Золотые люди. Саранпауль

От автора. Цикл из пяти этих материалов был опубликован на сайте интернет-газеты «Югра-Информ» в 2015 году. К сожалению, сайт был закрыт, а вот сами материалы не потеряли своей актуальности. Фото моё и Дмитрия Сотникова.

«Из железа паровоз, или трактор, или башню какую. Из алюминия самолет, из меди провод. А из этого сплошная судимость». Так в романе Олега Куваева «Территория» некий безвестный шурфовщик отзывается о золоте. И действительно, в сущности, с виду оно ничего особенного из себя не представляет – увесистые тусклые камушки желтоватого цвета.

 

Разглядывая их на ладони, поневоле начинаешь размышлять о том, почему ради обладания этим никчемным веществом люди тысячи лет воевали, убивали, предавали друг друга. Вот оно, вожделенное для кого-то золото, а в душе нет ничего, кроме праздного любопытства. Честное слово, любой поделочный кристалл из этих гор для меня куда привлекательней, чем кусочки драгоценного металла.

Но еще более интересными, чем любые самородки с алмазами, кажутся люди, чья профессия или образ жизни связаны с Приполярным Уралом. О них и будет мой длинный материал с продолжением, авторскими отступлениями, доморощенными философскими умозаключениями и восторженными описаниями природы. Приступим?

…Сборы нашей экспедиции оказались недолгими, но основательными. Главным средством передвижения должен был стать ветеран Советской Армии МТЛБ – «многоцелевой транспортер легкий бронированный», в просторечии – «мотолыга». После «дембеля» с него сняли башню с пулеметом, увеличили грузовой отсек и установили наверху удобную скамью для пассажиров. Забегая вперед, отмечу, что «мотолыга» прекрасно справилась со своей задачей, несмотря на капризный характер.

Управлял этой громыхающей квадригой достойный во всех отношениях возничий Леха, обычно представляющийся как «Оленевод». Вездеходчик от Бога, добрый, отчаянный и шебутной мужичок, он по мере сил скрашивал наше путешествие, постоянно внося в него изрядную толику разнообразия, о чем я расскажу чуть позже.

Жители славного поселка Саранпауль, откуда мы должны были стартовать, с любопытством наблюдали за процессом погрузки на вездеход двух горных мотоциклов — «эндуро». Их владельцы – по-хорошему «безбашенные» гонщики-экстремалы Руслан и Денис – отправились с нами, чтобы детально изучить возможности будущих зимних маршрутов и подумать о перспективах развития экстремального туризма в этом медвежьем углу.

Общее руководство экспедицией осуществлял генеральный директор ОАО «Сосьвапромгеология» Андрей Андреев, за пределами поселка превратившийся просто в Саныча. Прямой, решительный, внешне и внутренне соответствующий имиджу «сибирского мачо», он являлся идеальным руководителем всего и всех – «слуга царю, отец солдатам». Придерживаясь чапаевским методам военачалия, он всегда был впереди на лихом коне – и в «атаке» на жуликов, и в мытье посуды, и в спасении утопающих.

Его ближайший советник, пиарщик и менеджер по туризму Дмитрий Сотников – личность в нашем округе легендарная и широко известная в узких кругах. Он – классный тележурналист, мастер документалистики и публицистики, его работы неоднократно становились победителями в телевизионных конкурсах различного уровня. Будучи настоящим Мастером и во всех отношениях самодостаточным человеком, в последнее время он по примеру Льва Толстого отринул тщету светского мира и отправился на поиски вдохновения во глубину сибирских руд.

Перечислив основных действующих лиц нашей истории, давайте вместе с вами заберемся на вездеход и по-гагарински махнем рукой: «Поехали!» Все равно в рокоте дизеля нас никто не услышит и не обвинит в мании величия…

«Мотолыга» шустро летела по щебенке отличной дороги, связывающей Саранпауль с предгорьями, мягко перекатываясь по складкам местности. Постепенно седая шапка Урала все явственней стала проглядывать над таежными далями, все стремительней становились многочисленные речки и все злобнее – комары.

Привычное лютико-пырейное густотравье разбавлялось какими-то новыми, непривычными глазу цветами. Жаль, не оказалось под рукой ботаника, который рассказал бы о том, как называются те или иные представители царства местной Флоры.

 

Любо-дорого смотреть на джигитовку Руслана с Денисом, которые лихо одолевали на своих «эндурах» любые препятствия и лишь во время переправ через самые бурные речки поднимали их на броню.

Правда, однажды слаженный ритм работы нашей передвижной понтонной части нарушил Леха-Оленевод. Глядя на поток, бешено терзавший берега, он пренебрежительно сплюнул и заявил мотоциклистам:

— Што, боитесь? Да там же мелко, там любой дурак легко переедет! Давай ехай уже!

Поддавшись гипнотической лехиной воле, Денис прибавил газу и въехал в самую быстрину. Несколько секунд мотоцикл тщетно пытался сопротивляться сумасшедшему напору ледяной воды, потом река опрокинула его, подхватила вместе с наездником и стремительно понесла на огромные валуны. Казалось, еще секунда – и Денис навсегда исчезнет в безумной пучине…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увидев эту страшную картину, Оленевод глубокомысленно заметил:

— Однако, здесь сильное течение. Не-е, на мотоцикле не проехать…

И в следующее мгновение уже рванул вездеход на помощь тонущему. Повинуясь властному окрику Андреева, как-то сам собой появился сначала крепкий фал, с помощью которого помогли выбраться Денису, а потом и стальной трос, которым ловко зацепили и выволокли «эндуру». Кстати, надо похвалить буржуйскую технику – после небольших реанимационных мероприятий мотоцикл покашлял и исправно повлек своего хозяина вперед, к новым приключениям…

По дороге мы ненадолго остановились у местной достопримечательности самого фантастического облика. Представьте себе белоснежную космическую орбитальную станцию, опустившуюся в одном из самых диких уголков тайги, да на фоне живописных гор – это и будет печально знаменитый завод «Полярного кварца». После образцово-показательного торжественного пуска он был тихо остановлен. Как-то вдруг нечаянно выяснилось, что его продукция, собственно, никому и не нужна…

Дима Сотников, будучи человеком государственным, печально вздохнул, покрутил головой и вежливо попросил:

— Сними меня здесь, пожалуйста. Раньше я еще никогда не фотографировался на фоне четырех миллиардов…

…Вскоре дорога как-то внезапно кончилась и «мотолыга» нырнула под полог девственной тайги, усердно перелопачивая стальными гусеницами то гранитные валуны, то болотный торф. Горы обступили узкую долину, подавляя волю своей мощью и бередя душу величием. Все круче становились спуски, все жутковатее – подъемы. Кстати, заметил интересный факт: с какого-то момента стало казаться, что мы плавно съезжаем вниз, тогда как речушка почему-то несла свои воды нам навстречу…

Продолжение следует…

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Золотые люди. Саранпауль”

Яндекс.Метрика