Остяко-Вогульск в звуке. Как в 12 лет добывать медведей, а в 105 лет — идти на выборы

1938 год. В Корее основана компания Samsung, в Саудовской Аравии обнаружена нефть, в Германии прошли массовые погромы, которые вошли в историю как «Хрустальная ночь», японские войска напали на советских пограничников у озера Хасан, на полуострове Ямал зафиксировано необъяснимое наступление темноты днём, Л.П. Берия занял должность наркома внутренних дел СССР, во время допроса умер маршал Советского Союза Блюхер. А что в это время происходило у нас, в Остяко-Вогульском национальном округе?

Трудящиеся по-прежнему изо всех сил приветствовали работу жуткой репрессивной мясорубки, бесстрастно и безостановочно перемалывавшей судьбы тысяч людей. Вот, например, что постановили на своем собрании 56 медицинских работников поселка Остяко-Вогульск:

«Заслушав сообщение о гнусном предательстве врагов народа Бухарина, Рыкова, Ягоды, Плетнева, Левина, единодушно выражаем свое негодование и презрение к подлым предателям. С чувством негодования мы презираем группу врачей и профессора, использовавших свое положение, звание врача, доверие партии и рабочего класса в гнусно-предательских целях, результатом чего последовала преждевременна и смерть дорогих нам товарищей: Горького, Куйбышева и Менжинского. Мы восхищаемся героической работой органов НКВД во главе со сталинским наркомом т. Ежовым — зорким часовым, охраняющим мирный труд трудящихся. Чтобы выкорчевать до конца остатки агентуры фашизма, пресечь их попытки вредительства мы, медицинские работники, усилим революционную бдительность; будем своевременно помогать органам НКВД в выявлении врагов рабочего класса. Мы требуем смерти предателям рабочего класса».

Вот так представители самой мирной и гуманной профессии — врачей — горячо одобряли убийство людей, многие из которых не были виноваты абсолютно ни в чем. Проявлять людоедские наклонности обязывали не только рабочих и служащих, но даже детей. Приведу текст гневного письма учеников Черемуховской школы Семенова, Соколова и Девятковой:

«Бухарин, Рыков, Ягода и другие бандиты пытались продать нашу родину капиталистам. Они хотели отнять у нас радостную, счастливую жизнь. Не бывать этому. Вместе с нашими отцами, матерями и братьями, мы заявляем: «Долой гадов с советской земли! Смерть изменникам родины!».

Ирония судьбы заключается в том, что значительную часть населения самого поселка Черемхово на тот момент составляли спецпереселенцы из числа раскулаченных…

Наличие партбилета не являлось гарантией того, что репрессии не коснутся его обладателя. Полным ходом шла чистка рядов ВКП(б), изгнать из рядов которой могли за малейшую — чаще всего надуманную — провинность:

«Остяко-Вогульским бюро окружкома исключены из ВКП(Б): Липатников и Стариков — за связь с чуждыми, классово-враждебными элементами, Борщев, Грищенко и Трифанов — за притупление большевистской бдительности, Притыко — за скрытие от парторганизации подлинного социального происхождения, Пакин — как выходец из княжеско-шаманской среды и скрытия от парторганизации своего подлинного социального происхождения».

Иными словами, партия изгоняла людей всего лишь за то, что они дружили, работали, пили водку не с теми людьми, с кем надлежало  дружить, работать и пить водку. А некоторым не повезло родиться в роду аборигенов, который когда-то по какому-то недоразумению носил название «княжеского»…

Надо отметить, что демонстрация пылкой и беззаветной любви советских людей к идеалам социализма не была лицемерной, большинство граждан искренне верили в светлое будущее и в безгрешность коммунистической партии. В значительной степени это являлось следствием успешной идеологической — в том числе антирелигиозной — работы. Этой теме окружная газета посвящала очень много внимания:

«Заведующий Болчаровской избой-читальней комсомолец Рубкалев развернул антирелигиозную работу. При избе-читальне организованы 2 ячейки союза воинствующих безбожников».

«В антипасхальные дни в Остяко-Вогульске состоялись антирелигиозные вечера молодежи. 23 апреля состоялся вечер в перековском клубе, 24 апреля в Доме народов севера, где были сделаны доклады «Об антирелигиозной работе». Лекции на эту тему были прочтены на собрании молодежи колхозной школы и кооперации, а также в совпартшколе».

«Местное радиовещание пос. Остяко-Вогульск приступило к передаче научно-популярных бесед на антирелигиозные темы. В апреле-мае будут даны следующие беседы: Что такое небо, солнце и звезды. Как попы преследовали науку о небе. На чём земля держится».

Пройдет чуть больше полувека, и в эфире окружного радио зазвучат совершенно иные передачи, в которых речь пойдет о вере, духовности и Господе Боге. А тогда, в далекие тридцатые, все жители Советского Союза клали поклоны перед кремлевским капищем. И в этот процесс были вовлечены все, от мала до велика:

«12 декабря хантэ из деревни Нюркоя, Кондинского района, стопятилетняя Сургучева посетила избирательный участок №269 и приняла участие в Выборах Верховного Совета СССР».

Трудно сказать, насколько этот героический пример проявления гражданского долга был добровольным и осознанным. Почему-то кажется, что в 105 лет человеку должны быть глубоко безразличны суетные дела подобного рода. Впрочем, «ведь были ж люди в наше время, не то что нынешнее племя…». Хотите очередной пример?

«В августе этого года двенадцатилетний мальчик Молоков во время охоты за утками, в 5 километрах от села Нахрачей, встретил медведя. Медведь шел по направлению к месту, где паслось стадо рогатого скота. Юный охотник не испугался хищника. Зарядив ружье пулей, он выстрелил. Первой же пулей медведь был убит».

А теперь посмотрите на сегодняшних 12-летних пацанов, которые разбираются только в «звездах» Тик-Тока и охотятся исключительно за чипсами, шоколадками и «колой». Кто из них способен так же спокойно и деловито отправляться на охоту за утками, а между делом одной пулей завалить медведя? Вот именно…

Раз уж мы заговорили об охоте, приведу еще одну цитату:

«В 1938 году в водоемах нашего округа будут выпущены для колхозов 1 200 ондатр, от которых в будущем году предполагается приплод не менее 10 тысяч детенышей».

Между прочим, ондатра — один из немногих успешных примеров акклиматизации диких животных. Изначально она водилась лишь на территории Северной Америки, в 1905 году несколько пар привезли в Европу, в 20-х годах — в Россию. А знаете, какова ее численность в нашем округе составляла в 2015 году? 938 тысяч — почти миллион! — особей. Этот грызун успешно адаптировался в наших краях и заселил буквально все речки, озера и болота Югры. Вот только больше на них уже никто не охотится — модные в 70-е годы ондатровые шапки сейчас никому не нужны.

Зато сегодня практически исчез один из символов Югры — дикий северный олень. По данным учета, сейчас на территории округа его нет от слова «вообще», а ведь недавно ситуация складывалась иначе:

«В начале февраля в верховьях речки Востыхой, Самаровского района, начал наблюдаться массовый выход диких оленей. Стада оленей доходят численностью до 500 голов. Переход диких оленей на север наблюдается ежегодно, но такого массового выхода не было заметно в течение 30 лет. Объяснить его можно тем, что ввиду запрета охоты на оленя за последние годы стада увеличились в десятки раз».

Особой надобности в том, чтобы тратить время и силы на добычу дикого зверя на мясо наши прадеды не видели по одной простой причине — у них было достаточно домашних животных:

«Рабочие и служащие Самарова имеют в личном пользовании около 700 дойных коров. Стадо пасется за горной протокой. Дорога к пастбищу не благоустроена. Стадо перегоняется через топкое болото. Из-за этого каждый день 10—15 коров вязнут в грязи, многие из них после этого заболевают и абортируют. В стаде нет производителя, о покупке его также никто не беспокоится».

Можете себе представить — 700 дойных коров на частных подворьях одного-единственного села, без учета поголовья колхоза имени Чкалова, опорного пункта НИИ полярного земледелия и животноводства, а также всех подсобных хозяйств Остяко-Вогульска? Да, дорогие мои, мычание коров тогда раздавалось куда чаще, чем сегодня трели мобильных телефонов. Одна беда мучила наших земляков — отсутствие в стаде производителя…

Постепенно вырисовывался облик юного окружного центра, среди дремучей тайги поднимались жилые, административные и производственные здания, пролегали улицы, намечались контуры того, что позже назовут общественным пространством:

«К 26 июня будет закончено строительство летнего театра и сада «Динамо» у пос. Перековка. Оборудование здания идет успешно. Осталось только настлать пол и вставить рамы. В лесу, вдоль берега пруда, сделана аллея длиной 450 метров и шириной 2 метра».

В газете традиционно подвергалась критике работа предприятий ЖКХ, положа руку на сердце — вполне обоснованно:

«Кто в остяко-вогульской бане не бывал, тот как говорится, и горя не видал. Раздеваясь, здесь надышишься в предбаннике гнилым воздухом, нальешь в таз горячей воды, а холодной оказывается совсем нет. Мойся, как хочешь. А иногда приходится мыться только холодной водой, т.к. паровые котлы давно требуют ремонта и кипяток дают с перебоями. Под полом мужского и женского отделений бани устроены колодцы для отработанной воды. От них несет помойкой, потому что их давным-давно не чистили».

Трудно поверить, но кейтеринг — это отнюдь не изобретение нового времени, оказывается, и 80 лет назад услугами подобного рода пользовались наши прабабушки:

«Остяко-Вогульское горпо к 1 мая увеличивает ассортимент колбасных изделие до 10 сортов, кондитерских изделий на 13 сортов, в число которых входят бисквиты, пирожное, торты. На базарной площади с 20 апреля начал работу вновь открытый ларек. Во время первомайской демонстрации будут работать 3 стационарных ларька, 6 магазинов, 3 разносчика с лотками. Демонстрацию будет сопровождать ларек-повозка. Налаживается бесперебойная доставка товаров в магазины, для чего увеличивается количество подвод. В магазинах организуются также столы заказов для доставки товаров на дом».

Да-да, единственная разница в том, что в 1938 году курьеры, прости, господи, «Сбермаркета» везли еду не на авто или велосипедах, а на телегах…

Жители — а особенно жительницы — Остяко-Вогульска стали чаще обращать внимание на свой внешний вид:

«Сильно увеличивается спрос на парфюмерные товары и туалетное мыло. По заявкам областная контора главпарфюмерии отгружает для Остяко-Вогульского, Ямало-Ненецкого округов и факторий управления главсевморпути парфюмерных товаров и туалетного мыла на 600 тысяч рублей».

И у них появилось куда больше возможностей побаловать себя сладеньким, причем, своего, местного производства:

«С каждым годом в Самарово увеличивается выпуск кондитерских изделий. Одна артель «Красный Север» за 1937 год отправила на местный рынок 5 тысяч центнеров кренделя, тысячу центнеров булочных изделий, 282 центнера пряников и тортов, и 33 тысячи литров прохладительных напитков. В 1938 году артель «Красный Север» выпуск кондитерских изделий предполагает увеличить в 1,5 раза».

Забегая вперед, отмечу, что даже в 70-80-е годы в Ханты-Мансийске производили неплохое «Жигулевское» пиво, замечательные лимонады, термоядерный бутылочный квас. На рубеже веков варили пиво «Князь Самар» и разливали вкуснейшую «Ханты-Мансийскую» минеральную воду. Увы, сейчас мы вынуждены обходиться привозными дрянными суррогатами…

Но вернемся в 1938 год. Торговые предприятия вполне успешно удовлетворяли не только материальные, но и духовные потребности населения:

«За последние годы значительно вырос спрос трудящихся округа на музыкальные инструменты. Только за последние 7 месяцев Остяко-Вогульский универмаг продал 2 пианино, 10 гармоний, 30 гитар, 50 мандолин, 80 балалаек, 55 патефонов и 4 тысячи патефонных пластинок. За последние 3 месяца магазинами системы Самаровского райпотребоюза продано трудящимся 50 патефонов, 3 тысячи патефонных пластинок и 65 альбомов с граммзаписью докладов товарищей Сталина и Молотова».

Эх, патефон-то у меня дома имеется, а вот пластинок с речами Иосифа Виссарионовича нет. Печалька…

Снабжение трудящихся нашего округа осуществлялось весьма успешно, лишним доказательством чему является заметка за подписью районного прокурора Ивлева:

«16 сентября в Самаровском клубе рыбников состоялся процесс над крупным спекулянтом Речеткиным. Речеткин избрал легкое и выгодное для себя ремесло. С 1929 года он непрерывно путешествовал по северу, закупал товары и вывозил их для спекуляции. За 9 лет своей гнусной деятельности, Речеткин принес немало вреда трудящимся округа. Он ежегодно на тысячи рублей увозил товаров, завезенных на север. Но спекулянт пойман с поличным. При обыске у него найдено около 4 тысяч рублей денег. Улики заставили спекулянта признаться. Самаровский районный суд приговорил Речеткина к 6 годам лишения свободы».

В те времена деятельность гражданина Речеткина называлась спекуляцией и каралась по всей строгости закона, а сегодня она именуется предпринимательством и является голубой мечтой всего молодого поколения…

Ну, вот и все на сегодня. Буду благодарен за обратную связь. Удачи!

Заседание заводского парткома, 1937, . Лукомский И.А.(1906-1954)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика