Остяко-Вогульский округ входил в 1941 году в состав Омской области. Экономическое развитие края шло с огромными трудностями: обширная и малозаселенная территория с суровым климатом почти не имела дорог, слабо была развита связь, промышленность еще только набирала темпы. Тем не менее, наш округ тоже внес свой вклад в победу, о чем свидетельствуют документальные источники, характеризующие ратные и трудовые свершения земляков.
«Клянусь, что буду защищать свою Родину»
Бесстрастные свидетели тех далеких лет – архивные документы. Они хранят память о нелегкой жизни, выпавшей на долю нашего народа. В КУ «Государственном архиве Югры» создан фонд «Коллекция документов участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Из собранных материалов личных фондов фронтовиков и трудящихся в тылу наших земляков мы можем узнать об их судьбах, о повседневной жизни людей в условиях войны.
В архиве Югры хранится подшивка «Сталинской трибуны». В № 146 от 23 июня 1941 года было напечатано «Выступление по радио 22 июня заместителя председателя совнаркома СССР и народного комиссара иностранных дел товарища Вячеслава Михайловича Молотова», в котором говорилось о начале войны с фашистской Германией.
В связи с известием о начале войны по округу прокатилась волна митингов. 23 июня 1941 года такой митинг прошел и в Ханты-Мансийске. В газете «Сталинская трибуна» приводится отрывок из выступления Василия Трофимовича Терещенко. Участник войны с белофиннами, куда он ушел добровольцем в 1939 году, Василий Трофимович говорил: «Сейчас германский фашизм, как и белофинны, захотели на своей шкуре испытать силу нашего оружия, отвагу и мужество Красной Армии. Заявляю наглым фашистам, что мы с ними шутить не будем. Клянусь, товарищи, что уходя в ряды Красной Армии, я буду защищать свою родину, не щадя своих сил и жизни».
Уже 22-26 июня 1941 года Ханты-Мансийский окружной военкомат получил около двух тысяч заявлений с просьбой направить в действующую армию. Желание отправиться на фронт было массовым.
Началась мобилизация. К обскому берегу подплывали пароходы. Черный дым, как черная беда, стелился над спокойными водами Оби.
Вспоминает жительница Самаровского района Клавдия Васильевна Ларюшкина: «…Деревни были опустошены постоянными мобилизациями, остались старики, женщины и дети. Положение усугублялось небывалым наводнением 1941 года, которое нанесло огромный ущерб: разрушило хозяйственные постройки, жилые дома, затопили приусадебные участки, поля и сенокосные угодья».
Во многих семьях жителей округа сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой, и только с победой. В архиве Югры также хранятся письма солдат.
Женщинам грозных 1940-х годов также довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.
Одной из многих была Корепанова Евдокия Ивановна. Выпускница Остяко-Вогульской фельдшерско-акушерской школы, она в августе 1941 года добровольцем ушла на фронт. Евдокия Ивановна зимой 1941 года работала в прифронтовых госпиталях под Москвой, где шли кровопролитные бои. Была дважды ранена — под Москвой и Сталинградом. По поводу освобождения Москвы в Кремле был организован прием для воинов-сибиряков. Дуся выступала в Кремле. Родным она написала, что видела Сталина, Ворошилова, Калинина, Буденного. Ее попросили выступить, и она рассказала, где жила и училась, о своей северной родине. Соседи в Самарово слышали её выступление по радио.
В предельно сжатые сроки была задействована многопрофильная, дифференцированная, эффективная система военного обучения граждан возрастом от 16 до 60 лет. Учебные подразделения Всеобуча, Осоавиахима, спортивных обществ «Спартак» и «Рыбник Севера», Российского общества Красного Креста, Ханты-Мансийской фельдшерско-акушерской школы готовили снайперов, автоматчиков-лыжников, пулеметчиков, минометчиков, истребителей танков, саперов, связистов, санитарных инструкторов, медицинских сестер.
«Рыба и лес – на нужды фронта»
На максимально интенсивные темпы работы перешли традиционные и наиболее развитые к тому времени отрасли народного хозяйства округа – рыбозаготовительная, лесная и другие.
Так, Кондинский и Ханты-Мансийский леспромхозы заготавливали специальную древесину для производства авиафанеры, прикладов для винтовок, лыж. Резко увеличила выпуск продукции рыбная промышленность округа. В годы войны в Ханты-Мансийске были построены спичечная фабрика и валяльная мастерская. Коллектив Ханты-Мансийского леспромхоза трижды за время войны завоевал первое место во Всесоюзном соревновании лесозаготовителей и в апреле 1945 года получил на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
Существенно возросли также добыча живицы, изготовление скипидара, дегтя, хвойной настойки, сбор лесных ягод и лекарственных растений. Особую пищевую и медикаментозную ценность представлял ягодный экстракт, изготовлявшийся Нахрачинским экстрактно-варочным комбинатом.
Жители округа, отказывая себе в самом необходимом, помогали защитникам Отечества. Осенью 1941 года, когда родился народный Фонд Обороны, ханты-мансийцы пополняли его денежными средствами, трудоднями, фамильными драгоценностями. Дополнительным источником средств служили добровольно-обязательная подписка граждан на государственные военные займы и приобретение ими билетов денежно-вещевых лотерей.
Из блокадного Ленинграда
Восьмого сентября 1941 года замкнулось вражеское кольцо вокруг Ленинграда.
В первую блокадную зиму многие десятки тысяч детей, потеряв родителей, стали сиротами. Необходимо было срочно создавать детские дома, которые бы действовали в условиях блокады. К 07 марта 1942 года в Ленинграде было сформировано 98 детских домов, в области действовали еще 32 детских дома. Со временем для спасения детей возникла необходимость их эвакуации.
Наш округ не остался в стороне в оказании помощи детям блокадного Ленинграда. Первые детские дома в округе открылись в 1942-1947 гг. для спасения ленинградских детей. Всего насчитывалось 10 детских домов, они приняли 1150 детей школьного и дошкольного возраста. Самые первые детские дома открылись в Сургуте и поселке Песчаном.
По сохранившимся архивным документам можно выяснить бытовые условия в детских домах: отсутствие электричества, дрова почему-то постоянно сырые. В некоторых из них дети спали на матрацах, набитых соломой, укрывались ими же. Отмечалась нехватка одежды, отсутствие книг, бумаги, чернил.
Телеграмма директора Лиственнического детдома в окружной отдел образования:
«Три дня сидим без хлеба зпт продукты за июль не получены тчк должны рыбкопу 25 тысяч тчк Шлите минимум 40 тысяч положение катастрофическое. Калябин». Это был июль 1948 года.
Одной из воспитанниц Ленинградского детского дома была Лида Ошмарина, в дальнейшем – Лидия Васильевна Филатова (в замужестве). После выхода указа об эвакуации детей из блокадного Ленинграда «для спасения» 11 августа 1942 года детский дом, в котором находилась Лида, по Ладожскому озеру, — «дороге жизни», как ее называли ленинградцы, под постоянными бомбардировками, был эвакуирован в Западную Сибирь.
Лида помнит, как под непрерывным обстрелом их переправляли через Ладожское озеро на катере, затем в товарных, прозванных в народе «телячьими», вагонах — до Омска. Встречали ленинградских детей очень хорошо. Помнит заботу жены летчика Чкалова, которая навещала детей ежедневно, интересовалась, чего больше всего хочется детям. Жили они в Омске рядом с цирком, но желание было одно — «чего-нибудь из съестного». Понемногу им привозили то, что они просили.
Длинный путь из блокадного Ленинграда на этом не кончился, детей повезли дальше, на Север. Пароход причалил в Малом Атлыме, где их встречали пионеры с горнами и барабанами, угощали кто репкой, кто морковкой – тем, что выросло на огородах. Затем на барже всех отправили в поселок Заречный Кондинского района Тюменской области и разместили в здании клуба. Теперь это был их дом. Клуб был перегорожен досками на две половины, в одной разместились девочки, в другой – мальчики. В июне 1945 года на пароходе «Владимир Ленин» детей увезли в Тюмень. Кому исполнилось 14 лет, отправили в Ленинград. Они жили в общежитиях, учились в школе ФЗО строительным профессиям, восстанавливали разрушенный Ленинград. Младших отправили в другой детдом — № 156, в Нижнюю Тавду.
В настоящее время Лидия Васильевна Филатова проживает в г. Ханты-Мансийске, который избрала своей родиной.
На спецпоселение в Сибирь
Из документов также очевидно, что детские дома во время войны пополнялись детьми граждан, высланных по национальному признаку. По спискам детей видно, что это были в основном немцы, финны, калмыки и рязанские за веру (в документах их называли членами секты истинно-православных христиан).
Сложным и неоднозначным был процесс так называемых «социалистических преобразований» в советской стране. К последним относится история ссылки, в том числе спецпереселенчества.
Накануне и в годы Великой Отечественной войны состав ссыльных на территории Обь-Иртышского Севера стал меняться. С конца 1939 г. здесь были расселены депортированные поляки, потом немцы, проживавшие в Поволжье и Ленинграде. Затем вплоть до конца войны сталинский режим депортировал народы, огульно обвиненные в сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами. Весной 1944 г. в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа было вывезено на спецпоселение огромное количество калмыков. Нельзя не подчеркнуть, что ссыльные трудились не покладая рук, чтобы обеспечить армию тем, что было необходимо для победы над врагом.
Ханты-Мансийский округ отправил на защиту Родины свыше 17 тысяч мужчин и женщин – русских, ханты, манси, коми, украинцев, татар и представителей других национальностей. Место в солдатском строю заняли рожденные с 1896 по 1927 гг. Находясь в рядах сибирских частей и соединений, воины-сибиряки проявили стойкость и мужество в обороне Москвы, Ленинграда и Заполярья, отличились в Сталинградской битве и сражении на Курской дуге, при освобождении Польши и Чехословакии, в штурме и взятии Берлина. Участники боевых действий награждены орденами и медалями советского государства и союзных держав.
После окончания войны состоялось массовое награждение заслуженных работников тыла медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Награды получили пять тысяч рабочих, служащих и колхозников Ханты-Мансийского округа».
Мы обязаны сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта.