Село Самаровское

На правом берегу Иртыша, в 20 верстах от впадения его в Обь, у подошвы высокой и очень живописной горы расположилось с. Самаровское. Вид на село с проходящего мимо парохода недурен. В 2-х верстах от Самарова ниже по течению Иртыша устроена пароходная пристань. Пристань эта принадлежит здешнему же жителю В.Т. Земцову, и устроена довольно хорошо. Есть даже что-то в виде деревянной набережной, на которой лежит масса сосновых и кедровых дров. Над пристанью величественно поднимается с крутым спуском гора, обросшая прекрасным лесом. Особенно красивы кедры — величественно раскинулись они по склону горы и приветливо манят к себе утомленного однообразием пустынных видов путника. Лес этот по видимому оберегается здесь заботливо, ибо при выходе с пристани сейчас же бросается в глаза надпись на столбе: «Рвать шишки, ломать ветви кедров и раскладывать костры в лесу строго воспрещается». На берегу около пристани стоит небольшой домик для пассажиров и несколько строений для служащих на пристани. Есть также и ренсковой погреб, в котором можно получить недорогие вина, чай, сахар, табак, конфеты и проч.

Попасть с пристани в с. Самаровское можно в малую воду — лишь берегом, в большую же, как ныне, только в лодке. Есть еще дорога склоном горы — но путь этот неудобен. Я со своими спутниками отправился в крытой лодке (каюке).

Как красиво Самарово издали, так некрасив и неприветлив вблизи застроенный берег его. Размытый водой лачуги, масса плавающаго и гниющаго навоза и наконец мутная, грязная вода производят крайне неприятное впечатление. Надобно заметить, что весь приречный край села застроен хлевами и скотными дворами, которые во время наводнений сплошь затопляются. Сверху этих хлевов, положительно вокруг всего села, сложено в стогах сено. При входе на берег село получает уже несколько лучший вид. Главные улицы довольно прямы и благодаря твердой, с крупной галькой, почве не грязны. По всем почти улицам проложены из толстых плах тротуары или правильнее сказать мостики.

Близь горы па небольшой площадке возвышается прекрасная трехпрестольная каменная церковь, построенная в 1815 г., во имя Покрова Пресвятой Богородицы и приделов: Знамения Божьей Матери и Святителя Чудотворца Николая. Внутри церковь содержится хорошо — чисто и имеет довольно богатый и красивый иконостась. По словам уважаемаго здесь всеми, священника о Нестора Всргунова — особых древностей при церкви не имеется — так как если что было древнего, то все сгорело вместе с деревянной церковью, бывшей ранее в с. Самаровском. Кроме церкви в селе есть еще две часовни.

Большинство домов в Самарове двухэтажные; некоторые из них отличаются и красотой, как например дома Шейминых, Земцова и Кузнецова. Есть, конечно, много и лачуг и домов почти без всяких хозяйственных пристроек. Всех же домов считают 175. Одно училище, Волостное правление, два питейных заведения, 6 лавок и Почтовая земская станция. В общем надобно сказать, что постройка крайне тесна и неудачна по выбранному положению: с одной стороны крутая с трудными подъемами гора, с другой низменный луг, затопляемый водою, которая во время разлива сжимает в тесное кольцо самаровцев к горе и образует вокруг них громадное водное пространство, покрывающее собой их луга и сенокосы. Вода, гора и прибыль населения заставили самаровцев тесно устроиться на небольшом клочке земли и иметь в силу необходимости в самом селе даже и кладбище.

В пожарном отношении Самарово находится в самом невыгодном и неудобном положении. Теснота постройки, разбросанный лес по улицам и кольцеобразный склад сена по крышам строений вокруг всего села могут дать конечно обильную пищу огню; а гора, покрытая хвойным, с массою сухаго валежника, лесом едва ли может доставить кому либо из жителей надежное убежище от угрожающей опасности. Самая гора, наконец представляет немало пищи для огня. Случись на ней лесной пожар и при северном ветре село будет сплошь засыпано горящими головнями, а спастись опять таки некуда. В таком опасном положении Самарово находится нынешним летом, причиною тому служит большая кода. Такой воды как нынче, жители говорят, небыло около 30 лет.

В настоящее время стоит август, горячая пора для самаровцев. В это время обыкновенно начинаются покосы и рыбная ловля. Но теперь нет ничего. Всюду вода. Пески затоплены ею. Покосы также в воде. На десятки верст нет сухаго места в долине Иртыша. На самых высоких гривах в нынешний год вода поднялась до 3-х аршин. Сено, которое лежит на крышах Самарова есть остаток от прошлого года и его в виду ожидаемаго неурожая берегут на предстоящую зиму. Скот: лошади, часть рогатаго и овцы ходят в лесу на горе. Часть же коров, содержимых дома для молока, кормятся талом, который привозят на лодках с затопленных мест. Надо видеть с какой жадностью ест скот тальник среди лета — чтобы верить тому. А также слыхал ли кто, чтобы телята ели хвои кедра и сосны, а здесь они их едят. Что делать? Как кормить скот зимою, в случае ненастной осени, крестьяне не знают. Поговаривают, что коров и овец придется перебить, а часть лошадей оставить на зиму в лесу. Так, говорят, бывало и раньше. А тут еще новая беда. На горе появился медведь, который часть скота задавил — а часть выгнал в село. Целый день слышен рев голодных животных.

Вообще ныне, кажется, для самаровцев год выходит плохой. Пески, как я сказал раньше, находятся под водой и скоро из под нея не выйдут, так как вода — по случаю сильных дождей по сие время еще не убывает. Промышлять сетями или переметами нельзя, так как ненастье стоит беспрерывно и с сильным ветром. Одним словом, на улов рыбы плохая надежда. В Оби, говорят, также большая вода. Сбор орехов ожидается также неудовлетворительный.

Н. Лыткин

«Тобольские губернские ведомости», 1890

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика