Людмила Сергеевна Пашкова
Сегодня проблема создания школьных музеев становится вновь актуальной. Музей в сельской школе или школе небольшого города – всегда центр культуры, где живет память о прошлом малой родины. Именно такой музей помогает нам, взрослым и детям, не очерстветь душой, помнить своих предков и односельчан, уважать свою историю.
Открытие музея
Торжественное открытие школьного музея в п.Луговской Ханты-Мансийского округа Тюменской области состоялось в сентябре 2003 году. Сегодня он по праву носит звание лучшего в районе. И практически каждый ученик нашей школы так или иначе принимает участие в работе музея. Ведь именно здесь есть возможность ощутить корни своих предков, своей Родины. Инициатором создания школьного музея была учитель истории Белова Елена Сергеевна. Человек неординарный, увлеченный. Ребята по-настоящему загорелись идеей создать свой музей в стенах школы. Отрадно, что и местные жители помогают всегда и во всем. Ведь многое, к сожалению, сегодня утрачено безвозвратно. И пока еще живы наши старожилы, необходимо продолжать сбор краеведческих материалов.
Экспонаты в музей собирались всем миром. Учащиеся-экскурсоводы и активисты музея обошли почти всех старожилов поселка, записали их воспоминания. Музей школы объединил учащихся, помог лучше узнать прошлое и настоящее нашей Родины, ее природу, культуру, традиции и быт людей. Работа в школьном музее не прекращается ни зимой, ни летом. Совместная работа еще сильнее сплотила школьный коллектив, жителей поселка.
Школьный музей значительно вырос, а начинал свою работу с одной комнаты, где размещался исторический отдел. Музей имеет несколько разделов: этнографический, нумизматика, русская изба, коллекция фотографий, видеозаписей, грампластинок и аудиокассет, банк данных по выпускникам нашей школы.
— Чем бережнее человек хранить память своих предков, тем крепче его национальное сознание, – такими словами встречает гостей директор школьного музея, учитель истории Елена Сергеевна.
Как правило, все экскурсии начинаются с исторического отдела. Стенды оформленные прямо в холле перед музеем, они раскрывают своим посетителям историю нашего поселка, который находится в 40 км от Ханты-Мансийска. Луговской был образован в 1930 году, а в 2020 году отметил своё 90-летие. Первые жители были в основном спецпереселенцы. Многие экспонаты школьного музея во время мероприятий перемещаются в школьные коридоры, то есть выносятся локальные истории в живое школьное пространство.
Один из стендов «Так начинался Луговской» повествует нам об истории нашего замечательного поселка, о том, как всё начиналось в далеком 1930-м году. Особое внимание всех посетителей сегодня привлекают стенды, рассказывающие о героической боевой деятельности луговчан в годы войны. Следующие стенды посвящены Великой Отечественной войне: «Они защищали Родину», «Воины-луговчане, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны». В здании музея есть постоянно действующий стенд «Подарки школьному музею», где имеются фотографии учащихся и жителей поселка с подаренным экспонатом. В работе музея ребята не только узнали историю родного поселка. Главное, что они заинтересовались своими родословными и захотели больше узнать о своих замечательных земляках.
Наибольшее количество посетителей музей принимает в период месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества и в период подготовки и празднования Дня Победы.
В музей приходят на обзорные и тематические экскурсии учащиеся начальной школы, жители и гости со всего района. И замечательно то, что первые уроки патриотического воспитания ребята получают в школьном музее.
Со временем они сами становятся верными помощниками старших ребят. Недаром девизом музея стали слова, сочиненные ребятами: «Мы в Сибири, у Оби, жизнью мирною живем. Факел памяти героев в своем сердце мы несем!»
«Русская горница»
Переступив порог вроде бы обычной комнаты музея, мы будто бы наяву переходим из одной эпохи в другую. Удивительно, что мы с вами попадаем из уличной суеты современного города или поселка в таинственный полумрак красивой русской горницы или в темные крестьянские чертоги.
Именно здесь притаился старый патефон, подаренный музею кем-то из жителей. Заводим его старый механизм, и перед нашими глазами всплывают картины 40-х, 50-х и 60-х годов. А на стенах этой необычной избы висят в рамках фотографии людей, рядом на стене остановились старые часы с кукушкой.
И самая дорогая реликвия – это черная тарелка-репродуктор, сыгравшая в истории многих семей роль исключительную. Ведь благодаря такому репродуктору многие семьи услышали о начале Великой Отечественной войны. А вот еще портрет улыбающегося Ленина и строгого Сталина. Кстати, их портреты раньше висели почти в каждом доме. Самый главный экспонат нашего школьного музея в разделе «Русская изба» – это замечательная деревянная кровать, полностью сделанная из одного дерева. Это старинное чудо, заправленное красивой простынёю с подзором. Великолепно сохранились старинные ручные подзоры на простыне. В этой не совсем обычной комнате можно увидеть коврик на стене перед кроватью, купленный когда-то у бродячих цыган, и красивую вышивку, которую так мастерски кто-то изготовил. На полу горницы постелены домотканые половики.
Ведь только в сказках мы читали в детстве о шкатулках, а в нашем историко-краеведческом музее не только посмотреть, но и поинтересоваться можно: «А не спрятал ли старинный мастер какое-нибудь сокровище внутри?». Эти две замечательные шкатулки нашли свое место на стареньком столе, который стоит у окна в горнице. Здесь же нашла свое место кем-то подаренная гармошка. В нашей горнице всегда можно посидеть за столом с самоваром и руками потрогать изделия из бересты, дерева.
В нашем школьном музее никогда не было таблички «Руками не трогать!». И потому руки ребят во время экскурсии так и тянутся к куклам, что шили когда-то наши прабабушки, и к девичьему кованому сундуку с приданым. А внутри сундука на его крышке сохранились наклеенные когда-то листки календаря-численника 1938 года.
Дети должны знать свои корни, историю Отечества. И действительно, в комнатах музея история оживает прямо на глазах. Наши музеи живые: доступность, открытость экспонатов, возможность прикоснуться к любому из них, почувствовать тепло рук, которые к ним прикасались, радость человеческой души, ощутить «связь времен».
Музей можно по праву назвать волшебной лампой времени. Ведь за короткое время можно совершить путешествие в минувшие десятилетия, сравнить события разных лет. А еще музей – это Книга памяти, связь времен и поколений. В горнице есть прялка с куделью и веретеном, изделия из бересты: туес и короб, самые разнокалиберные горшки и чугунки. Недалеко притаился самовар, давно не пыхтевший от раскаленных углей.
Этнографический раздел
Игровое и познавательное пространство продолжается для учащихся в разделе «Этнография». Историческое краеведение всегда вызывает огромный интерес общества, который объясняется естественной потребностью каждого человека – знать историю своей Родины. И деятельность нашего историко-краеведческого музея, посвящена изучению истории Ханты-Мансийского автономного округа, нашей «малой Родины» – поселку Луговской.
Экспонаты музея насчитывают уже более 300 экземпляров. Перед нами замечательная витрина с предметами быта жителей нашего поселка в ХХ веке. В большинстве своем экспозицию школьного музея составляют орудия труда и предметы быта, вещи обихода репрессированных семей луговчан прошлого века: мебель, прялки, посуда, колокольчики, чесалки. Здесь есть даже старые учебники, по которым учились еще наши бабушки, а недавно была подарена музею старая тетрадь (на обложке обозначен год ее изготовления – 1951). Видно, с каким старанием ученица 1 класса Спасенникова Аграфена Федоровна выводила свои первые буквы.
В разделе «Этнография» есть свой патефон, несколько видов радиоприемников, телефонов самых разных времен, фотоаппаратов и многие другие предметы, которые вызывают большой интерес у посетителей. На выставке «Слава русской старине» собраны самые разные предметы русского быта: домотканые половики, ценная коллекция утюгов из 8 штук. Одних только самоваров 5 экземпляров, а еще в нашем музее собрана большая коллекция самых разных часов.
Ламп керосиновых в разделе «Этнография» присутствует 5 экземпляров, а еще много чугунов и глиняных горшков. Знакомясь с деревянными орудиями труда, глиняной посудой мы помогаем ученику видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный аспект. Мне посчастливилось увидеть музей, в котором история оживает история. В школьном музее оформлена персональная выставка, посвящённая Почетному гражданину нашего района Салминой Анне Семеновне, труженице колхоза «Равнина». На выставке присутствуют награды, лента Почетного гражданина Ханты-Мансийского района, ее фотографии и личные вещи.
Музей – одно из самых любимых мест в школе, он стал связующей нитью для нескольких поколений учителей и учащихся, результатом их совместного труда, предметом законной гордости за свою школу. Заботу о музее как эстафету от выпускников принимает подрастающее поколение. Хочется, чтобы у учащихся не пропадало удивление перед миром, его разнообразием, красотой, неповторимостью, многогранностью. И наш историко-краеведческий музей помогает в этом.
Военно-патриотический раздел
Отдельный раздел экспозиции посвящен участникам Великой Отечественной войны. В ряде стеклянных витрин есть боевые патроны, старенькая солдатская ложка, наручные солдатские часы, саперная лопатка, а рядом сверкают боевые награды, подаренные музею школы бывшими фронтовиками. В семье Лукаревых сохранились военные письма, написанные их папой – Светличным А.Н., и копии этих писем хранятся в нашем музее.
Я уверена, что у каждого, кто прошагал пол-Европы, остановил «коричневую чуму» и только чудом выжил, есть нехитрый солдатский сувенир. Он как немой свидетель солдатского подвига, а именно в музее он может заговорить. Ведь ко Дню Победы такие вещи приобретают особую ценность.
Победа 1945 года… Люди не могут не помнить о великом подвиге солдат, завоевавших победу, давших возможность потомкам жить в мире и согласии, творить, развиваться. Теперь есть в нашем поселке уголок, благодаря которому живут в сердцах потомков имена героев.
Нужно добавить, что настоящим украшением школьного музея стал орден, подаренный самым первым учеником нашей Луговской школы, участником Великой Отечественной войны, который дошел до Берлина, – Осокиным Евлампием Артамоновичем.
С каждым годом все дальше и дальше и дальше уходим мы от страшного военного времени. Выросло поколение людей, для которых война – это рассказы и воспоминания ветеранов о ней. Кусочек подлинной истории, каким является школьный военно- патриотический раздел музея – это такая редкая вещь, что им надо дорожить. Встречи с ветеранами, письма, фотографии, магнитофонные записи. За фамилией — фамилия, за судьбой — судьба. Из всего этого, как из сотен кирпичиков, создавался наш музей. Мы гордимся тем, что у нас есть возможность прикоснуться к прошлому, ведь школьный музей является носителем исторической памяти и духовной жизни народа.
Надо, чтобы ребята понимали: патриотизм начинается с любви к своей семье, своей малой Родине. Важно, чтобы они хранили память о прошлом, связанном с защитой Родины в суровые годы лихолетья. В музее уже хранятся воспоминания старожилов, 26 записей собраны ребятами. Все меньше остается свидетелей и участников тех трагических и героических лет. Нужно постараться успеть передать эстафету мужества, стойкости и героизма русского народа. И делать это нужно, прежде всего, на примере родного края, деревни, города.
Многие учащиеся на протяжении многих лет занимаются научно-исследовательской и поисковой работой. Ребята профильного класса с учителем собирали материалы о поэтах-фронтовиках, о блокадном Ленинграде. Учащиеся разучивали стихи, делали презентации, и на фоне документальной хроники военных лет под музыку звучали стихи на военную тему.
Нумизматика
В нашем школьном музее имеется коллекция монет и бумажных денег. Монеты являются важнейшим, а иногда единственным источником по истории экономики, товарно-денежных отношений и торговых связей. Монеты, найденные при археологических раскопках в культурном слое поселения или в могилах, – прекрасный датирующий материал. В Луговском школьном музее на одной из экспозиции хранятся монеты 18 и 19 века. Одна из самых ценных и уникальных экспонатов школьного музея – это сибирская монета 18 века. Эта монета отчеканена в Екатеринбурге, о чем свидетельствуют буквы Е.М. (Екатеринбургский монетный двор) помещенные на аверсе.
История денег не прошлое, она творится и сегодня, на наших глазах. Сегодня не только у нас в России, но и в других странах появляются новые деньги, которых еще не было вчера. Значит, и нумизматика будет развиваться дальше.
Банк данных о выпускниках МОУ СОШ п.Луговской
В школьном музее на протяжении многих лет собирается и систематизируется материал о выпускниках нашей школы. В музее имеется многочисленное количество альбомов под общим заглавием «Эстафета поколении», где собраны по годам, вехам и буквально по крупицам богатая информация: фотографии и воспоминания выпускников школы за всю 80-летнюю историю. Еще в нескольких альбомах – история комсомольской организации и пионерской. Раньше активная жизненная позиция учащихся формировалась именно через эти организации.
Активом музея оформлен стенд «Росли мы пионерами», создана витрина-экспозиция «Школьные годы чудесные». Здесь имеется пионерский галстук, значки октябренка и комсомольца, барабан и горн, пионерский вымпел, а гордостью музея является знамя пионерской организации им. Н.А.Островского.
Каждый год в феврале проходит ежегодная встреча выпускников, и в это время бывшие ученики много рассказывают ребятам школьного актива о школе прошлых лет. В музее сохранилась деревянная школьная парта, за которой все взрослые хотят посидеть и, конечно, сфотографироваться. А еще в школьном музее имеются старенькие чернильницы и деревянная ручка с пером.
В последние годы музей школы стал центром краеведческой и поисковой работы. И создание такого музея – это труд всего коллектива: учеников и педагогов. И экспозиции в школьном музее устраивают так, чтобы дети буквально загорались желанием «увидеть, услышать, пощупать, попробовать», а потом и что-нибудь сделать своими руками. Пусть школьные витрины нашего музея не отличаются особенной красотой, а привлекают внимание многообразием экспозиционного материала.
В основе любой краеведческой работы лежит поиск, глубокий интерес к прошлому. Каждый старый пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием.
Таким образом, краеведческое образование, безусловно, одно из инновационных направлений работы МБОУ ХМР СОШ п.Луговской.
В школьном музее собрана большая коллекция кассет, фильмов на военную тему, имеются грамзаписи. В видеоархивах музея есть встречи с известными людьми, военнослужащими, жителями блокадного Ленинграда, участниками ВДНХ и другими интересными людьми. За последние годы собраны и обобщены интересные материалы по истории малой Родины. Оформлены альбомы памяти, письма земляков, видеозаписи проводов будущих солдат в армию. В школьном музее имеются видеоматериалы об участниках боевых событии в Афганистане и Чечне. Именно музей должен прививать и развивать интерес учеников к родному краю, уважения к старшему поколению, понять в осмысление таких понятий как Родина, подвиг, патриот, гражданин.
Смело можно сказать, что школьный музей – это светлый причал благодарной памяти, первая верная страница в летописи родного края. Не с посещения ли его в душе каждого ребенка начинает теплиться и разгораться огонек любви к своей Родине. Я, считаю, что музей- это место, где далекое прошлое встречается с настоящим. И эта встреча очень важна.