Считает Нина Викторовна Смирнова, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1».
— С чего начался ваш путь к педагогической стезе? Когда вы вдруг захотели стать учителем?
— Начнем с того, что в раннем детстве я мечтала стать артисткой. Залазила на табуретку, громко объявляла «Выступает народная артистка!» и начинала что-нибудь исполнять. Конечно, бабушки–дедушки очень хвалили, утверждали, что у меня талант… Потом очень захотела работать в детском садике. У меня и мама была воспитателем, и бабушка на дому нянчила детей, а я помогала – мыла коробочки и баночки, которым предстояло стать наглядными материалами для игры в магазин. Играла с малышами, рисовала, шила, нравилось, что детишки меня слушаются.
Но когда после школы собралась поступать в педагогический колледж родной Алма-Аты на воспитателя, оказалось, что в тот год набора на эту специальность не было. Мама убедила подать документы на учителя начальных классов, я плакала, не соглашалась, но в результате сдалась…
Закончила колледж, затем педагогический университет. В 1997 пришла на работу в школу. И незаметно для себя влюбилась в профессию так, что до сих пор не могу уйти. Да и куда уходить, если в жизни я больше ничего не умею?..
— А как в вашей жизни появился Ханты-Мансийск?
— Младшая сестра, которая здесь работала, позвала в гости. И в Ханты-Мансийск я влюбилась сразу, поразили его чистота, красота, многообразие цветов в архитектуре. Сказочный город! А какие возможности он открывает для детей, как много здесь различных организаций, помогающих развитию ребенка! Позже я ездила в Таганрог, Сочи, Геленджик, присматривалась, но поняла, что «там» все не мое, я здесь – дома.
Год поработала воспитателем, а потом пришла в «Гимназию №1» и вот уже двенадцать лет тружусь здесь. Помню свое первое потрясение, когда меня отправляли на курсы повышения квалификации в Москву и Санкт-Петербург. Рассказывала коллегам по Алма-Ате, но они мне поначалу не верили: а что, говорят, разве так можно?! Так что благодаря профессии я еще и попутешествовала!
— Убежден, что труд учителя начальных классов сродни шахтерскому – постоянный шум, стресс, усталость… Это мнение недалеко от истины?
— У меня в классе тридцать детей, и все они – чудесные! Я просто не успеваю уставать, ведь они растут и постоянно меняются, к четвертому классу приходят совершенно новые маленькие люди!
Конечно, каждый день могут что-нибудь отчебучить, с ними не соскучишься. Например, проверяют учителя, вопросы задают: «Нина Викторовна, а вы знаете, какой монстр жил пятьсот тысяч лет назад?» Нина Викторовна, конечно, этого не знает, и ей приходиться выкручиваться, чтобы не уронить учительский авторитет. Второклассники могут в столовой поднять стаканчик с соком – «За ваше здоровье!». И смех, и грех…
Часто прибегают с предложениями вроде необходимости срочной постройки иглу из наполненных водой картонных пакетов, или с сообщениями о том, как оценивают учеников в школах Украины или Америки. Кстати, это обсуждение зашло так далеко, что сейчас ребенок пишет исследовательскую работу, сравнивая систему отметок в разных странах.
— Сегодня в городе актированный день – наверное, последний в этом учебном году. Дети этому радуются?
— Нет, в «актировку» мы скучаем. Когда утром я сообщаю детям в нашей группе в «Вайбере» об отмене занятий, в ответ слышу: у-у-у, а мы так надеялись! Школа для них — второй дом, куда они любят приходить.
— Похоже, современные школьники существенно отличаются от прежних?
— Да, дети меняются. Они лучше разбираются в современных реалиях, более свободны в суждениях, раскрепощены, знают гораздо больше. Нам было стыдно плохо учиться – а молодые сейчас этого не стесняются, подходят, спрашивают. Они в большей степени «визуалы», им достаточно увидеть и понять, о чем идет речь. Главное, нам надо не отстать от них. И принимать детей такими, какие они есть.
— Чем, на ваш взгляд, ваше учебное заведение отличается от иных-прочих?
— Гимназия – это целый огромный мир, в котором реализуется множество хороших идей. Например, мы придумали – а я еще являюсь и педагогом-организатором – проект «Радужная страна». Он заключается в том, что раз в месяц у нас проходят «цветные» дни, когда дети могут прийти на занятия не в школьной форме, а в одежде определенного цвета. Скоро грядет «Зеленый день», когда школьная одежда будет расцвечены всеми оттенками зеленого, главное, чтобы присутствовал какой-то зеленый аксессуар – галстук, платок, а у кого-то — носочки. Впрочем, все происходит по желанию, никто не заставляет ребенка участвовать в этом начинании.
— А зачем все это? Разве педагогам мало других хлопот?
— Прежде всего для того, чтобы создать ребятишкам хорошие впечатление, подарить памятные воспоминания, которые впоследствии они заберут с собой. Для девочек актуальна возможность стильно и красиво «выгулять» свои наряды – одежды у всех много, а куда в ней пойдешь? Кроме того, участие в «цветных» днях развивает у детей эстетический вкус и поднимает настроение. На переменах каждый такой день имеет соответствующее музыкальное сопровождение, ему сопутствуют тематические конкурсы, модные показы, дефиле.
— Стандартный вопрос: у вас в классе есть «любимчики»?
— Нет, «любимчиков» просто невозможно завести! Сегодня один из них – настоящее чудо, завтра другой — самый лучший, но каждый является сформировавшейся личностью с собственным мнением. Каждого я за что-то люблю. Сегодня кто-то кажется шалуном и неслухом, а завтра он вдруг поможет товарищу, поддержит в трудную минуту и на самом деле окажется НАСТОЯЩИМ. Главное, чтобы ребенок вырос хорошим человеком.
А педагоги должны его «научить учиться» – не дать готовые ответы на все вопросы, а подсказать, где добыть информацию и как правильно применять ее в жизни. Поэтому мы учим задавать вопросы, фантазировать и становиться людьми.
— Вы ведете учеников только до пятого класса. Жалко, наверное, передавать их в другие руки – уже классных руководителей?
— Конечно, жалко, когда уходят, но я знаю, что первого сентября меня будут ждать новенькие! Вообще, мне кажется, с каждым новым потоком я становлюсь чуточку моложе. Так что преподавание в начальных классах – это такой эликсир вечной молодости!
— А «мамой» дети вас не называли?
— Называли, и неоднократно! Я спокойно реагирую — все в порядке, оговорился человек. Вообще заметила, что многим сегодняшним ребятишкам не хватает тактильного контакта с родителями, поэтому им так нужны эти «обнимашки» с близкими людьми.
— Во что играет сегодняшняя ребятня?
— Удивительно, но игры нашего детства не исчезли, а лишь подзабылись, а теперь возвращаются. Активнейшим образом дети придумывают свои собственные – всякие там «стеночки» и «заморозки». Мы с этим явлением – шумными играми на переменах — не боремся, главное, чтобы ребятишки не сидели в телефонах. Ну, и они приносят настольные игры из дома,
— Всегда интересовало, как педагоги поступают с огромными охапками цветов, которые получают на День учителя?
— Во-первых, больше всего цветов дарят все-таки на первое сентября. Во-вторых, цветы – это моя слабость. Не люблю любые другие подарки, даже конфеты — лучше в классе эту коробку открою и всех угощу. Люблю домашние, дачные цветы, перевязанные веревочками – они ПАХНУТ — живым, настоящим. Честно скажу: у меня дома есть два специальных ведра, куда я раз в год ставлю эти букеты. А будь у меня дача – всю засадила бы цветами…
— Как проводите свободное время? Наверное, устав от постоянного шума, предпочитаете находиться в тишине?
— Совсем наоборот, я привыкла к постоянному шуму. Приходя домой, тут же включаю телевизор — надо, чтобы фоном шли какие-то звуки, тишина давит на уши. В отпуске на море или в деревне поначалу непривычно, думается — как в тишине можно жить? Такая вот профессиональная деформация.
Самый лучший для меня отдых — с книжкой и кружкой чая или кофе. Люблю Стругацких, Булгакова, Кинги, сказки, «Гарри Поттера», вообще фантастику и фэнтези.
— Насколько комфортно вам находиться в Ханты-Мансийске?
— Очень! Здесь живут все мои близкие, дочь Анастасия – по профессии она повар-кондитер, сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком – и внучка Варвара. Не берусь загадывать на годы вперед, но одно знаю твердо: в Ханты-Мансийске буду жить долго!