45 000 тысяч километров на автомашине

До войны Сергей Михайлович Соскин постоянно имел дело с машинами. Он работал и на катере, и на тракторах. В 1938 году он был призван в Красную Армию и там, при авиачасти, работал стартером. Когда началась война, Сергея Михайловича перебросили с Дальнего Востока на Карельский перешеек, и он снова попал в авиачасть.

Вскоре Сергея Михайловича перевела в танковую часть. С тех пор, до самого последнего дня войны, обязанностью т. Соскина было возить на автомашине противотанковые орудия. Вот когда и понадобились ему его знания самолетов.

— Если едешь на машине, и прямо над тобой вражеский самолет, ты можешь не бояться его, бомба в тебя никогда не попадет. Если самолет на тебя пикирует — отъезжай в бок. Только следи за самолетом, ни минуты не упускай его из виду, думай о том, чтобы спасти свою автомашину, — и тогда обязательно останешься невредимым, — рассказывает Сергей Михайлович.

Трудно отыскать более опасною и сложную во фронтовой обстановке работу, чем работа шофера. Что может служить в поле прикрытием для автомашины? Болотная кочка или кустик, отлично маскирующие пехотинца, не скроют большую автомашину. У грузовика нет такой брони, как у танка. Ночью, конечно, приходилось ездить без света.

— Зима не зима, осень не осень, — а откроешь бывало, лобовое стекло, — и смотришь, изо всех сил вглядываешься, что там такое впереди чернеет или белеет на дороге, — рассказывает Сергей Михайлович.

После целого дня пути трудно бывает усталому пехотинцу вырыть для себя укрытие. А каково же шоферу рыть укрытие не только для себя, но и для автомашины, и для орудия?

— А пока не устроишь машину — какой же сон? — говорит Сергей Михайлович, — копаешь и копаешь всю ночь до утра. Часто приходилось на фронте спать не более трех часов в сутки. Подремлешь немного, положив голову на руль. — и дальше в путь.

Серьезная ответственность за автомашину, за орудие, за людей, минометные и пулеметные расчеты, которые он возил, — заставляли его в самые опасные минуты забывать о себе и подбадривать других.

Ему приходилось на фронте думать одновременно о многом: куда увернуться от настигающего самолета; где лучше развернуться, чтобы пустить в ход орудие; куда упрятать машину, или, может быть, лучше на этот раз зажечь дымовую шашку… Все это надо было сообразить и решить в какую-то долю секунды, а то будет поздно…

Здесь требовалось постоянное самообладание и серьезное отношение к работе, истинная смелость, совсем не похожая на ложную, показную храбрость, так называемое «лихачество». Сергей Михайлович за все четыре года войны ни разу не был ранен.

Он сделал на автомашине 45 000 километров, рейсы были длинные и трудные. Он возил на двухтонном «студебеккере» более четырех тонн груза, много раз попадал под тяжелый обстрел… По окончании войны Сергей Михайлович полгода еще работал по эвакуации заводского оборудования, по вывозке на Родину наших людей из Штеттина и других городов Германии. Однако, когда, обучив молодого паренька, он передал ему свою боевую машину, она была в полном порядке, без единого изъяна.

Сергей Михайлович Соскин воевал на территории Советского Союза, Румынии, Польши, Германии. Он участвовал в боях по ликвидации Орловско-Курской дуги, Корсунь-Шевченковской группировки, в сражениях за Умань, за Яссы, за Ковель, за Минск-Мозовецк, за Люблин, за Варшаву, за Потсдам, за Штеттин, за Берлин. У него 18 личных благодарностей товарища Сталина, орден Красной звезды, 2 медали «3а отвагу», медали: «За боевые заслуги», «3а освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Воинское звание тов. Соскина — гвардии сержант.

Сейчас Сергей Михайлович Соскин работает слесарем-инструментальщиком в окружной конторе связи. Администрация так отзывается о нем:

— Соскин — прекрасный слесарь и хороший организатор. Он является примером в трудовой дисциплине. Безотказно выполняет любое задание по производству и, как кандидат партии, является активным общественником.

Ж. Ландау

«Сталинская трибуна», 11.5.1946

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика