…П.К. Животиков (1904—1970) родился на Алтае в семье волостного писаря. По семейному преданию, после 1861 г. из села Животиково (около г. Тамбова) группа крестьян отправилась в Сибирь искать Беловодье. Они осели на Алтае вдоль Чуйского тракта, занимались охотой, рыболовством, земледелием, сплавляли лес по Катуни. Затем какая-то часть их, получив образование, вышла в священники, учителя, сельские служащие. Так, родная тетя Павла Кузьмича Марфа была настоятельницей женского монастыря, его братья Владимир, Николай, Андрей, сестра Ольга — учителя народных школ.
В 1920 г. родители Павла Кузьмича умерли от тифа, и он остался один, т.к. братья пропали без вести на фронтах Гражданской войны. Работал делопроизводителем волисполкома, но имел большое стремление стать учителем. В сентябре 1922 г. Павел Животиков, по его заявлению, был назначен Бийским уездным отделом народного образования заведующим начальной школой. С этого момента вся его дальнейшая деятельность оказалась связанной с народным образованием.
С 1931 г. П.К. Животиков — студент факультета русского языка и литературы Томского индустриального педагогического института. А двумя годами позже случился удивительный поворот судьбы: по призыву Наркомпроса РСФСР в декабре 1933 г. в составе группы студентов он был отправлен на высшие педагогические курсы Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, на которых ему предстояло стать… знатоком хантыйского языка. Летом 1934 г. Животиков окончил курсы и получил назначение в Остяко-Вогульский педагогический техникум.
В Остяко-Вогульске Павел Кузьмич вел уроки русского и хантыйского языков, литературы, продолжал углубленное изучение хантыйского языка, руководил кружком национального творчества, а в августе 1936 г. был переведен преподавателем и директором северных учительских курсов при Тюменском педагогическом институте, на которых проходили ускоренную подготовку будущие учителя национальных школ. Спустя два года курсы закрылись, и с сентября 1939 по май 1942 гг., до призыва в армию, Животиков снова в Остяко-Вогульске: преподает в политпросветшколе и педагогическом училище, состоит в комиссии по созданию литературного хантыйского языка и научно-исследовательской группе при ней.
С июня 1942 по октябрь 1945 гг. Павел Кузьмич находился в действующей армии, был командиром отделения связи, участвовал в боях на Калининском, 3-м Белорусском и Забайкальском фронтах. После демобилизации с февраля 1946 до августа 1947 гг. он — школьный инспектор Тюменского облоно по национальным округам, в 1947—1952 гг. — инспектор отдела школ, заведующий сектором школ и заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Тюменского обкома ВКП(б). В 1952—1963 гг. — ректор Тобольского, а в 1963—1965 гг. — Ишимского пединститутов. Кавалер шести орденов и медалей, в том числе медали «За трудовую доблесть» (1951) за работу, связанную с Крайним Севером и исследованиями хантыйского языка, и ордена «Знак Почета» (1961) — за подготовку учительских кадров.
…Интерес к национальной школе, забота о ней отчетливо видны и в публикуемых дневниковых записях, которые Павел Кузьмич делал во время продолжительных командировок из Тюмени в национальные округа в 1946—1947 гг., когда работал инспектором облоно.
Март—апрель 1946 года
18/III. Воскресенье. Пленум закончился. Со многими представителями районов удалось направить билеты по 5—6, 8—9 кл[ассам] в школы района. Все-таки странно, почему облоно не досылает остальные мат[ериа]лы к экзаменам! <…> Боюсь, как бы дело не сорвалось. Весна чувствуется и здесь. Скоро прекратится всякая связь. Очень серьезен вопрос с проведением экзаменов в средних школах округа. Где проводить, как укомплектовывать комиссии?! Основная трудность — нет достаточно преподавателей с высшим образованием. Долго ломали головы. Решили посоветоваться с руководителями округа. Вызвал Величко Г.Т. — директора педучилища. Просил предупредить коллектив об обследовании, которое начнется завтра. Величко больной и усталый. Оказывается, у него туберкулез легких. Нужно чутко отнестись к нему и, если потребуется, принять все меры, чтобы увезти на весну с севера. Здесь губительный климат! Сегодня пасмурный день. Даже трудно дышать. Радует, что вопрос с питанием и квартирой разрешен благополучно.
Вечером долго бродил по городу и наблюдал за жизнью и поведением людей. Работает кинотеатр, идет картина «Капитуляция Японии». Почему-то устал. Много думаю над тем, как лучше построить работу, чтобы получить внутреннее удовлетворение. Опыта еще нет. Это мои первые шаги на пути инспекторской работы.
19/III. Побыл на трех уроках: мансийского языка (Вахрушева М.П.), русского языка (Брайн О.Э.) и педагогики (Смирнов С.М.).
Приятно, что окунулся в знакомый мир педагогической жизни. Досадно, что первое впечатление омрачилось отсутствием в работе учителей яркого творческого огонька, который так необходим. Какая-то монотонность и сухость у учителей, ограниченность у учащихся! Нужно поглубже присмотреться. Может быть, я слишком идеализирую вещи и требую многого?!
Родной (мансийский) язык. Повторение мат[ериа]ла по разделу «Субъективное спряжение глагола». Прием: опрос учащихся. Учебный процесс на русском языке, примеры на мансийском. Заметно, что волнуются и учитель, и ученик. Наглядные таблицы отсутствуют. Основной недостаток — голое «теоретизирование». Чувствуется, что учащиеся языком не увлечены, его не любят. Сухость, шаблон и принужденность — основные черты урока. Надо говорить больше на родном языке, придумывать интересные приемы работы, творить. Этого не чувствуется. Да, по-видимому, и сама М.П. ведет преподавание по обязанности. Нужно с ней поговорить, указать на недостатки.
Внешний вид педучилища производит тяжелое впечатление. Холодно, неуютно. Картин мало, лозунгов и плакатов почти нет. Расписание оформлено небрежно. В классах многие учащиеся в пальто, шалях. Видимо, к этому привыкли, и на эти «мелочи» никто не обращает внимания.
Побеседовал с учителями. Соглашаются с замечаниями. Смирнов и Вахрушева заявляют, что летом хотят уехать с севера. Отсюда и настроение! Побеседовал с завучем. Он сообщил много подробностей о жизни и работе педучилища. Говорит о загруженности. Плохо, что не смогу побывать на уроках в выпускных классах, которые на ответ, практике. Но ничего, загляну и туда.
20/III. Сегодня ездил в школу на МТФ. Там все еще заведует Августа Михайловна Шебалина. Практикантки Липатникова и Першина работают одновременно с 2 классами. Липатникова понравилась. Уроки ведет уверенно, даже мало смутилась приездом инспектора и завуча. Состав оригинальный: среди учащихся 2 немца и 2 калмыка. На занятиях дисциплина хорошая, в перемену порядок. Организованы горячие завтраки, в школе уютно: на окнах чистые занавесочки, цветы, стены
выбелены, со вкусом размещены картины. У школы все прибрано. Заготовлено много дров. Общее впечатление о практикантах: знания твердые, чувствуется стремление лучше спланировать мат[ериа]л урока и его осуществить; тетради проверяются с любовью. Учительницы ревностно следят и помогают. Хорошо, если б все выпускники были похожи на этих двух молодых, но серьёзных девушек. Смирнов С.Н. доволен, что ученицы произвели хорошее впечатление.
21/III. На уроках литературы у преподавательницы Смирновой шло главным образом повторение мат[ериа]ла. Бросается в глаза неправильная речь уч[ащих]ся. Учительница сильно волнуется и по этой причине теряет взятый уверенный ритм работы. Часто забывает поправлять ошибки уч[ащих]ся в построении фраз и в ударениях.
В подготовительном классе состав национальный (ханты и манси). Рассказывают наизусть «Песню о Буревестнике». Наряду с неправильным произношением звуков (звонкость отсутствует!) нет даже элементов выразительности — одна бесстрастная «стрекотня». Чувствуется, что преподавательница не работает над привитием эстетического чутья, над красотой русского (горьковского) слова. В передаче отдельных моментов из произведения] «Мать» многие выражения и слова уч[ащим]ся непонятны. Преподаватель забывает, что национальный состав требует особого подхода и приемов работы.
После уроков подробно анализировал уроки, дал указания и советы. Кажется, остались довольны. Учительница русского языка т. Брайн крайне замкнута, больше отмалчивается. На уроке чувствует себя связанно. Почему-то ведет только один русский язык, а литературу Смирнова! Надо выяснить причину, ведь этот разрыв вредно отразится на выполнении программы: пострадает раздел «Развитие речи».
После обеда пойду в базовую школу.
Был в базовой школе на уроках практикантов Елушкиной и Соколковой. Занимаются с одним классом. Практикантки подготовлены значительно хуже, чем на ферме. Соколкова растерялась до крайности… Решил уйти с урока. Базовая школа производит хорошее впечатление в классах, в коридоре же неуютно и холодно. Оборудования не хватает. Побеседовали с учителями и завшколой Пестовой А.И. Практикантками довольны. Посмотрел дневники, планы и тетради. Стараются все делать аккуратно. Видна твердая рука методиста Дебулевой и завпрактикой Величко Л.А.
23/III. На наши запросы облоно упорно молчит. Билеты для 7—10 кл. до сих пор не пришли. В чем же дело?! Время идет. Весна предъявляет свои права. Начинают уже чернеть дороги.
24/III. Посетил общежития и интернат. Долго беседовал с учениками. У девочек чище и больше порядка, у мальчиков неуютно. Общий недостаток: нет белья, плохие койки, порванные матрацы, мало тумбочек, холодновато, тесновато. Столовая при интернате. Кормят три раза вдень. С января кормят лучше, не стало мерзлой картошки. У некоторых вид болезненный. Оказывается, медосмотр дал картину безотрадную: у многих малокровие и ряд других болезней. Нужно уточнить. Это дело серьезное.
Заглянул в детсадик. Грязновато. Дети отдыхают («мертвый» час!). Из кухни несет каким-то чадом. Заведующей] нет. Быстро ушёл. Непомнящих негодует!
25/III. Был в Самаровском РОНО. Беседовал с завроно Зданевич. Недавно вернулась из района. Впечатление о работе школ неважное. Хвалится, что в этом году все 64 школы обследованы. Говорит о трудностях руководства. Нет статистики. Заедает канцелярщина. Просит предоставить право самостоятельного укомплектования школ. Нет нарядов на стройматериалы из области. Впечатление — много говорит.
26/III. Почти весь день был в педучилище. Подводили с завучем итоги успеваемости за III четверть. Результаты неважные, особенно по математике и русскому языку. Посмотрел планы работ, классные тетради.
Примерно обсудили вопрос о распределении 71 учащегося-выпускника. Это большая помощь округу. Многие будут ценными для нац. школ, из них 16 коренных националов.
Проверил работу заочного отделения. Много «мертвых душ». Трудно с рассылкой мат[ериало]в и получением контрольных] работ. Окроно и дирекция помощи оказывают мало. Нет учебников и бумаги. Из облоно материал запаздывает. Настроение у зав. заочным обучением подавленное. Ободрил, дал советы. Нужно выяснить, почему дело заочного обучения в загоне. Тов. Никишина не получала зарплаты с января месяца. Сметы до сих пор нет.
И.Д. Щепомнящих] высказывает мысль, что дело заочного обучения нужно перестроить коренным образом.
1—2/IV. Проверял работу окроно (заканчивал!). Многие мат[ериа]лы из районов не поступили. Договорились, что окроно сообщит телеграфом. Мне медлить нельзя. Самолеты совершают последние рейсы. Был в ОК ВКП(б) и доложил свои наблюдения и выводы…
3—9/IV. Безотрывно ждал в аэропорту самолета. Надежды улететь в Тюмень почти никакой. Настроение скверное.
Удача. Кажется, пойдет самолет рыбников. Вместе с Величко Г.Т. мечтаем через несколько часов быть в Тюмени. Он ведет себя мужественно. Хорошо бы улететь!
Командировка весною 1946 года
21 мая. Сегодня выехал на пароходе «Орджоникидзе» в длительную командировку на Север. Цель — экзамены в школах и проверка работы Я[мало]-Н[енецкого] окроно.
25 мая. Прибыл в Самарово. После обеда пошел в Самаровскую среднюю школу. Экзамены с 4 по 9 классы начались с 20/V. Огромное здание школы сиротливо высится в полугоре над селом. Снаружи и внутри здание школы не украшено. Ничего не говорит, что в школе идут экзамены. Нет ни плаката, ни лозунга. Только выделяется одно расписание, вставленное в рамку и празднично разукрашенное. Сегодня экзамены уже закончились. Просмотрел письменные работы в 4, 7 и 5 классах. В основном дети с работой справились. Заметно, что в ряде работ пропущены ошибки, хотя красуются подписи экзаменатора… и ассистента… Указал директору Хомылеву на данный недостаток и предложил пересмотреть. Много разговаривал с т. Хомылевым о работе школы, о подготовке к экзаменам в 10 классе. Плохо, что к встрече выпускников из сургутской школы общежитие еще не готово. Дал указание организовать помещение и питание и др. условия. <…>
28 мая. <…> Осмотрел комнаты, где будут размещаться выпускники из Нахрачей. В одной стоит 7 коек с матрацами. Так комнаты светлые и чистые. Обещают, что все будет устроено как следует к сроку.
Был в педучилище. Беседовал с директором Смирновым С.М. и завучем Величко Л.A. (оба временные). В здании стало чище, уютнее. В 7-м подготовительном классе идут экзамены. В остальных классах — консультации. Просмотрел документацию к экзаменам и подсобные мат[ериа]лы. Все в образцовом порядке. Экзам. комиссия проинструктирована, все свои обязанности знают хорошо. Нет только самого председателя (директор Величко Г.Т.), который едет с курорта и должен приехать к сроку. К концу дня зашел в ОК ВКП(б), где кратко доложил свои наблюдения и попросил взять под контроль подготовку помещения и питания для выпускников — гостей.
30 мая. Был на беседе у зам. председателя окрисполкома т. Трусова. Выдвинул перед ним ряд вопросов: подготовка и проведение экзаменов, квартиры и питание для приезжающих выпускников, для молодых специалистов, направляемых к округ, о стр[оительст]ве здания педучилища и т.д. Трусов дал согласие всемерно содействовать делу организации всех мероприятий. Он в курсе всех вопросов.
Сообщили что приехали десятиклассники из Нахрач[инской] ср. школы во главе с директором Товмасяном. Из 15 чел. допущено к экзаменам только 8! Безобразная картина. Нужно потребовать от Товмасяна объяснений. Беседовал с ребятами (6 девушек, 2 юношей). Робкие и боязливые. В разговоре откровенно сообщили, что у них много недоработок из-за того, что новые билеты пришли за несколько дней до отъезда. У них быстро пройдена программа по литературе, не пройден курс новой истории за 9 класс, не выполнены практические работы по физике и химии. Пр[еподавательни]ца литературы Кузнецова А.П. успела уже запугать их трудностями по русскому языку. (Вот странная тактика!) После разговора с ребятами беседовал с Карфидовым и Чикирдиной. Предложил организовать необходимую помощь для уч-ся Нахрачинской школы.
Нужно выезжать в Салехард, но, как назло, нет парохода. Как трудно с передвижением здесь, на Севере!
31 мая. Сегодня провел совещание руководителей экзаменационной] комиссии самаровской и нахрачинской средних школ (Товмасян, Чикирдина и директор Карфидов). Выяснилось, что уч-ся 10 кл. нахрачинской ср. школы имеют много пробелов в подготовке по физике, химии, литературе и истории (новой). Бытовые условия созданы удовлетворительные, но питание еще не налажено. Предложил им спланировать консультации и обзорные лекции, чтобы кое-что наверстать. <…> Дал исчерпывающий инструктаж. Договорились завтра провести объединенное совещание самаровской и х.-м. комиссий.
1 июня. С 9 часов утра до 2-х дня присутствовал на экзамене по литературе в 9 классе Х.-М. ср. школы (устно). Впечатление от ответов уч-ся отрадное. Содержание ответов оригинальное и показывает зрелость и самостоятельность в суждениях. Верно, речь некоторых учеников страдает погрешностями стилистического характера… Из одиннадцати спрошенных при мне получили оценки «5» шестеро, «4» — трое и «3» — двое. Это замечательно! Пр[еподавательни]ца т. Кузнецова Анна Павловна много поработала над глубиной знаний уч-ся. Чувствуется, что она очень довольна результатами своей работы. Отрицательное мнение завокроно о ней не соответствует действительному положению вещей.
Опять посетил общежитие нахрачинцев. Когда вошел, то заметил, что все ученицы сидят за книжками. Видно, что упорно и много читают. В комнате уютно. Сразу стали жаловаться на плохое питание в столовой. Черт бы их побрал, этих организаторов! Нужно будет поставить вопрос в ОК ВКП(б), чтобы выправили это дело. Был в окроно. Подал завоблоно телеграмму, что засел в Х.-Мансийске из-за отсутствия парохода. Указал в телеграмме о подготовке к экзаменам и их ходе.
С 7 до 10 вечера проводил объединенное совещание членов и руководителей экзаменационных комиссий самаровской и х.-м. средних школ. Разобрал с комментариями инструкции. У учителей было много неясных вопросов, которые возникали в процессе обсуждения. Эти вопросы постарались разобрать.
На совещании выяснилось, что необходимо решить вопрос о сроке начала экзаменов в самаровской и х.-м. ср. школах в связи с тем, что сургутяне опаздывают. Решили отодвинуть экзамены на 5 июня, чтобы не создавать разрыв в расписании.
Со своей стороны, дал ряд указаний и советов, чтобы не допускать недостатков прошлого года. Основные из них:
- Члены экз. комиссии должны быть активны. 2. Тщательное и аккуратное оформление всех экзаменационных] документов. 3. Черновые записи членов экз. комиссии по ходу экзамена. 4. «Лучше немного недооценить, чем переоценить!». 5. Выполнение практических работ по физике и химии. 6. Теплое отношение к выпускнику. Спокойная деловая обстановка на экзаменах. Распорядок дня и твердый режим. Разумный отдых и культ, развлечения. Связь с родителями и комсомолом. Контроль над питанием. 7. Взаимоотношения выпускников разных школ. 8. Работа с отставшими учениками 10 класса (нужно не терять их из виду и готовить к сдаче экзаменов через год!).
Договорились с И.Д. Непомнящих поставить перед облоно следующие вопросы телеграфом: 1. Может ли ученик 10 кл. на экзамене брать 2-й билет. 2. Как оформлять аттестаты, если ученик сдал экзамен в другой школе, а педсовет должен решать свой. 3. О начале экзаменов в х.-м. и сам. шк. с 5/VI…
2 июня. Воскресенье. Я все еще в Х.-Мансийске. Парохода нет и, вероятно, будет через 2—3 дня. Дали установку окончательно, что экзамены начнутся с 5 июня, т.к. сургутяне выехали с пароходом «Орджоникидзе» вчера в 8 ч. вечера и приедут только завтра. Говорили об этом сегодня по прямому проводу.
После обеда присутствовал на государственном экзамене в выпускном классе Х-М. педучилища по русскому языку и методике его преподавания. На экзамене присутствуют только экзаменатор Дебулева, председатель комиссии Смирнов, позднее пришла Брайн и часа через три уполномоченная облоно т. Гильц. При мне отвечали 8 человек. Важно отметить, что состав класса национальный… Отвечают уверенно и свободно. Вопросы в билетах довольно сложные, охватывают крупные темы…
Пришел из Самарово Бубновский и доложил, что ученики сургутской школы приехали в числе 18 чел. Одна девушка из прошлогодних. Встретили их хорошо: ученики Самаровской сред, школы вместе с учителями. Поместили в хорошие комнаты. Но до сих пор плохо дело налажено с питанием. Указал Непомнящих, чтобы выяснил, в чем дело. Бубновский будет председателем экзаменационной комиссии.<…>
4 июня. <…>. Еще раз побывал в Х.-М. средней школе и посмотрел, как приготовлено помещение для экзамена. Уютно, светло, все подготовлено. Почему-то мало надежды на нахрачинцев, которые в предварительных работах показывают большую неграмотность. Вообще я с сегодняшнего дня решил убраться в Самарово, чтобы «попроведовать» школы и ждать парохода.
Неожиданно прилетел Г.Т. Величко. Встретились. Поправился хорошо. Благодарит зато, что весною вырвали с Севера. Рассказывал много интересного о юге. Привез ценные материалы по строительству нового здания педучилища.
Вечером перешел в Самарово и передал Стародумовой пакет с темами сочинений по литературе для 10 класса. Посетил комнату, где живут сургутяне, тут же живет и пред. экзам. комиссии М.Я. Бубновский. Ребята еще не спят (их 18 чел.). Готовятся, хотя времени почти 12 часов. Чувствуется, что волнуются. Ведь завтра решающий день в их жизни!
5 июня. К 8 часам утра был в здании Самаровской средней школы, где с девяти предстоит экзамен на аттестат зрелости по русскому языку и литературе письменно. Почти все готово: ребята собрались, бумага, чернила и ручки ждут. Только в одном классном помещении не хватает одной парты (просчитались!) и опоздал член комиссии Дроздовский на 25 минут. Пакет с темами комиссия вскрыла за 15 минут до начала экзамена. Темы оказались интересными и значительными по содержанию… Большинство из учеников взяли I-ю тему — об общественном значении романа Горького «Мать», следующая часть — 2-ю тему «Обломов и его предки в литературе». Третью тему — «О назначении поэта» — взяли единицы. Наблюдал все 5 часов. Нарушений не было. Особенно внимательны и зорки Бубновский и Стародумова. Уч-ся использовали время полностью. Есть признаки, что написали без провалов и некоторые оригинально. В классах был полный порядок. <…>
Пароход «Карл Либкнехт» обещают ночью. На нем поеду в Салехард. Мат-лы для педучилища, наверное, опоздали, т.к. пароход «Ленин» вернулся, не доходя до Салехарда, из-за льда. Интересно, когда получат, и получат ли вообще.
Часов в 10 вечера заглянул в среднюю школу. Работы выпускников 10 класса еще не проверены, но предварительный просмотр показывает, что несколько человек (2—3), пожалуй, не справились с сочинениями из-за орфографии. Бубновский и ребята уже расположились ко сну. Случайно зашел в кино. Шла картина «Великий перелом». Звук очень плохой. Картина прервана, т.к. прекратилась подача электроэнергии, и неудовлетворенные зрители разошлись по домам.
Был на пристани. Пароход «Карл Либкнехт» ожидают завтра к вечеру. Он вышел сегодня из Тобольска в 2 ч. дня. Да, вопрос передвижения здесь, на Севере, чрезвычайно затруднен: сиди у моря и жди погоды!
7 июня. Плыву на пароходе «Карл Либкнехт». Устроился удобно, в 2-местной каюте еду один. В Кондинске пароход стоял минут 20. Завроно т. Страхов пришел, но на пароход не попал. Пришлось разговаривать с палубы. Дал указания об экзаменах и этим ограничился.
8 июня. Пароход в Березово был рано утром. Из районо никто не пришел. Случайно встретил учительницу Коневу Зою, мою бывшую ученицу в Х.-М. педучилище. С ней отправил контрольные работы для 10 кл. (2 пакета). Как жаль, что Коробова не пришла.
9 июня. Воскресенье. До Салехарда осталось ходу 2 часа. Влево от Оби виднеются Уральские горы, покрытые снегом. Какой контраст! В Тюмени цветет сирень и черемуха, а здесь еще снег и царство холода. Обь, широкая и величественная, несет свои воды на Север. Какой беспредельный простор! Суровый край с его мелкой растительностью, обилием озер и болот. По пути много дичи: лебеди, гуси и утки. Неутомимые чайки носятся над поверхностью воды. В этой «полунощной стране» первый раз. Люди живут здесь годами. Да, много значит сила привычки! Почему-то грустновато. Такое ощущение, что заехал далеко-далеко. Приеду — скучать будет некогда: много работы, и ждут оригинальные впечатления.
8 июля. <…> Долго разговаривал с директором педучилища Величко о работе педучилища, в частности о росте национальных] кадров. Все-таки преподавание нужно перестроить так, чтобы дать возможность учащимся проводить практику в национальных школах, а преподавателям-методистам бывать в нац. школах с целью изучения особенностей нац. состава детей и работы с ними.
9 июля. Пароход на Тюмень пойдет 13—14. Это значит, что я к областному совещанию не попаду. Решено лететь числа 15 на самолете вместе с Непомнящих, а пока здесь прочитаю несколько лекций по русскому языку на учительских курсах.
Весь день сегодня был на экзаменах по истории в 10 классе Х.-М. средней школы. Из 12 чел. выдержали все, но качество ответов среднее. Выделился ученик Корнилов, который прекрасно знает материал.
Вечером был выпускной вечер. С привет, словом выступил и я. Пришел домой в 4 утра. Было хорошо.
11/VI—46. Вчера и сегодня участвовал в работе 12-й сессии окружного Совета. Последний вопрос стоял о подготовке к новому учебному году и об итогах учебной работы за 1945-46 уч. год. Завокроно сделал исчерпывающий доклад. Много народу выступало и отмечало недостатки в деле состояния нар. образования.
Я говорил целых 18 минут и остановился на самом основном, с моей точки зрения: слабый размах обществен, движения в помощь школам, причины неуспеваемости, необходимость улучшения материального состояния интернатов, забота об учителях и т.д. Выслушали со вниманием и мои предложения внесли в решение. Считаю, что мое участие на сессии было полезным. Вчера начал чтение лекций о работе в подготовительных классах, а также разбирал тематику об учете особенностей северных языков при преподавании русского языка. Провел 2 часа, вообще же намерен провести часов 8—10, как позволит время. Это дело полезное для учителей нац. школ, и они слушают с удовольствием. Завтра проведу совещание с заврайоно, и можно будет улетать в Тюмень.
1946-1947 гг.
2/XII—46 г. Прилетел с С.Г. Казанцевым в Тобольск. Самолет дальше не летит. Придется здесь прожить несколько суток.
5/XII—46. Только сегодня прилетел в Ханты-Мансийск. Пришлось прожить в Тобольске 2 дня. Очень понравился детдом № 50, которым руководит Галина Ивановна Гайсина. Большой двухэтажный дом, внутри идеальная чистота и порядок. Это лучший детдом! Был в педучилище у директора… Хотел побывать на уроках, но не удалось, т.к. позвонили из порта. Присутствовал на вечере Некрасова в учит, институте. Понравился доклад и концерт. 4/XII пробыл в порту, побывал в татарской семилетней школе, прослушал два урока русского языка у пр-ля Кайгородовой. Школа небольшая. В ней тесновато. <…>
7/XII 1946 г. Был с К. в Х.-М. педучилище на 4 уроках: урок литературы во 2 кл. (Цехнова), психологии (Смирнов), ханты языка (Чупров), литер, в 1 кл. (Брайн). Провел беседу с пр-ми и директором.
Вечером провели аппаратное совещание при завокроно, где директор педучилища т. Величко рассказал о состоянии учебно-воспит. работы. Содержание совещания было деловое, исключая выступление пр-ля музыки Соколова, который позволил себе грубый выпад по отношению к директору и всему педколлективу. Придется провести специальное расследование.
8/XII. До 2-х дня проводил расследование конфликта в педучилище. Выявились возмутительные вещи со стороны пр-ля Соколова. <.. .>
22/XII—46. Воскресенье. Собираюсь в дорогу. Запасся теплой одеждой. Хорошо, что большую заботу проявляет Величко Г.Т…
23/XII—46 г. Доехал до д. Сумкино, где задержался на несколько часов. Пошел в местную нац. школу, где заведует и работает одна Рожкова Александра Максимовна. В школе всего три класса, в них 28 чел. уч-ся… Школа находится в приспособленном колхозном доме. Классное помещение одно, за перегородкой квартира учителя, при входе прихожая-раздевалка. Парты «разнокалиберные», собранные из соседних школ… В окнах нет зимних рам, т.к. нет стекла… Нормальная температура поддерживается железной печкой, есть опасность в пожарном отношении. Наряды на керосин школа не получила. Со снабжением продуктами сносно, но уч-ца жалуется на отсутствие белья, чулок. С дровами хорошо. По линии рыбкоопа было занаряжено 14 пар кож[аной] обуви, а прислали 4 пары, и то взрослых, и 2 пары валенок…
Районо методической помощи совершенно не оказывает, кустовых совещаний не было, учитель никакой помощи не получает, ничего не читает, отстал от жизни. Классный журнал имеется, но в нем только оценки, что пройдено — не учитывается.
Посмотрел детские тетради: полей нет, оценки ставятся карандашом и каллиграф[ически] неверно. Замечено очень много грамматических ошибок, пропущенных при проверке. Внешний вид тетрадей аккуратный. Планы уроков есть, составляются удовлетворительно. В обществ, жизни села уч-ца участие почти не принимает. Дал ей советы, указания и замечания. Выслушала внимательно, многое записала. Нужно ей помогать!
24/XII-46. Сегодня добрался до с. Зенково. Сказали, что повезут только вечером. Решил посетить уроки в Зенковской семилетней школе, где директор тов. Самарина. Школа расположена в 2-х приспособленных крестьянских домах. В классах чисто, но мрачно и неуютно, примитивные лозунги, портретики и кое-какие наглядные пособия (таблицы, картины). Стены «побелены» глиной. Отражения 5-летнего плана и подготовки к выборам в Верх. Совет нет. Учебными и наглядными пособиями школа оборудована очень бедно, а учителя собственными силами ничего не делают.
Посетил 3 урока: физики в 6 кл., естествознания в 5 кл. (Самарина) и истории в 5 кл. Недостатки. Физика «меловая». Учитель объяснил устройство барометра и др. приборов, но неумело чертил на доске схему устройства и… только. Урок истории понравился. Уч-ца Самарина к уроку подготовилась хорошо, ее язык культурный, урок ведет умело. Дети материал знают («Строение листа»), <…> Методическая работа в педколлективе не ведется, куст, объединение на работает. Контроля от районо не бывает. Никто школе не помогает…. Сходил в с/совет и побеседовал с председателем. Изложил ему все претензии и предупредил о всеобуче, необходима помощь школе дровами… <…>
25/XII. Проехал Сытомино, Кушниково и часа в 3 был в Тундрино. На минутку забежал к Питеру, директору 7-л[етней] школы с. Сытомино.
27 и 28 декабря. Два дня пробыл в Пимской начальной национальной школе, которой заведует Хмелева Мария Ивановна. Школа, учителя, порядок и состояние учебно-воспитательной работы произвели хорошее впечатление.
На берегу тихой речки Пим расположилась небольшая деревенька — центр национального Совета с радиусом разбросанности населения до 500 км. Самый лучший дом в поселке — школа. Здесь же находится красный чум, сельсовет, магазины и склады. Чувствуется огромная оторванность от главной магистрали, таежная глушь. Но люди работают самоотверженно и с энтузиазмом. Наиболее выдающиеся люди Пима:
- Зав. школой Хмелева Мария Ивановна — местная, сургутская уроженка, работает в хантыйских школах района пятнадцать лет, прекрасно владеет местным диалектом хантыйского языка, способный организатор и хозяйственник, любит детей, вся отдается работе, имеет образование — Тобольское педучилище — и ценный опыт педагогической работы в нац. школе. Ведет 1-й класс… Букварный период закончен. Дети вполне удовлетворительно читают и пишут. Обучение ведется на русском языке, но там, где требуется, уч-ца использует и родной язык детей. Хмелева хорошая общественница. Ханты ее уважают и проявляют все признаки глубокого почтения. Недаром все дети 7—12 лет охвачены обучением, и отсева за первое учебное полугодие не допущено.
- Учительница 2 и 4 класса Цай Тамара Григорьевна. Также уделяет работе в школе много внимания, и качество ее работы с детьми хорошее. Принимает большое участие в работе с родителями, в общественной деятельности. Партийные руководители и председатель национ. Совета отзываются о ней тепло и с уважением.
Кроме них в школе работает молодая уч-ца Черкашина З.С., которая ведет приготовительный и третий классы. <…> Воспитательница интерната Кушникова А.В. — молодая девушка, но работать старается. Заслуживает внимания работа завхоза школы Косинцевой А.Е., которая очень экономно и бережно расходует средства и по-деловому организует хозяйственную жизнь школы и интерната.
Кроме того, на фоне пимской обстановки рельефно выделяются два человека — это заведующий красным чумом Хмелев Иван Иванович, прекрасно знающий быт, нравы и язык местного национального населения и проводящий большую политико-просветительную работу среди ханты. Особого внимания заслуживает председатель Совета Марсынов Иван Гаврилович, ханты по происхождению, лет около 40. Больной, инвалид войны (весь был изранен, и раны кровоточат), он упорно преодолевает болезнь и руководит Советом, он же секретарь первичной партийной организации. Очень ценный человек.
Понаблюдал уроки, просмотрел документацию, провел с учителями несколько совещаний, дал очень много советов и указаний. Кажется, остались очень довольны.
Неожиданно встретил в пимской школе инспектриссу Сургутского роно Нежданову Анастасию Петровну. Присмотрелся к ней. Производит хорошее впечатление. Деловая и знает методику работы, хотя опыт инспектирования очень небольшой. Она также дала учителям много ценных указаний и сравнительно удовлетворительно справилась с составлением акта.
В жизни и работе школы имеется ряд серьезных недостатков.
- Семь учеников-ханты болеют паршой. Головы покрыты сплошной коростой бело-желтого цвета. Дети беспрестанно чешутся, шелуха разлетается в стороны. Больные не изолированы, есть опасность распространения этой парши на здоровых, но все к этому относятся равнодушно, свыклись и мер к лечению никаких не принимается. Вызвал зав. медпунктом, которая заявила, что райздрав не отпускает никаких медикаментов для лечения детей. Какая неслыханная тупость!
- Учителя, работающие одновременно с двумя классами, не умеют планировать уроки как единый педагогический процесс, в результате уроки проводятся методически неправильно, внимание по классам распределяется неравномерно, и 50% рабочего времени тратится понапрасну. Предложил резко изменить систему планирования.
- Подготовительный класс ведет уч-ца Черкашина одновременно с 3 классом, причем хантыйского языка совершенно не знает. В результате в течение полугодия дети часто предоставлялись сами себе, русским языком владеют плохо, мыслят исключительно на родном хантыйском языке, общее развитие крайне ограниченное, навыки письма цифр самые примитивные. Причина: уч-ца бессильна вести работу с детьми, т.к. ясно не представляет себе цели работы, не знает хантыйского языка и затрудняется правильно строить работу с 2 классами. Предложил: с приготовительным классом заниматься отдельно, перейти на работу с ним М.И. Хмелевой, а 1 и 3 классы передать Черкашиной. <…>
- Работе над культурой устной и письменной речи в школе уделяется недостаточное внимание. Порекомендовал ряд приемов работы, в частности, проводить сравнительное изучение грамматики русского и хантыйского языков. Посоветовал больше привлекать наглядности, особенно при обучении русскому языку.
- Совещания педколлектива не проводятся, протоколов педсовета нет. Методической работы не ведется, учителя варятся в собственном соку, в результате много недопонимания даже в самых элементарных вещах. Посоветовал работу педсовета проводить и обсуждать вопросы методического содержания. Указал тематику для внеклассной работы с детьми.
- Бросается в глаза отсутствие работы над оценкой. Отметки в классе не объявляются, вокруг них не создается авторитета, и, следовательно, эта система теряет свою воспитательную ценность. Сделал предложение выправить эту работу.
Педколлектив способен проводить исследовательскую работу над хантыйским языком. Я мыслю составление словаря местного диалекта. Поэтому решил дать такое задание, чтобы к 1/VII 47 года эта работа была закончена и выслана мне в облоно.
29—30 декабря. На оленях ехал от Пима до Сургута — 170 км. В пути пришлось ночевать в юрте одного ханты… В юрте грязновато, налево от входа чувал — «камин», где постоянно горят поленья, вверху вешала с предметами обихода. Очень гостеприимный, все время угощал рыбой, даже предлагал «патанку», но я не могу есть сырую рыбу и отказался. На оленях ехать хорошо, бегут быстро. Только нарточка небольшая и сидеть неудобно. Дорога тянется узкой лентой то по тайге, то через замерзшие болота. Пейзаж однообразный. Деревья, окутанные снежными хлопьями, как ватой, стоят заколдованные, и кажется, что это чудесная сказка. Кругом мертвая тишина. Все-таки лес здесь безжизненный, скучный, не то что на юге!
31 декабря. Вчера поздно вечером приехал в Сургут. Устал, сильно стало ломить позвоночник, т.к. ехал долго в сидячем положении. Попил горячего чаю и сразу заснул до утра. Случайно остановился у Тосиной Ольги Михайловны. Очень скромная и умная учительница Сургутской школы.
Утром пошел в роно. Заведующий на месте. Только недавно прибыл из командировки, где пробыл целых 2 месяца. В результате дело народного образования запущено, школы никто не контролировал… Завьялов энергичный и способный работник. Дело понимает, но опыта руководящей работы не имеет и немножко хитроват. Много говорит, обещает, но на практике работает слабо. Нужно как следует к нему присмотреться. Аппарат у него сильный. Два инспектора — Нежданова и Панкина. Бухгалтер, счетовод, секретарь и завхозяйством… Помещение роно приличное, 3 комнаты. Чисто и уютно. Работать можно.
Был в райкоме партии и долго разговаривал с 1-м секретарем Лоскутовым Аркадием Николаевичем. Рассказал ему о цели приезда и высказал ряд претензий, которые в основном свелись к следующему:
- Длительная командировка Завьялова повредила делу народного образования в районе.
- Непостройка вывезенного здания для средней школы чрезвычайно губительно отразилась на работе, в частности, положение детского дома очень тяжелое, дети задыхаются в тесноте, а выхода нет, сама средняя школа работает в 2 смены, внеклассную работу проводить негде.
- Дети-ханты болеют паршой. Райздрав не заботится, районо и райком тоже. Получается жуткая картина.
- Контроль над работой школ осуществляется слабо. Работники райкома и роно этот участок забросили. Учителя над повышением своего идейно-политического уровня работают слабо.
Лоскутов сильно переживал, когда я в упор поставил его перед фактами. Обещает все выправить, но я боюсь, что это только слова. Чувствуется, что остальные дела захлестнули райком, и дело народного образования было забыто. Это основная ошибка местного руководства, хотя секретарь РК ВКП(б) сам учитель и дело прекрасно понимает.
Сургут не изменился, стал хуже, постарел. На улицах много снегу, тишина, люди попадаются редко. Типичный северный поселок.
Да, сегодня последний день 1946 года. Вот где придется встречать новый год! Вдали от семьи и родных благодаря Северу и его экзотике. Но удовлетворяет одно, что от моей работы есть польза, особенно для национальных школ. <… >
1-го января 1947 года. Сегодня все учреждения не работают. Праздник. Вчера у Ольги Михайловны собрались друзья, мы немножко выпили, повеселились. Но такая жуткая тоска на сердце! Все-таки меня эта работа сгубит. Уж слишком я привык по-своему понимать многие вещи.
Никуда не ходил. Просматривал свои записи, думал, читал, обобщал, писал. Наконец, усталый, уснул до грядущего дня.
2-го января. С утра и до обеда провел в Черномысовской семилетней школе, где директором работает Пугно Прокопий Прокопьевич. Работник неплохой, но много еще армейского, от школы и жизни отстал. Здание школы хорошее, но сильно запущено, нужен капитальный ремонт… <…>
3 января 1947 года. До обеда был в Сургутской средней школе. Просмотрел всю документацию, много беседовал с директором т. Бубновским М.Я. В работе школы имеются большие недостатки: успеваемость низкая (51%), оформление классных журналов небрежное, особенно у Знаменского А.С. и Ковейша. Борьбы за авторитет оценки нет. Контроль, особенно со стороны завуча Михалевой, поставлен исключительно слабо (она болеет, и побеседовать не пришлось). Директор посетил 58 уроков, завуч только 8. Остальные все документы есть, кроме планов директора и завуча. <…> У Бубновского и Завьялова трения. Мне кажется, что Бубновскому работать трудно, никто ему не помогает, и он просто замкнулся. В книге приказов видна упорная борьба директора за качество знаний, оформление документов, но нетактичность и невыдержанность сделали разлад с коллективом, и Бубновский остался одинок. Нужно сделать определенную перестройку всей работы. Завтра пойду проверять работу роно.
9/I-47. Весь день ко мне целое паломничество. Учителя приходят со своими нуждами. <…>
Позднее за мной пришел Знаменский А.С. и увел к себе. Долго сидели и рассуждали на различные темы. Он большой оригинал. Показал мне ряд работ по математике, этюды на фортепиано. Все-таки пропал большой талант у человека…
10 января. Кажется, мне завтра не уехать. Почта обещает везти только 12/I. Иного выхода нет. Самолет из Ханты-Мансийска не прилетел. Боюсь, что задержусь в Х.-М. и опоздаю в Ленинград. Но выше головы не прыгнешь! Состояние здоровья хорошее, настроение тоже. Все-таки как обогащается опыт на инспекторской работе! Только бродячий образ жизни не дает мне удовлетворения. Трудно и устаю.
12-14/I-47. Был приписан к почте и ехал двое суток до Ханты-Мансийска. В пути страшно устал. В школах быть не пришлось. Кое-где вызывал заведующих и директоров для беседы. Школы все работают.
Сильных морозов нет. Мне в этом отношении повезло.
15/I. Вчера поздно приехал в Ханты-Мансийск. Что-то немного заболел. Целый день был в окроно. Много беседовал с Непомнящих о своих впечатлениях по поездке в Сургутский р-н. <…>
16/I-47 г. Был в окружкоме ВКП(б) у 1-го секретаря т. Ершова. Целых 2 ‘/ 2 часа беседовали по вопросам состояния дела нар. образования] в Сургутском р-не. Обсудили также вопрос об обследовании gедучилища. Решили с результатами обследования [2 слова нрзб.] бюро ОК ВКП(б) 24—25 января. Завтра мне нужно будет уезжать.
22 мая 1947 года. Завтра на пароходе «Москва» выезжаю в двухмесячную командировку в северные округа. Основное задание: экзамены, подготовка школ к новому учебному году, сбор материалов к областной выставке.
27 мая. [Ханты-Мансийск]. Коротко побеседовал с учителями — членами экзам. комиссии, просмотрел экзаменационные материалы. Все нормально.
Нынче особенность: в Х.-М. школу съедутся сдавать экзамены на аттестат зрелости 3 школы: сургутская, кондинская и березовская. Всего будут сдавать 4 школы. Сургутяне во главе с тов. Бубновским М.Я. уже прибыли в колич. 16 чел. Для них подготовлено общежитие в нижнем этаже школы. Настроение у народа бодрое и уверенное. Это дает надежду, что и нынче сургутские абитуриенты опять будут впереди. Договорился о материальной помощи приезжающим со стороны окроно. Труднее с питанием. Многие забыли паспорта.
28 мая. Здесь уже начинает чувствоваться влияние севера. В воздухе гораздо холоднее, чем в Тюмени, деревья еще не распустились, мокрый воздух, вокруг много воды. Во всем признаки ранней весны.
С утра был в педучилище. Передал все экзаменационные материалы: контрольные работы и билеты по I и II классам. Нужно сознаться, что мы ежегодно подводим северные округа присылкой мат[ериало]в, т.к. поздно и людям приходится перестраиваться буквально на ходу. С организационной стороны педучилище к экзаменам готово. Директор Величко Г.Т. и завуч Дебулева В.Я. уверенно говорят о готовности выпускного класса.
Положение в педучилище действительно напряженное. Соколов по-прежнему творит свои [1 нрзб.] дела. Кроме того, с весьма плохой стороны себя зарекомендовал пр-ль педагогики Смирнов П.М.: странная женитьба на техничке, присвоение профсоюзных денег и т.д. Физрук Леонтьев посажен за вражескую болтовню. Для меня полная неожиданность, т.к. оказывается, что «в тихом омуте все черти водятся».
В общем получается, что коллектив педучилища нужно коренным образом перетрясти, а м. б., даже подумать и о руководстве.
Со строительством нового здания педучилища дело движется медленно. Причины: нет денег, рабочих, материалов. Необходимо сообщить обо всем Казанцеву.
Неожиданно сообщили, что пароход «Ленин» будет вечером. Поэтому нужно быстро собраться и ехать дальше в Салехард, чтобы вовремя вручить билеты и контрольные работы С.-Х. педучилищу. Наскоро составил задание окроно.
29 мая. В 4 часа утра выехал на пароходе «Ленин» в Салехард. Всю ночь не спал. Недомогаю.
Пароход в Кондинске стоял 2 часа. Зав. Микояновским роно Страхов П.И. ждал на берегу, потом пришел на пароход. Дал ему ряд указаний, особенно в отношении своевременной отправки учеников 10 класса на экзамены в Х.-Мансийск.
30 мая. Утром проехали Березово. Пароход стоял 3 часа. Сходил в районо. Переговорил с завроно тов. Коробовой. Она проводила меня на пароход. Выяснил, что ученики Березовской средней школы также готовы сдавать экзамены в Х.-М., но неясно дело с пароходами. Дал задание отправить учеников катером.
31 мая. В 6 час. вечера приехали в Салехард. Это был первый пароход. Народ сбежался весь, т.к. приход парохода — важное событие. Устроился жить в одной из комнаток общежития педучилища.
1 июня. Воскресенье. Пришел в окроно и вызвал Лабазова П.М. для беседы. После этого пошел побродить по Салехарду. Вечером ходили в театр смотреть пьесу «Любовь Яровая». Ничего, понравилась. На улице настоящая зима! Вот местечко на краю земли! У нас цветет черемуха, сирень, а здесь царство снега и холода. Резкий контраст. Переживаю нынче вторую весну. Ночей здесь нет, трудно привыкать. Можно без света работать всю ночь.
27 июня. Пятница (записываю по памяти). 24 июня весь день на катере «Механизатор» ехал из Салехарда в п. Аксарку, районный центр Приуральского р-на. Дул сильный, но попутный ветер. Выехали в 4 дня, приехали в 4 ч. ночи. Сильно промерз.
Аксарка — небольшой поселок, стоит на высоком, правом, берегу Оби, откуда видны безграничные просторы тундры. Здесь самая отдаленная в области и в мире северная средняя школа!
Инспектор окроно т. Стопкевич А.Е. не спал. Встретил меня радушно, хотя мой приезд был неожиданным. Гончаров В.Ст., преподаватель математики Мужевской средней школы, тоже был разбужен. Немного поговорили и легли спать до утра.
Вечером [26 июня] долго слушал рассказы Гончарова B.C. о положении нар. образования в Румынии, где он учился и работал в коммерческом лицее. Умный и образованный человек. С университетским образованием (Кишинев)… Мне нравится своей деловитостью. Настороже, т.к. репрессирован. Спать легли в три часа. На улице страшный ветер и холодно. Встречаю третью нынче весну. Это отражается на здоровье. Начал сильно кашлять по утрам. Скучаю о доме, Борисе и Анне. Как-то они там без меня!
Нужен вместо Трушкова хороший завуч. Брязгину Елену Васильевну и Рыжкову Аиду Петровну необходимо поощрить за работу. То же Степачеву. Степаньяна Мелика Осиповича — наказать! Учит. нач. шк. Худякову нужно поощрить!
Вечером долго беседовали со Степаньяном и Андрозен Кирой Петровной. Последняя производит хорошее впечатление. У ней образование — дошк. институт в Берлине в 1924 году (репрессирована).
Пора из Аксарки выезжать…
28/VI 1947 года Просмотрел учительские квартиры. Большинство живет хорошо, имеет собственные дома (дети быв[ших] с[пец]пересел[енцев]). Учитель Степаньян живет в углу у стариков, доволен своей судьбой, но вообще-то так жить нельзя. Учителя Брязгина и Андрозен живут в комнатке, где нужно производить большой ремонт. В общем школа нуждается в 3-х квартирах (одна — для директора школы, занимавшего класс в школьном здании).
«Подорожник», №1, 2005