Старинные рода хантыйских деревень Шеркальского сельского совета

Н.В. Крюкова

…К сожалению, редко в каких семьях сохраняется память о предках; зачастую люди не помнят года рождения даже своих родителей, не говоря о дедах и прадедах. До сих пор никто в Октябрьском районе не знает, кто же потомки князя Алача, в средневековье правившего Кодским остяцким княжеством. Предполагается, что это род, представители которого носят фамилию Алычевы. Но сами Алычевы, похоже, не хотят быть “княжеского роду” и интереса не проявляют.

Каждый год Шеркальский музей дает 2-3 консультации по родословным хантыйских семей учащимся и их родителям, так как генеалогические древа успешно “составляются” в музее. Начала эту работу в 1990 году Журавкова Мария Андреевна, тогдашний директор музея.

Сегодня вашему вниманию я хочу предложить некоторые сведения о хантыйских семьях, до 1961 года населявших деревни Лохтоткурт, Овыскурт, Халапанты, Сооткурты Шеркальского сельского совета.

Одним из легендарных представителей этого рода можно назвать Кирилла Илларионовича Маремьянина 1907 г.р. Ученый Вольфганг Штейниц, который в 1935 г. был в экспедиции в д.Лохтоткурт и непосредственно общался с Кириллом, охарактеризовал его как носителя народной мудрости, сказителя, прекрасно владеющего поэтическим хантыйским словом. Отец его, как и все жители хантыйских деревень, занимался рыбной ловлей и охотой. В семье было 19 детей — 10 сыновей и 9 дочерей, но дети рано умирали. Кирилл с 9 лет нанимался в работники к купцам. Позднее был комсомольцем, коммунистом, учился в Ленинграде, в Институте народов Севера. Штейниц сумел записать много текстов песен, исполненных Кириллом Маремьяниным, в том числе популярную сегодня песню “Петусь, Петусь, кумие”.

Другая ветвь Маремьяниных пошла от Константина, все его дети родились в Лохтоткурте. Один из его сыновей — Иван — имел трех сыновей и дочь. Ксенофонт Иванович, 1924 г.р., после женитьбы уехал в Полноват, где занимался самой мирной профессией — работал бухгалтером в колхозе им. Фрунзе. Был призван на фронт, и после тяжелого ранения в 1944 г. командир стрелкового отделения вернулся домой.

Его двоюродный брат, Изот Васильевич 1907 г.р. уроженец д.Сооткурт, был призван в Красную Армию в 1938 г., воевал в Прибалтике, участвовал в освобождении Риги, Пскова, где и погиб. Захоронен в д.Ершово Псковской области в братской могиле. У него осталась только одна дочь. Сейчас внуки и правнуки солдата живут в Шеркалах.

В единственном письме с фронта Изот Васильевич пишет: “Многоуважаемый брат Алеша, у меня к тебе просьба: помоги моей семье…” Его брат, Тебетев Алексей Михайлович, тоже вскоре уходит на фронт, но после войны долго и упорно ищет следы пропавшего без вести брата, чтобы выхлопотать пенсию его дочери. Алексей Михайлович, 1905 г.р., прожил интересную жизнь. В 1934 г. Алексею Михайловичу Шеркальским сельским советом была выдана справка в том, что его “социальное положение — бедняк, туземец ханты, профессия — рыбак, охотник, член туземного комитета от Лохтоткуртского колхоза им. Сталина”. Закончил он всего 3 класса начальной школы, что не помешало ему стать в 1934 г. председателем Шеркальского сельского совета. Он был аккуратен, практичен, мастеровит и удивительно работоспособен. Участник Великой Отечественной войны, свой боевой путь прошел достойно и часто ездил на встречи с однополчанами.

Сын Алексея Михайловича, Митрофан, родился в Лохтоткурте в 1924 году. Отец дал ему хорошее образование: Митрофан окончил медицинское училище и 8 лет отдал фельдшерской работе. Но призвание нашел в творчестве. Сегодня это известный в округе самобытный художник, или, как он себя называет, “живописец народа ханты”.

Если говорить о Тебетевых, нельзя не вспомнить о Тебетеве Леониде Степановиче 1922 г.р. Он был участником Великой Отечественной войны, старейший работник культуры Октябрьского района. Обладая хорошим голосом, безупречным музыкальным слухом и пластикой, Леонид Степанович всегда участвовал в концертах художественной самодеятельности, показывал свое танцевальное искусство не только на окружной сцене. В 1980 г. наряду с другими работниками культуры представлял в Москве на ВДНХ малочисленные народы Севера. Его наигрыши на национальном музыкальном инструменте нарсъюх записаны на пластинку. Кстати сказать, его отец, Степан Тебетев, 1895 г.р., был замечательным информантом и даже сочинил прекрасную сказку о двух “крылатых богатырях” Штейнице и Никольском, “прилетевших” в сибирские края за сказками и песнями.

Еще один представитель семьи Тебетевых — Дмитрий Павлович – родился в Шеркалах в 1905 г. В 30-е годы был сотрудником Казымской культбазы, участвовал в создании музея в Казыме. В 1937 г. передал большую этнографическую коллекцию в окружной музей. Погиб на фронте в 1942 г.

В Лохтоткурте самым большим родом были Ангашуповы. Они жили рядом и дружно. Более известно о семье Ангашупова Прокопия Гавриловича, 1850 г.р. Детей у него было только трое: два сына (Александр и Семен) и дочь Наталья. Они создали большие семьи. Семен в силу обстоятельств женился дважды и от двух браков имел 14 детей, которые воспитывались при отце. Три сына Семена Прокопьевича погибли на фронте, один вернулся. Дети старшего сына оказались одногодками с младшими детьми отца.

Детей в семье воспитывали строго, в постоянном труде, в уважении к старшим. Семен Прокопьевич, сам неграмотный, требовал, чтобы дети продолжали учебу и получали новые для Севера профессии. В результате в семье было много бухгалтеров, учителей, некоторые стали отличниками народного просвещения. Казакова Августа Павловна ныне проживает в п.Карымкары, она заслуженный учитель РСФСР.

Ангашупов Михаил Александрович стоял у истоков становления потребительской кооперации в Октябрьском районе, за добросовестный труд имел знак “Отличник советской торговли”.

Имя Ангашупова Андрея Александровича известно многим. Он один из первых понял, что его народ теряет свою самобытную культуру, очень хотел, чтобы те красивые танцы, хорошие песни и необыкновенные праздники, которые он видел в детстве, еще долго бытовали, радуя людей. На нарсъюхе он учился играть у лучшего мастера — лохтоткуртца Китурова Матвея, танцы, песни возрождал на сцене маленьких сельских клубов с помощью своих земляков. За особый вклад в развитие культуры малочисленных народов Севера Ангашупов Андрей Александрович в 1971 году удостоен звания заслуженный работник культуры РСФСР.

В семье Александра Прокопьевича было больше творческих людей и педагогов, в семье их единственной сестры Натальи Прокопьевны – больше продавцов и бухгалтеров, у Семена Прокопьевича всех поровну, в том числе — рыбаки и охотники.

Рядом с Ангашуповыми в Лохтоткурте бок о бок жили Киприяновы. В их роду были все знатные рыбаки, им всегда доверяли управлять бригадами. Но особенно известен “рыбацкий генерал” Киприянов Андрей Кириллович, 1926 г.р., знаменитый рыбак, бригадир рыболовецких бригад Лохтоткуртского колхоза им.Сталина, а затем Шеркальского укрупненного колхоза “Путь Ленина”. В 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение государственных планов Кирилл Андреевич был награжден орденом “Знак почета”. Избирался делегатом на 2-й съезд Потребительской кооперации РСФСР.

В большой семье Кирилла Андреевича было много детей, и одного из сыновей он назвал Андреем в честь деда. Сын оправдал надежды и чаяния своего отца. Андрей Кириллович Киприянов, как и отец, руководит людьми, и уже 17 лет бессменно является главой Октябрьского района.

В д.Халапанты большинство жителей — Алексеевы. Достаток у семей был разный, но в основном жили неплохо, не бедствовали. Семьи были большие. Например, у Алексеева Гаврилы Васильевича, 1870 г.р., было 10 детей, и только два сына, остальные — девочки. У брата его, Ивана Васильевича, 1873 г.р., наоборот: только одна дочь, остальные — сыновья.

Репрессии коснулись и Алексеевых: в 1934 г. Иван Васильевич был осужден на два года с лишением прав за то, что его социальное происхождение было “крестьянин-середняк”. Есть печальный документ: заявление Ивана Васильевича, написанное в 1947 г., с просьбой выдать его семье хлебные карточки, т.к. в семье нет трудоспособных. Ему самому 74 года, жене — 66, сестре-инвалиду — 45, дочери — 13 лет. Вместе с ним живут двое престарелых родственников 80-ти лет и девочка 12 лет. Сначала сельский совет дал разрешение выдать карточки инвалиду и учащимся, но потом написал “отказать”, несмотря на то, что все сыновья Ивана Васильевича встали, как один, на защиту Родины, когда началась Великая Отечественная война.

Под раскулачивание в 1936-1937 гг. попали семьи Юдиных: Максима Алексеевича, Захара Романовича и Михаила Романовича. Сначала родовой деревней Юдиных была д.Овыскурт, потом её ликвидировали, и Юдины стали жить в основном в Лохтоткурте.

Юдин Максим Алексеевич запомнился не только тем, что он был долгожителем (прожил 105 лет), но и многочисленным потомством. Одна из его дочерей, Ксения Максимовна 1931 г.р., имела медаль материнства. Её трудовая деятельность началась с 15 лет на рыбодобыче. Почти сразу за трудолюбие и смекалку Ксению Максимовну избрали звеньевой в женской бригаде, за открытый и неунывающий характер — комсомольским вожаком. В 1954 г. она была делегатом 12 съезда ВЛКСМ в Москве. Добросовестный труд был отмечен тридцатью почетными грамотами и медалью “За доблестный труд”.

Внучка Максима Алексеевича, Галина Михайловна Егорова, нашла свое призвание в сфере здравоохранения. В 1998 г. Галина Михайловна разработала проект целевой программы “Здоровье малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа на 1998-2000 гг.”

Потомки Юдина Романа Захаровича почти все проживают в Шеркалах. Его правнучка, Трибус Галина Ивановна, получила педагогическое образование и более 25 лет работала заведующей национальным интернатом. Среди Юдиных есть врачи, у многих проявилась склонность к изобразительному искусству.

Китуровы проживали в д.Лохтоткурт. Глава семьи, Китуров Матвей Петрович, родился в 1884 г., занимался традиционным хозяйством. Отличался своим влечением к музыке. Он сам изготовил нарсьюх, играл на этом инструменте, знал много песен и мелодий, его приглашали на праздники во все ближние деревни. Штейниц так описывал музыканта: “Очень тихий и скромный человек, но когда он начинает петь, все сюжеты его песен отражаются на его лице: то оно веселое, то грустное. И он уже никого не замечает вокруг”. Сын его, Александр Матвеевич, научился у отца искусству игры на нарсъюхе, но сам не сумел никому его передать, поэтому, когда не стало Александра Матвеевича, инструмент принесли в Шеркальский музей, где он сейчас и находится.

Хороший голос и музыкальный слух унаследовала правнучка Матвея Петровича — Светлана Сергеевна Менделеева, 1971 г.р. Её способности в детском возрасте заметил и развил руководитель Шеркальского детского фольклорного ансамбля “Лесная сказка” Агеев Дмитрий Георгиевич. В настоящее время Светлана Сергеевна — директор районного Центра прикладного творчества и ремесел.

В каждой семье есть интересные и уважаемые люди, о многих можно рассказывать. Не все роды перечислены здесь: есть еще Куриковы, Пендыховы, Федуловы.

История семьи — история России. Так было всегда. Сегодня на этом надо воспитывать юное поколение, потому что тот, кто чтит память предков, всегда духовно богаче, чище сердцем и добрее душой. Какими мы воспитаем своих детей, таким будет наше будущее.

с. Шеркалы (Октябрьский район)

2008

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика