Северного драматического театра, где и работала до конца жизни, заслужив благодарность зрителя исполнением ряда ролей, наиболее значительными из которых были Лариса («Бесприданница»), Лиза («Жди меня»), Даша («Синий платочек») и мальчик Кузьма («Партизаны»). В период работы в Омске А.А. Лялина была непременным участником художественного обслуживания частей Красной армии, за что награждена почётной грамотой. Некролог подписали М.Ф. Казанский, Т.Н. Казанская, М.А. Малышев, Н.Г. Сахарных, К.В. Турская, М.А. Паккерт, Паньшина М.Г., Гершевич А.Л., Хмельницкий А.Ф., Мордвинов М.Н., К.И. Забелин, Т.П. Кобзелева, составлявшие тогда труппу театра.

26 апреля директор Северного театра Т.Н. Казанская в докладной записке секретарю окружкома ВКП(б) Н.Е. Долинину сообщает: «…директор ДНС т. Вальтфогель при активном участии т. Карачунской организовал хозрасчётный театральный коллектив, под флагом самодеятельности ДНС практикуют коммерческие спектакли по ценам на билеты профессионального театра. Существование двух театров в одном помещении в условиях Ханты-Мансийска невозможно, директор т. Вальтфогель не так понял назначение работы с самодеятельностью, превратив общественно-политико-воспитательное учреждение в коммерческое предприятие театрального типа». Появился конкурент, и руководство театра просит устранить его путём административного вмешательства.

3 мая художественный руководитель Казанский в очередной записке руководителям округа выражает свою профессиональную неудовлетворённость работой театра, вновь предлагает себя на должность директора, просит передать здание Дома народов Севера в полное распоряжение театра и вносит свой план его переоборудования.

23 мая. М.Ф. Казанский в статье «Итоги театрального сезона» сообщает читателям «Сталинской трибуны», что в течение сезона театр осуществил постановку нескольких пьес тематики Отечественной войны («Партизаны», «Большие надежды», «Жди меня», «Вынужденная посадка») и пьес русской классики. Наибольший успех имели спектакли «Партизаны», «Большие надежды», «Вынужденная посадка», «Бедность не порок», «Лес», «Светит, да не греет» и «Чудаки», а из актёров — Т.Н. Казанская, А.А. Лялина, Н.Г. Сахарных, М.Н. Малышев, А.Ф. Хмельницкий, К.И. Забелин. В плане на лето — поездки в Микояновский, Кондинский, Берёзовский и Сургутский районы. По возвращении к 1 октября в Ханты-Мансийск предстоит пополнить художественнотворческий состав. Сезон намечено открыть постановкой пьес «Секретарь райкома» и «Егор Булычёв».

4 июня Ханты-Мансийский драмтеатр прибыл в центр Кондинского района с. Нахрачи. Жители села посмотрели пьесы «Партизаны», «Светит, да не греет», «Жди меня», «Женитьба» и «Вынужденная посадка».

22 июня в этой же газете опубликована короткая статья «Итоги работы театра», автор которой А. Кузнецова высказывает благодарность труппе от кондинских зрителей и пожелание не слишком увлекаться внешним комизмом.

1946г.

27 июня в Ханты-Мансийске начались гастроли Тобольского драматического театра. По окончании их «Сталинская трибуна» писала, что этот недавно созданный коллектив сумел донести до зрителя высокохудожественные и актуальные произведения. Достоинства творческого коллектива, руководимого режиссёром П.И. Строгановым, показаны в театральной рецензии на примерах постановок пьес «Старик»  А.М. Горького и «Он пришёл» Дж. Пристли. Высказаны похвалы артистам Н.С. Чинарову, Ю.В. Топорниной, O.K. Глазовой, А.В. Давыдову, А.А. Нерадову, Н.М. Раевской и А.Л. Гершевичу (последний в военные годы работал в Ханты-Мансийском театре).

Август. Автор «Заметок зрителя» А. Кузнецова называет ещё несколько произведений, поставленных Тобольским драмтеатром, — «Под каштанами Праги», «Женитьба Белугина» А.Н. Островского, «Дорога времени», «Убийство мистера Паркера», «Дамы и гусары», «Ровно в полночь» — и отмечает талантливое исполнение ролей артистами Чинаровым, Строгановым, Иратовым, Давыдовым, Кухтериной, Глазковой, Нерадовым (он же и режиссер), Адиной, Раевской.

Ноябрь. Начал работу в Ханты-Мансийске вновь созданный Тюменским областным отделом искусств театр под руководством опытного режиссёра с 40-летним театральным стажем М. Анчарова. Первой была поставлена пьеса Мдивани «Молодой человек», за ней — «Чужой ребёнок» Шкваркина и «Студенты» Дьякова и Пенкина. В работе — «Два брата» М. Лермонтова, в плане — «На бойком месте» А. Островского, «За тех, кто в море» Б. Лавренёва, «Последние» Горького, «Далеко от Сталинграда» Сурова.

1947г.

23 марта. Коллектив театра дал в Ханты-Мансийске концерт, а 6 апреля устроил вечер миниатюр и эстрады, разочаровавшие зрителей. С. Правдин писал, что репертуар концертов ориентирован на обывательский вкус, «засорён устаревшими скетчами, безыдейными антихудожественными номерами, а здоровый юмор и сатира заменены пошлостью», «коллектив недостаточно требователен к своей творческой работе». «Театру и его руководителям надо значительно поднять свою роль в культурной жизни Ханты-Мансийска и Самарова», — заключает рецензент.

12 апреля режиссёром Калабиным поставлен спектакль по пьесе молодого драматурга С. Антонова «Наша молодость», который тот же рецензент С. Правдин оценил как творческую удачу коллектива. Среди лучших исполнителей он назвал артистов Казачковского, Вустину, Лежнёву, Полянскую, Потапова, Тарасова и Алашеевского.

Начало мая. Тепло принят зрителем новый спектакль окружного драматического театра «За тех, кто в море» (режиссёр-постановщик П. Алашеевский).

В середине мая театр закончил зимний сезон постановкой пьесы Л. Рахманова «Беспокойная старость» о жизни и деятельности академика К.А. Тимирязева. В спектакле были заняты артисты М.Ф. Анчаров, З.Б. Секирина, П.М. Алашеевский, П.Д. Казачковский и др.

20 июня в «Сталинской трибуне» опубликована статья режиссёра П. Алашеевского «Окрдрамтеатр выезжает на гастроли». В ней подведены итоги первого театрального сезона. В сравнении с ноябрём 1946 г., когда театр приступил к работе в Ханты-Мансийске и имел в своём составе лишь несколько артистов-профессионалов, труппа теперь состояла из квалифицированных артистов и режиссёров. За 8 месяцев театр показал жителям Ханты-Мансийска и Самарова 12 произведений и готовится выехать на месячные гастроли сначала в Берёзово, оттуда — в Кондинск.

2 июля спектаклем «Наша молодость» начались гастроли в Берёзово.

Одновременно коллектив театра начал работу с местными любителями театрального искусства, готовит постановку спектакля силами кружковцев, семинар руководителей театральных кружков, читаются лекции о мастерстве актёра.

В течение лета окрдрамтеатр выступил в Берёзовском, Самаровском и других районах округа.

2 сентября директор театра Битенский сообщил в «Сталинской трибуне» о том, как идёт подготовка к зимнему сезону. Дом народного творчества, в котором помещается театр, капитально ремонтируется и полностью переоборудуется на отпущенные окрисполкомом 133 тыс. рублей. «Хантымансийцы любят свой театр и принимают активное участие в его жизни, — пишет директор. — Нет ни одной организации или предприятия, которое не вложило бы свою лепту в материальное оформление спектаклей».

10 октября постановкой пьесы К. Симонова «Русский вопрос» (режиссёр П.М. Алашеевский) начался в Ханты-Мансийске новый театральный сезон. В репертуарном плане — ряд значительных спектаклей: «Приезжайте в Звонковое» Корнейчука, «Любовь Яровая» Тренёва, «Навстречу жизни» Успенского, «Молодая гвардия» по роману Фадеева. Рецензент с удовлетворением замечает, что помещение театра, т. е. Дома народов Севера, стало гораздо уютнее: «Расширено фойе, в зрительном зале поставлены новые кресла, сцена увеличилась. Театр внутри стал красивее. В этом немалая заслуга директора театра тов. Битенского и всего театрального коллектива, принимавшего активное участие в ремонте помещения».

В октябре в Ханты-Мансийском парткабинете при встрече партийного актива с коллективом театра состоялось обсуждение спектакля «Русский вопрос», с успехом идущего на сцене. Присутствовало более 40 человек, среди них были и секретари окружкома ВКП(б) B.C. Иваненко и С.Ф. Вавилов. О работе над постановкой рассказал художественный руководитель П.М. Алашеевский, после него выступили ещё многие. Учительница А.П. Кузнецова и директор фельдшерско-акушерской школы К.Н. Егорова назвали постановку большой удачей театра и с особой похвалой отозвались о работе артистов Битенского, Анчарова, Казачковского, Секириной. С.И. Битенский рассказал о своей работе над ролью.

5 ноября «Сталинская трибуна» опубликовала статью режиссёра Н. Калабина «Молодая гвардия» к предстоящему спектаклю в окружном драмтеатре», предваряющую одноимённый спектакль. Его постановщик рассказывает о содержании пьесы и называет исполнителей ролей. Это артисты А.М. Базлов, Л.М. Потапова, Е.М. Тарасов, Л.М. Мартьянова, Н.К. Калабин, З.Б. Секирина, А.М. Потапов, П.М. Алашеевский, Н.С. Лежнёв, И.Д. Казачковский, М.Ф. Анчаров и др.

Конец ноября. Прошёл вечер молодёжи, на котором обсуждены роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и постановка одноимённой пьесы окружным драмтеатром.

1948 г.

Январь. Из финансового отчёта Ханты-Мансийского драмтеатра за 4-й квартал 1947 г. В зрительном зале театра 198 мест, в том числе 189 коммерческих. Даны 13 утренних, 110 вечерних и 29 выездных спектаклей — всего 158 против 228 плановых, обслужено 19479 зрителей (по плану — 33065). Доходы составили около двух третей от плана. Расписанием на 1948 г. предусмотрен штат в 73 человека, но после сокращения в театре осталось всего 50.

Февраль. На собрании коллектива театра обсуждены творческие задачи в связи с постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба». Доклад сделал директор театра С.И. Битенский. Предложения по улучшению творческой работы внесли артист Базлов и художественный руководитель Алашеевский.

Апрель. Принято решение о ликвидации театра.

12 июня в Доме народов Севера состоялся вечер, посвящённый 40-летию творческо-сценической и общественной деятельности артиста Анчарова Михаила Филипповича, члена Всероссийского театрального общества. Михаил Филиппович работал в театрах Астрахани, Казани, Саратова, Калинина, Тобольска. Созданные им образы Полежаева («Беспокойная старость»), Любима Торцова («Бедность не порок»), Бублика («Платон Кречет») и другие заслужили высокую оценку общественности и печати. В день юбилея М.Ф. Анчаров премирован окружным отделом культпросветработы.

14 июня. Из Ханты-Мансийска вышла в свой первый рейс до Нижневартовска плавучая культбаза для культурного обслуживания рыбаков колхозов и государственных предприятий в период летней путины. Культбаза, сообщает «Сталинская трибуна», укомплектована артистами, имеет библиотеку, радиоприёмник и звуковую киноаппаратуру и за сезон обслужит рыбаков Сургутского, Ларьякского и Берёзовского районов.

30 июля «Сталинская трибуна» напечатала отчёт о 1-м окружном совещании культпросветработников. С докладом «Итоги работы культурно-просветительных учреждений Ханты-Мансийского округа за 1-е полугодие 1948 г.» выступила заведующая окружным отделом культпросветработы Пухленкина. О театральной деятельности в нём сказано только то, что для населения поставлено 270 спектаклей и работает в округе 58 драмкружков. Упоминаний о деятельности окружного драматического театра в отчёте нет.

Собрал Аристофан Софоклов

драмкружок на Перековке

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика