Среди нас, простых обывателей, встречаются люди-легенды, чей авторитет в обществе непререкаем, а вклад в развитие региона – неоценим. Раньше их называли «умом, честью и совестью», сейчас проще – лидерами общественного мнения. Таков и Алексей Егорович Барышников — кандидат технических наук, доктор транспорта, «Заслуженный работник транспорта России», «Заслуженный работник транспорта Югры», «Почетный работник речного флота» и «Почетный работник транспорта России», награжденный пятью правительственными медалями.
Все пути ведут в Ханты-Мансийск…
Вся жизнь Алексея Егоровича связана с водой, хотя в его роду прежде не было речников или моряков. Он родился в 1940 году в семье новосибирских крестьян — переселенцев из абсолютно «сухопутной» Курской области. Родители работали в колхозе, мама — дояркой, отец, вернувшийся с войны с двумя ранениями, — счетоводом.
В 1958 году наш герой закончил 10 классов и ему, как активному секретарю организации ВЛКСМ школы, дали комсомольскую путевку в Новосибирский институт инженеров водного транспорта.
— Предлагали поступать и в другие вузы — торговый, педагогический, но тут «водой запахло», — улыбается собеседник. — А тогда время было романтическое, нам, молодым, требовалась стихия…
После окончания института Барышникову рекомендовали продолжить обучение в аспирантуре, но он выбрал гораздо более тернистый, но увлекательный путь, и отправился на Север. Кстати, свой вклад в науку он совершил позже — в 1972-м закончил аспирантуру, а в 1982-м защитил кандидатскую диссертацию.
— Вечером 10 августа 1963 года на теплоходе «Ленинский комсомол» я прибыл в Ханты-Мансийск. И как только увидел эти холмы, то почувствовал, как будто бывал здесь раньше — уж больно природа понравилась. Переночевал в «Доме колхозника», что стоял на улице Пушкина, а утром отправился на работу…
Его приняли в Ханты-Мансийский технический участок пути поначалу помощником прораба, в 1964 году он стал прорабом, еще через год – главным инженером, а с 1982-го – начальником технического участка. В 1987 году Барышников назначается на должность главного инженера Иртышского бассейнового управления пути. С 1993 по 2013 годы он работал начальником Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства – заместителем начальника Обь-Иртышского Государственного бассейнового управления водных путей.
Славное прошлое техучастка
Естественно, большая часть нашего долгого разговора шла вокруг «голубых магистралей» нашего края. Именно вопросами их безопасности и транспортной доступности занимался Ханты-Мансийский технический участок пути, которому Алексей Егорович отдал почти полвека своей жизни.
— Начнем с того, что бассейновое управление обслуживало 5,5 тысяч километров водных путей, а водный транспорт во всем мире считается наиболее экологически чистым и экономически выгодным. Мы содержали в исправности навигационное оборудование, обеспечивали судовую обстановку, устанавливали и контролировали исправность береговых и плавучих знаков – последние часто сбивались с якоря.
Несмотря на уважаемый возраст, память собеседника отличается завидной остротой. Он с легкостью оперирует цифрами, фактами, именами, рядом с ним становится как-то неловко за собственную забывчивость.
— Техучасток являлся крупным для Ханты-Мансийска предприятием, по штату числилось до пятисот человек, по факту — в два раза меньше. Скажем, вместо трех рулевых в экипаже обычно трудились двое – и получали доплату за недостающего. А какие замечательные люди работали рядом со мной! Назову лишь некоторых — заместитель начальника Артур Давидович Грицфельд, главный бухгалтер Анфия Петровна Усольцева, один из лучших изыскателей Виктор Иванович Кашин, — собеседник перечисляет имена бывших коллег.
Алексей Егорович – просто кладезь полезной и увлекательной информации о характере и особенностях наших водоемов:
— На Иртыше есть глубокие места, ямы до двадцати пяти — тридцати метров, об их местонахождении издавна знают рыбаки. Ежегодно мы производили большой объем дноуглубительных работ, в среднем держали глубины в русла в три метра, сейчас – на семьдесят сантиметров меньше. Оно и понятно: теперь остался лишь один земснаряд, а раньше базировалось пять, да еще каждую навигацию приходило два-три из Тобольска и Омска.
В Ханты-Мансийском техучастке в лучшие годы работало до 50 единиц флота.
— Увы, в силу экономических причин сегодня в массе своей реки заброшены, финансирование работ по их обслуживанию прекратилось. Боковые реки приходят в естественное состояние, перекаты заносятся, реки мелеют. Если бы не было окружного финансирования, то пассажирское движение вообще давно бы замерло, — сокрушается наш герой.
Берега становятся чище
Впрочем, нельзя сказать, что ситуация на водоемах пущена на самотек – об этом Алексей Егорович, как председатель межведомственной комиссии города по использованию водных ресурсов, осведомлен лучше всех:
— Мы постоянно мониторим процесс воздействия Иртыша на инфраструктуру Ханты-Мансийска. Река движется по определенным законам и, размывая берега и намывая их в другом месте, постепенно идет в сторону Восточной объездной дороги. Мы ведем наблюдение за ее поведением, и если тенденция сохранится, то в будущем возникнет необходимость заниматься укреплением берега Иртыша в районе дороги.
Под контролем межведомственной комиссии находится и экологическая обстановка, в частности, расчистка береговой полосы. Вот что об этом рассказывает председатель:
— Еще в конце прошлого века возникло сильное захламление берегов. С 2008 года в городе стали заниматься их очисткой, резать и вывозить бесхозные суда. Наиболее засорена была территория, занятая складскими и причальными сооружениями Ханты-Мансийского района. Еще с советских времен там, например, громоздились полузатопленные железобетонные конструкции жилых домов. Мы неоднократно заслушивали представителей районной администрации, оказывали необходимую помощь, и в результате в этом году территорию привели в порядок. Отрадно, что постепенно наши берега приходят в норму.
Дела депутатские
Кроме выполнения сложных и разнообразных производственных задач, всю свою жизнь Алексей Егорович занят решением проблем общественных. С 1994 года он был депутатом Думы города Ханты-Мансийска, 22 года являлся одним из самых достойных народных избранников!
— Однажды Владимир Семенович Семенов, заместитель главы города, предложил: «Егорыч, попробуй, нам в Думе нужны такие люди!». А раз надо, то я согласился. И не жалею – за эти годы много хорошего удалось сделать. Отрадно, что у нас был налажен диалог с администрацией, а во главе города всегда находились разумные люди. В частности, с Максимом Павловичем Ряшиным у представителей депутатского корпуса сложились хорошие деловые отношения.
На просьбу назвать самые значимые для собеседника достижения в качестве народного избранника он ненадолго задумывается:
— Я — патриот Самарово, и всегда мечтал превратить его в один из лучших районов города. Но даже не думал, что Ханты-Мансийску удастся достичь таких масштабных преобразований. Посмотрите, какая замечательная построена набережная, какие капитальные дома поднялись на месте прежних бараков! Сегодня Самарово действительно стало украшением окружного центра.
Местные жители прекрасно знали, к кому следует обращаться за решением наболевших проблем. Так, например, пенсионерка, бывшая учительница, много десятилетий проживала в разваливавшемся двухквартирном бараке. Ее домишко неоднократно обследовали различные комиссии, выносили разнообразные решения, но вопрос не сдвигался с мертвой точки – пока на помощь не пришел депутат Барышников. Взяв дело под свой контроль, он добился выделения пенсионерке благоустроенной квартиры.
Еще более сложная ситуация возникла у женщины, долгое время жившей и работавшей в Ханты-Мансийске, но прописанной в одном из ветхих общежитий Нягани. Местные власти никак не хотели выделять ей квартиру – переписка с официальными инстанциями затянулась на годы. Алексей Егорович включился в процесс, направлял запросы, консультировался с юристами, и в конце концов убедил женщину обратиться в суд.
— А вскоре я услышал в телефонной трубке ее веселый голос: «Спасибо вам, мы получили квартиру! – вспоминает собеседник.
Свободное время – понятие растяжимое
Конечно, за все те добрые дела, которые совершил Алексей Егорович, следует благодарить и его «вторую половинку» — Валентину Илларионовну, которая до выхода на заслуженный отдых работала заместителем директора школы №2. Они сыграли свадьбу еще в далеком 1967 году и с тех пор вместе разделяют все радости и печали.
Сын Владимир закончил военное училище, служил в армии, после сокращения вернулся в Ханты-Мансийск и надел милицейские погоны. Сейчас полковник запаса Барышников трудится в окружной Счетной палате. Дочь Ирина с отличием закончила институт природопользования, работает в Музее нефти и газа. Внук Алеша — выпускник ЮГУ, работает в спортивной организации, а внучка Ариша заканчивает 11-й класс.
Банальный журналистский вопрос об увлечениях вызывает у нашего героя улыбку:
— Свободное время – понятие растяжимое. С детства испытываю глубокое уважение к книгам, до сих пор их покупаю, хотя в личной библиотеке больше трех тысяч томов. Нравится история, приключения, путешествия, в последние годы увлекся эзотерикой. А еще люблю охоту, с шестнадцати лет брожу с ружьем. Хожу только на водоплавающую и боровую дичь, остальные виды не интересны. Причем, мне нравится сам процесс, а совсем не добыча.
Заканчивая разговор, Алексей Егорович подчеркнул:
— Я удачно выбрал и работу, и место жительства, и меня всегда окружали хорошие люди, порядочные, приветливые. Мне повезло!
5 комментариев “Этапы большого пути Алексея Барышникова”
Алексей Барышников — это просто глыба города Ханты-Мансийска, а маловат рассказ…. Очень интересно. Не понятно только почему он Ряшина помнит, а остальные , с кем пришлось поработать, поболее и интереснее ряшина будут и есть! Будьте здоровы, Алексей Егорович.
Конечно, можно было и Тоболина вспомнить и Усольцеву Фею Петровну и Соломиных Германа Викторовича-фронтовика и Олимпиаду Ивановну , , Бондарева Виталия Николаевича, Батеневу Агнию Корниловну, Капитана: Плеханова Валентина Владимировича, Будылдина (капитаном был на *Байкале* потом на *ПЕревале*, Ложкарева Александра Андрияновича… Долгих лет, Вам, Алексей Егорович.
Всех этих людей отлично помню, дядя Гена Будылгин стал капитаном на Байкале ,после того,как мой дед ушел на пенсию.Однажды Будылгин пригласил меня на пароход и видимо забыл потом ,что я на пароходе , он отчалил .Мои меня потеряли ,думали утоп,кто то подсказал,что меня видели на пароходе, потом на катере догоняли , вот такое запомнил,мне года 4 было,может 5.
Фамилия моего деда Колмаков .Ф.Н.
Отличный человек! Знал его, он работал в техучастке , там же где работал мой дед, капитан парохода Байкал. .