Пушнина и охотничий промысел Югры

В. Новиков

Понятие «Югра», территориально представляемое как «земля за Уралом», значительно более широкое, чем территория Ханты-Мансийского округа в нынешних его границах. Значение пушнины, рассматриваемое в статье первоначально для территориально менее определенной «земли Югорской», впоследствии сводится к конкретной территории округа.

Основной причиной экономического освоения Югры, начавшегося в XI веке, послужили огромные пушные богатства края. Пушнина играла в те времена крупнейшую роль в экономике, составляя основу русского экспорта. В первый период русского проникновения в Югорию важнейшей целью военных экспедиций было именно обложение покоренных племен «ясаком», выплачиваемым исключительно пушниной. Позднее, помимо сбора ясака, большое значение приобрела и торговля мехами.

На обилие мехов и выгодность торговли сибирской пушниной указывал П. Н. Буцинский. Он писал, что инородцы привозили ясак в дорогих собольих шубах и на лыжах, подбитых соболями; за медный или железный котел они давали столько шкур соболя или чернобурых лисиц, сколько их могло в котел вместиться. Пушнина ценилась необычайно дорого. Продажная цена шкурки чернобурой лисицы в XVII веке доходила до 8 рублей, соболя — 7 и более рублей; в то же время лошадь на Оби стоила 2 рубля, корова — 1 рубль 50 коп., свинья — 35 коп., пуд ржаной муки — 6 коп. Сибирская пушная казна (соболиная казна) в 1660 году давала свыше 600 тысяч рублей дохода, что составляло около одной трети годового бюджета государства. Поэтому Московское государство стремилось к установлению и сохранению монополии в деле торговли пушниной.

Наиболее важным центром в торговле пушниной в первой половине XVII века была Мангазея, позднее — Обдорская и Ирбитская ярмарки, а также — Тобольск. По свидетельству А.А. Дунина-Горкавича, одна из наиболее известных местных ярмарок находилась в Сургуте. Пушнина была одним из основных объектов московского экспорта и вывозилась в Англию, Польшу, Бухару, Хиву, Персию, Китай.

Экономическое значение зауральских владений для русского государства особенно возросло после похода Ермака и присоединения сибирских земель к Московскому государству в конце XV века. После покорения татарского «Сибирского царства» народы Сибири поставляли одной только казне ежегодно 200 тысяч соболей, 10 тысяч черных лисиц и 500 тысяч белок, много бобров и горностаев. В XVI и особенно в XVII веке ханты и ненцы платили по 5 соболей с человека в качестве ясака. Кроме ясака, взимались подарки царю — «государевы поминки». При сборе ясака ханты приводились к «шерти» (клятва перед медвежьей шкурой), брались заложники (аманаты], для ускорения ясачного сбора практиковалась выдача подарков («государева жалования»).

С начала XVII столетия Обский Север несколько утратил прежнее экономическое значение, что было обусловлено как истощением пушных богатств края, так и утратой значения пушнины как «всеобщей валюты». С развитием товарно-денежных отношений «мягкая рухлядь» уже перестала быть валютным товаром. В 1727 году в Сибири разрешается свободная торговля соболями, в 1753 году отменяются все таможни и сборы, в 1769 году народам Сибири предоставляется право вносить ясак или пушниной или деньгами. Поступление мехов в царскую казну уменьшилось, несмотря на объявление Петром Первым шкурок соболя, черно-бурых лисиц, горностаев и бобров «заповедными товарами», запрет на продажу их в народ, а также на высокую стоимость сибирской пушнины за границей. Хищническое истребление наиболее дорогих зверей — бобра и соболя — сильно подорвало их запасы.

Несмотря на большее экономическое значение промысла диких зверей на территории лесной Сибири, чем земледелия, развитие промышленности и сельского хозяйства в крае в первой половине XIX века отодвигает пушнину на второй план. Ее удельный вес в государственных доходах падает до 11—13%.

Значение пушнины в экономике советского государства существенно различается в довоенный и послевоенный период. В конце 20-х —начале 30-х годов русская пушнина восстановила свое монопольное положение в международной пушной торговле.

В 1924 году по стоимости пушнина занимала второе место в экспорте. В конце 20-х годов удельный вес пушно-мехового сырья в экспорте страны достигал 11,5%. В послевоенный период — сократился до 0,8%. Падение значения пушнины как экспортного товара обусловлено ростом удельного веса других экспортных ресурсов: леса, нефти. Основное значение в экспорте пушнины приобрела звероводческая пушнина. В 1938 году ее удельный вес составлял немногим более 1%, а в 1968 году достиг почти 49%, несмотря на более высокую валютную эффективность охотничьей пушнины.

За годы советской власти самым высоким уровнем добычи пушнины в округе характеризуется довоенный период. После войны начинается сокращение количества добываемой пушнины. Особенно сильно падает добыча белки. Одной из непосредственных причин уменьшения добычи пушнины в послевоенный период является сокращение числа охотников. Если в 1940 году по Ханты-Мансийскому округу на пушной промысел выходило более 4 тысяч охотников, то в 1965 году вышло 1224 охотника.

Сокращение числа охотников обусловливалось организационно-экономическими факторами: изменением структуры экономики колхозов и их размещения, ухудшением организации промысла, снижением материальной заинтересованности охотников в добыче пушнины. Отрицательно сказалось также сселение небольших поселков (юрт) в крупные.

Широкое расселение охотников и рыбаков небольшими поселками и полукочевой образ жизни у оленеводов сложились исторически вследствие необходимости оптимального использования разобщенных ресурсов низкопродуктивных таежных угодий. Наиболее полное и равномерное, т. е. экологически целесообразное освоение ресурсов происходило за счет максимального приближения населения к местам промысла, что значительно облегчало проблему транспорта.

В результате сселения мелких поселков охотники и рыбаки были оторваны от своих угодий. Отдаленные угодья запустели. Возникла проблема их охраны. Утрата оленьего транспорта сильно затруднила опромышление дальних угодий. Проблема транспорта на охотничьем промысле актуальна до настоящего времени.

Экономическая целесообразность широкого рассредоточения трудового населения в угодьях для рационального использования ресурсов тайги и успеха охотхозяйственного производства несомненна.

После середины 60-х годов, в условиях интенсивного промышленного освоения территории округа отмечается снижение биологической и хозяйственной продуктивности охотничьих угодий. Сокращаются ресурсы основных объектов пушного промысла в регионе: белки, соболя, ондатры. Резко сократились ресурсы лисицы и выдры. Основные причины сокращения ресурсов — разрушение местообитаний в результате рубок леса, лесных пожаров, истребительного охотничьего промысла, нефтегазопромыслового освоения территории. Сократился объем заготовок пушнины всех видов (кроме норки): соболя, кидуса, колонка — в 1,5—1,8 раз; белки, куницы, горностая, ондатры, зайца-беляка — в 3—5 раз; росомахи, лисицы красной, выдры и медведя — от 9,7 до 146 раз. Почти полностью утратили промысловое значение бурундук и водяная крыса.

Коренным образом изменилась структура экономики промхозов: произошло резкое снижение удельного веса охотничье-промысловых отраслей и быстрое развитие отраслей, не свойственных промысловым хозяйствам — заготовки и переработки леса, звероводства.

Из несомненных достижений охотничьего хозяйства за советский период необходимо отметить восстановление поголовья соболя, акклиматизацию ондатры, давшую большой экономических эффект, расселение американской норки, создавшей устойчивые очаги в восточных районах округа.

Значение промысловой пушнины в экономике округа в настоящее время очень мало. По данным, статистического управления, в 1981-985 гг. в округе ежегодно заготавливалось дикой пушнины примерно на 900 тыс. рублей. Ежегодный объем добычи нефти в это же время достиг 300 млн. тонн. При цене 200 руб. за тонну стоимость ежегодно извлекаемой из недр округа нефти превышала стоимость добычи пушного охотничьего промысла примерно в 60 тыс. раз.

Звероводческой пушнины хозяйства округа ежегодно производят в среднем на 8 млн рублей. Промысловая пушнина составляет не более 10% от объема заготовки звероводческой, хотя еще в середине 60-х годов, по сообщению Г. С. Седельникова, ее удельный вес достигал 15%.

Рост численности приезжего населения, вызванный промышленным освоением края, и низкие заготовительные цены повлекли за собой снижение товарности пушнины и увеличили ее потребительское значение в связи со значительным оседанием у населения. Оседание пушнины у населения обусловлено не только низкими закупочными ценами, но и высокой потребностью в мехах на внутреннем рынке. Цены на меха пушных зверей (особенно соболя, ондатры, лисицы красной, выдры, норки, медведя) у населения в несколько раз превышают цены государственных заготовительных организаций.

Оседание пушнины носит повсеместный характер несмотря на монополию государства в деле заготовки, переработки и торговли пушниной, а также утверждение перечня наиболее ценных пушных видов, подлежащих обязательной сдаче государству.

О масштабах оседания пушнины свидетельствует следующий пример. В конце 70-х—начале 80-х годов оседание мехов соболя по районам Ханты-Мансийского округа составляло от 25 до 90% от числа добытых охотниками, ондатры — 50%, лисицы красной и выдры до 90—100%. Повышение закупочных цен в 1983 году несколько снизило размер оседания, например, мехов соболя примерно вдвое: с 60 до 30%.

Значение пушного промысла снижается и в других странах, например, в хозяйстве Американского Севера. Неуклонно снижается и доход от промысловой 1 пушнины в общем выходе продукции охотхозяйственных организаций нашей страны: в госпромхозах — с 39,8% в 1963 году, до 10% — в 1970 г., в коопзверопромхозах — с 23,2 до 7,5% соответственно. В промхозах нашего округа в объеме реализованной продукции за 1981-1985 гг. промысловая пушнина составляла в среднем 9,2%. Прослеживается тенденция к снижению ее удельного веса в производстве продукции охотничьего хозяйства.

Развитие нефте- и газопромыслов, лесоразработок ухудшает условия ведения охотничьего хозяйства. Продуктивность угодий снижается. Заготовки пушнины выполняются главным образом, за счет опромышления ресурсов белки и соболя. В 1988 году шкурки белки и соболя составили 81% стоимости заготовленной промысловой пушнины (шкурки ондатры, горностая и норки дикой — около 15%). Другие виды охотничьих животных опромышляются в незначительной степени. При полном опромышлении ресурсов охотничьих животных в угодьях округа биологически возможны заготовки пушнины на сумму до 2,5 млн. руб., что в два с лишним раза превышает фактический объем заготовок в настоящее время.

Исчезнет ли охотничий промысел как отрасль хозяйства! Утратят ли меха диких животных значение для человека?

С большой долей уверенности уже можно утверждать, что пушной промысел не исчезнет и значение мехов диких животных будет расти. Наиболее благоприятные условия для сохранения и дальнейшего развития охотничьего промысла в округе как отрасли хозяйства в настоящее время складываются в угодьях территорий приоритетного природопользования (ТПП), выделенных для ведения традиционных отраслей хозяйства коренным национальным населением. Угодья ТПП обладают наиболее высокой биологической продуктивностью. На угодьях, подверженных промышленному воздействию, возможно развитие любительского охотничьего хозяйства с опромышлением обширных угодий средней и низкой продуктивности силами сезонных охотников — членов обществ охотников и рыболовов.

Сохранение угодий — залог сохранения пушного промысла как древнейшего занятия человека на Югорской земле.

Журнал «Югра», №1, 1991

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика