Сколько стоила «веревочка»?

Валентина Патранова

Зимние гужевые перевозки пассажиров от станции к станции назывались «верёвочкой». Сколько же стоил столь экзотический для нынешнего времени вид транспорта?

В Госархиве Югры можно найти документ, озаглавленный «Такса на перевозки пассажиров по веревочке». Если один пассажир ехал на одной лошади, он платил за каждый километр 38 коп., а если его, с «ветерком», катили две лошадки, то 64 коп. За двух пассажиров брали 69 коп. с километра, с трех – 84. До 16 килограммов багаж можно было провозить бесплатно, почти как сегодня на самолете, а если больше – приходилось доплачивать 0,5 коп. за каждый килограммо-километр.

Автогужтрест, которому подчинялась «веревочка», местная власть обязала снабдить «все веревочные станции бланками квитанций для учета и выдачи пассажирам в получении денег в трех экземплярах». В соответствии с постановлением окрисполкома от 4 ноября 1937 года «на покрытие организационной работы Автогужтреста устанавливалось дополнительно к таксе начисление в размере 2 коп. с пассажиро-километра».

Длительные путешествия по необъятным сибирским просторам были утомительными и для людей, и для лошадей. Для отдыха использовались постоялые дворы и заезжие квартиры. Вот, к примеру, какая плата была установлена за их пользование в зиму 1937–1938 годов по Остяко-Вогульскому округу. Оплачивать приходилось так называемые «тепловые»: за нахождение на стоянке в течение четырех часов брали 15 коп. с человека. Столько же стоил и кипяток. «За варку пищи из продуктов возчика и проезжающего человека» платить приходилось по 25 коп.

За «окарауливание обозов» на проходных постоялых дворах, где имелась сторожевая охрана и была оборудована ограда, за каждую лошадь за семь часов стоянки взималось 15 коп. За «окарауливание обоза» на конюшне постоялого двора, как сказано в архивном документе, «плата взималась с лошадей – 20 коп. в сутки». Речь шла о постоялых дворах в Самарово, Березово, Сургуте, Нахрачах (Кондинское) и Мужах (позже этот поселок отошел к Ямало-Ненецкому округу).

Сегодня из северной части Ханты-Мансийска в южную, а это бывшее село Самарово, можно добраться на автобусе (19 рублей), маршрутном такси (20) и такси (130). В 30-е годы покрыть это расстояние в 5 км можно было только на лошади. Была установлена такса: «Плату за провоз пассажира на одной лошади из Самарово до Остяко-Вогульска и обратно установить в размере 3-х рублей, с двух пассажиров – 5 рублей».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика