Весенняя охота на водоплавающих птиц в Обь-Иртышье. Часть 2

Новомир Патрикеев

Теперь все это стало историей, и в наше время весенняя охотничья страда начинается в конце апреля с прилетом гусей, стаи которых собираются для кормежки и отдыха на открытых пространствах пойменных лугов, так называемых садбищах, посещаемых из года в год, а также на песчаных берегах рек.

Из отряда гусинообразных (подсемейство гусиных) к роду собственно гусей (общий отличительный признак — желто-красные лапы) относятся четыре пролетных или гнездящихся у нас вида.

Самый «южный» и, возможно, самый большой из них — серый гусь, весит более пяти килограммов. В журнале «Охотник за трофеями» указывается средний вес 5-7,5 кг, а рекордная масса добытых в Белоруссии и Канаде особей более 9(!) кг. Местное название серого гуся — «беляк» или «речник», по Брему — дикий, речной, серяк. Он — родоначальник всех европейских пород домашних гусей, очень похожий на них по окраске оперения. Характерные признаки — розоватый клюв с бело-желтым коготком на кончике, лапы красного (мясного) цвета. На фоне общего буро-серого цвета черные пятна на груди и передней части живота, свинцово-пепельная спина. Серые гуси зимуют на Британских островах, европейском и африканском побережьях Средиземного моря, в Иране, Афганистане и Индии, на Каспии и в небольшом количестве на Черном море и в Средней Азии.

Столь же крупный гусь, гуменник, по данным того же журнала имеет, средний вес 4,5-7 кг, а рекордный — 8 кг 700 г. Он отличается более темной однообразной серовато-бурой окраской и черным клювом с красновато-оранжевой или желтоватой перевязкой посередине.

Существует несколько подвидов гуменников, объединяемых старым названием, — полевые гуси. Широко известны два подвида. Более крупный, гуменник обыкновенный, называемый пашенным гусем или сибиряком. Голова и шея у него землисто-бурые, низ шеи, плечи и кроющие перья крыльев желто-бурые; зоб, грудь и бока черно-бурые; брюхо и подхвостье белые; клюв черный с желто-красной перевязкой; лапы оранжевые. Если у серых гусей белая только крайняя пара рулевых перьев, то у гуменников — все рулевые.

Несколько меньший по величине коротконосый гуменник отличается коротким толстым клювом с более широкой розовато-красной перевязкой, розовато-красными лапами, более короткими крыльями и очень темным оперением до матово-черного па верхней стороне тела и на боках. Отсюда наше местное название гуменников — «буряк» и «черняк». Старые обь-иртышские гусятники называли их соответственно синеносыми и желтоносыми. Они считали гуменников наиболее крупными гусями, указывая их вес до 18 фунтов (около 7 кг 300 г). Вес же серых гусей определяли всего в 12-13 фунтов, т.е. чуть более 5 кг. Учитывая их многолетний опыт и количество трофеев, исчисляемое тысячами, в эти цифры трудно не поверить. И не случайно в охотничьей литературе иногда именно гуменник, а не серый, представлен как самый крупный вид гусей, характерных для нашей страны.

Леонид Павлович Сабанеев, первый русский охотовед, писал о встречавшихся ему на зауральских озерах стайках «немых казарок, немых гусей, больших хрушких казарок», которые в Средней России назывались кустарными гусями:

«Эти кустарные гуси даже еще крупнее серых и разнятся от них своим более темным рыжеватым пером, черным носом и некоторыми другими признаками, о которых мы, впрочем, не станем говорить. По росту и виду их вообще легко смешать с гуменниками, но зато немые гуси резко отличаются от серых гусей и настоящих казарок своим глухим и хриплым криком: кричат немо, как выражаются здешние охотники, и отсюда произошло название немого гуся…»

Если именного такого гуся с черным клювом наши охотники знали как синеносого гуменника, то, наверное, здесь и кроется отвез’ на вопрос: «Кто крупнее?».

Гнездятся гуменники по всему Северу России, в тайге и тундре. По данным «Атласа охотничьих и промысловых птиц и зверей СССР», два наиболее их крупных подвида характерны для Восточной Сибири. Зимуют гуменники, кроме побережья Западной Европы, на Средиземном и Черном морях, частично в Средней Азии, Индии, Японии, Китае…

Гуменники таежной популяции и серые гуси той же популяции внесены в учрежденную в 2003 году Красную книгу Югры. И это не совсем понятно, так как, во-первых, между популяциями почти нет внешних различий, а во-вторых, кто знает, куда полетит та или иная стая — на Ямал или загнездится где-нибудь в Ханты-Мансийском округе. Видимо, если уж запрещать или разрешать охоту, то нужно на весь вид в целом.

И все же жестко регулируемый, строго лицензионный отстрел гуменников весной следует сохранить, а, возможно, разрешить добычу и серого гуся, по мнению некоторых тюменских ученых, «восстановленного в 60-70 гг. с помощью человека». В качестве аргументов можно назвать большое значение ранней гусиной охоты, часто еще по снегу, в условиях экстрима для организованного охотничьего туризма, в том числе иностранного: очень короткие сроки — зри дня, совпадающие, как правило, с неустойчивой погодой; транспортную труднодоступность угодий; ограниченную суточную норму добычи — две птицы и отсутствие достаточно полных оценок истинных состояний популяций этих видов.

Из всех гусей Югры не охраняется только белолобый. Старые названия: белолобая казарка, плешивка, лысушка, казанок, гаркавый гусь, чугайка, местное — ляк. Это уменьшенная примерно на одну треть (по весу) копия серого гуся. Главное отличие — лоб и надклювье белые. Голова, шея, плечи и бока буровато-серые. Грудь и брюхо у взрослых птиц светло-серые с темными пятнами и поперечными полосами. Подхвостье белое, спина и поясница темно-серые. Кроющие перья крыла пепельно-серые и бурые с белыми вершинами, маховые — черные. Клюв розовато-телесного цвета с черным ноготком, лапы желто-оранжевые, глаза темно-бурые. Рулевые перья с белыми вершинами.

Белолобый гусь — тундровая циркумполярная птица, граница гнездования заходит на юг, в лесотундру, только по Оби. К нам прилетает позже крупных гусей, и охота на него совпадает с утиной. Норма добычи — один гусь в сутки.

Об этом гусе наши предшественники знали, похоже, также намного больше, чем современные охотники да и охотоведы. Они различали три разновидности ляков: чернобрюхого весом около четырех килограммов, среднего — чуть более трех килограммов и малого — около двух с половиной килограммов. Поскольку чернобрюхий почти без остановки проходил на север, малый и средний, тогда очень многочисленные, были главными объектами гусиного промысла.

Вместе с последними стаями белолобых гусей, а раньше считалось, что это были малые ляки, прилетают самые маленькие, теперь сравнительно редкие и занесенные в Красную книгу гуси-пискульки. Их местное название кирсем или кырсем. Пискулька почти полная копия белолобого гуся, только более интенсивно окрашен. Белое пятно у него больше — захватывает верх головы между глазами, которые окружены голыми припухлыми желтыми веками. Темя почти черное, спина и поясница аспидно-серые; грудь и брюхо светло-серые с неправильными черными пятнами, подхвостье белое. Клюв короче, чем у белого, -розовато-телесный или бело-розовый с белым ноготком (у белолобого кончик клюва черный). Лапы желто-оранжевые, глаза темно-орехового цвета (у белолобого — темно-бурые).

Эта разница в окраске издалека не заметна, а учитывая, что оба вида часто соединяются в одну стаю, отличить их может только опытный охотник, знающий, что у пискульки более острые крылья. Размер гуся — величина порой относительная, так как самый крупный пискулька может быть равен самому мелкому белолобому. Так что, охотники, будьте осторожны: при охоте на белолобых гусей случайно не обстреляйте охраняемого законом пискульку.

Эта разница в окраске издалека не заметна, а учитывая, что оба вида часто соединяются в одну стаю, отличить их может только опытный охотник, знающий, что у пискульки более острые крылья. Размер гуся — величина порой относительная, так как самый крупный пискулька может быть равен самому мелкому белолобому. Так что, охотники, будьте осторожны: при охоте на белолобых гусей случайно не обстреляйте охраняемого законом пискульку.

Ареал гнездования пискульки проходит по речным долинам через весь север России, но чуть южнее, чем у белолобого гуся, и захватывает северную часть тайги, лесотундру и кустарниковую тундру, а белолобый выходит па побережье Арктики.

Много пискулек и белолобых гусей, гнездящихся на севере Западной Сибири, зимует в Западной Европе. В 80-х годах XX века в Березовском районе добывались белолобые гуси с голландскими, германскими и венгерскими кольцами. На родину они летят «бросками» по 10-12 километров со скоростью 80 км в час, — рассказывал мне в 1978 году при встрече в Москве известный писатель-эколог Василий Михайлович Песков. Их первая остановка — приморские равнины Польши и Германии. Затем Мещерская пойма (Окский заповедник), где гуси сидят примерно месяц. Потом часть летит на Север, часть — на северо-восток.

Наши старые охотники отмечали «веселость», «ласковость» и доверчивость белолобых гусей и пискулек. Среди прилетавших последними ляков и кирсемов они отличали так называемых «опаленышей», птиц с выцветшим весенним оперением, концы крыльев и перья их были словно обожжены огнем. Они наивно думали, что задержавшиеся в жарких странах гуси опалены солнцем.

Л.П. Сабанеев считал пискульку «самой глупой и смирной из всех своих сродственников», замечал, что отставшие от стаи и заблудившиеся пискульки чаще всех примыкают к домашним гусям. Вспоминаю подобный случай, когда в сентябре 1956 года рядом со своей подсадной серой гусыней увидел невесть откуда взявшегося пискульку. Судя по интенсивной окраске, это была немолодая птица. Я подошел так близко, что рассмотрел желтые «очки» вокруг глаз. Они вместе паслись до вечера на травянистых обочинах уже убранного огорода, ночь провели в сарае. И только па следующий день гость улетел так же незаметно, как и появился.

О роде казарок (общий отличительный признак — черный цвет лап) нужно сказать особо, поскольку оба вида, встречающиеся у нас, занесены в Красную книгу. Прежде всего следует назвать удивительно красивую птицу-эндемика, обитающую только в нашей стране, краснозобую казарку. Народные названия: красношеяя, цветная, рыжешеяя казарка, рыжешейка, чаква, чубара.

То, что это самый яркоокрашенный вид из всех наших гусиных, русские люди знали очень давно. Старинные названия птиц — «красный гусек» или «куриозные красные гуськи» — в переводе на современный язык означают прекрасные, красивые.

И.П. Сосновский, много лет работавший директором Московского зоопарка, писал, что Петр Первый в 1723 году послал в Сибирь гонца с указом, повелевавшим «у всякого чина людей русских и иноземцев проведывать и купить разных родов зверей и птиц, животных, которые во удивление человеком». Среди них особо отмечались «козарки — крылья черные, зобы коришневые». В одной из книг великолепного, сверхраритетного издания «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» сообщается, что в 1741 году в Петербург было доставлено пять красных гусей. И сейчас они подлинное украшение любого зоопарка мира. Есть сведения, что в 60-е годы Индия предлагала нашему Зооцентру двух слонов в обмен на пару казарок.

И неудивительно. В красивейшей пестрой окраске преобладают белые, каштаново-рыжие, черные цвета. У взрослых птиц верх головы и шея сзади черные. К основанию клюва примыкает большое белое пятно. На боках головы с каждой стороны расположено по большому густо-рыжему пятну. Они окаймлены белой полосой, которая продолжается вниз по бокам шеи и обрамляет рыжий фон шеи и зоба. Спина, грудь и бока черные. Задние части боков белые с черными полулунными скобками. Брюхо, подхвостье и верхние кроющие перья белые. Крылья и хвост, клюв и лапы черные. Глаза темно-коричневые. Молодые окрашены в общем также, но менее ярко.

Среди отличительных признаков — самая маленькая для гусей величина, чуть больше кряквы, вес — немногим более килограмма, относительно короткая шея и длинные острые крылья. Полет быстрый, с частыми взмахами крыльев, причем нередко стаи летят без определенного строя, делают неожиданные повороты, то рассыпаясь, то снова сбиваясь. Крик их, хрипловатый двухсложный «чек-вой», определил и хантыйское название вида. Зная все это, охотник может определить краснозобую казарку и на большом расстоянии.

Гнездятся они только в России на полуостровах Ямал, Гыдан и Таймыр, причем часто колониями рядом с гнездами соколов-сапсанов и других хищных птиц (тоже особенность вида). Зимуют на Каспийском море.

На весеннем и осеннем пролете краснозобые казарки нечасто, но повсеместно встречаются на всем Обском Севере. Охраняются в заказниках на Ямале, Гыдане и под Ханты-Мансийском.

К особенностям характера краснозобой казарки можно отнести еще большую доверчивость и неосторожность, чем у пискулыси. В конце 40-х годов, охотясь с мальчишками-сверстниками за куликами-турухтанами под Салехардом, мы несколько раз подъезжали в лодке к пасущимся на берегах казаркам метров на двадцать. Иногда стайки и отдельные птицы низко пролетали над нами, не меняя курса. Вместе с тем старые гусятники в ожидании удачного момента для выстрела «в кучу» могли наблюдать чеквоев, пасущихся рядом с чучелами, и замечали их драчливость, что не свойственно другим гусеобразным.

Да и Л.П. Сабанеев, во времена которого казарками называли не только краснозобых, но также белолобого гуся и пискульку, писал, что все эти в общем-то общительные и миролюбивые птицы проявляли при необходимости смелость и агрессивность. Например, могли до смерти забить сокола, спустившегося на землю к их сбитому собрату. Как гнездящиеся на севере, они враждебно относились к собакам, напоминающим их заклятого врага, песца, разорителя гнезд и истребителя линяющих особей.

Кстати, на этом был основан такой способ охоты, когда смешанное чувство любопытства и враждебности заставляло гусей подсаживаться к специально обученной собаке и попадать под выстрелы затаившегося охотника. В начале июня 1948 года мне довелось присутствовать при возвращении с охоты жителя обского поселка Азово Ильина. В его лодке было около двух десятков краснозобых казарок и гусей, белолобых и пискулек, и светло-рыжая небольшая собака типа оленегонной лайки. Охотник рассказывал, что, следуя за подводившей их к скрадку собакой, гуси иногда угрожающе распускали крылья и шипели.

Что касается гусинообразных, редко встречающихся в округе, то возможны залеты (добывалась под селением Нялино) черной казарки. Еще полвека назад Международный комитет по охране птиц отметил, что черная казарка находится под угрозой истребления, и внес предложение о полной и повсеместной охране этого вида. Зимуют черные казарки на побережьях Англии, Франции, частично в Дании, Голландии, Германии, где созданы специальные заповедники. Гнездовья их охраняются на Ямале.

Внешний вид этого мелкого, как и краснозобая казарка, гуся не отличается яркими красками, хотя силуэт примерно такой же. Окраска черно-бурая, у взрослых птиц голова, шея, зоб и спина черные. На боках шеи белые поперечные пятна, сливающиеся в неполный ошейник. Задняя часть брюха и подхвостье белые. Клюв и лапы черные, глаза темно-коричневые. Молодые птицы однообразно черно-бурые. В легком и быстром полете, как и все казарки, они редко выстраиваются углом, чаще летят волнистой линией фронтом или вообще без определенного строя. Перекликаются глухими каркающими голосами.

Возможен залет и белого или снежного гуся, занесенного в Красную книгу России еще в 1985 году. По размерам он меньше гуменника (масса до двух с половиной килограммов). Почти все оперение белое, только часть кроющих перьев крыла пепельно-серая, а первостепенные маховые — черные. На голове бурый или золотисто-рыжий налет. Лапы и клюв, по разным данным, красновато-мясного или желтовато-розового цвета. На краях надклювья и подклювья заметная черная полоса. Черный и ноготок клюва.

Гнездящийся сейчас в основном на острове Врангеля и частично в тундрах Восточной Сибири, от реки Яны до Чукотки, белый гусь еще в XVIII и начале XIX веков гнездился на севере Таймыра, Ямала и в устье реки Оби. В начале XX столетия отмечались случаи зимовок на Каспийском море и пролеты в долине реки Волги.

Известный орнитолог В.Е. Ушаков на основании своих весенних наблюдений белых гусей в районе города Тары предположил, что линией пролета этих птиц может быть долина реки Тобол. Ну а дальше, наверное, Иртыш и Обь. В конце 80-х годов прошлого века хорошо знакомый мне охотник-любитель Окунев добыл белого гуся под Ханты-Мансийском. По данным Красной книги ХМАО — Югры, куда включен этот вид, он ежегодно наблюдался по нескольку особей в районе озера Нумто, на весеннем пролете у истока реки Надым, а также в окрестностях поселков Большой и Малый Атлым на Оби.

Что касается Ямало-Ненецкого округа, то о залетах снежного гуся в Пуровский район я слышал еще в 1961-1963 годах от ненцев-оленеводов, когда работал директором совхоза «Верхнепуровский». По сообщениям охотоведа М.Н. Беседина, во второй половине XX века там замечали стаи белых гусей, летевших в западном направлении, неоднократно — около озера Пякуто, а на озере Харучейто — среди серых гусей.

По другим данным, белые гуси наблюдались по две особи в верхнем течении реки Юрибей. В среднем течении реки Мессояха в 1980 году видели три особи, в 1983 — четыре, в 1992 — две и четыре особи, а в 1998 году — стаю из тридцати птиц.

К сожалению, этот вид не внесен в Красную книгу Ямала, что, видимо, следует сделать дополнительным решением или особо оговорить запрет его отстрела в окружных правилах охоты.

Продолжение следует…

Владимир Замятин и Владимир Пачганов Охота на Осинниковском озере

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика