И.А. Иванов
Труд учащихся Ханты-Мансийской средней школы №1 в военные и послевоенные годы был постоянным и разнообразным: самообслуживание, сбор макулатуры, металлолома, уход за посевами на пришкольном участке, работа в кружках и тимуровских командах… Но кроме этого временами появлялась необходимость и в более трудоемких делах.
Ежегодно школе требовалось 350-400 кубометров дров. Заготовлять их и подвозить к школе нередко приходилось учащимся.
Осенью 1944 г. школа начала учебный год, не имея топлива. Хозяйственные организации помочь нам не смогли. Наступил октябрь, стало холодно. Посоветовавшись со старшеклассниками и родителями, решили заготовить дрова своими силами. Выпал первый снег, и мы, учителя и учащиеся, с пилами и топорами пошли в лес за Перековку. Эти выходы мы устраивали по субботам после уроков и по воскресеньям. Так продолжалось почти всю зиму. Конечно, дрова были сырые, в школе было холодно. Чернила в чернильницах-непроливашках застывали, дети по 5-6 уроков сидели в классах в одежде и нередко в рукавицах. Но занятия шли и дети учились.
В первые послевоенные годы гортоп (организация, которая заготавливала дрова для учреждений города) не оставлял школу без внимания. Дрова в виде березовых, осиновых, сосновых кряжей в плотах нам доставляли по весеннему паводку к летнему саду и на этом забота о школе заканчивалась. Случалось, что находились рабочие, которые в летнее время разделывали кряжи на дрова-швырок и складывали в поленницы там же, за летним садом. Это было уже хорошо. Но часто плоты оставляли неразделанными до зимы. И тогда мы, учителя, вместе с учащимися по выходным дням пилили и раскалывали дрова.
В сильные зимние морозы, когда истопники протапливали печи по два раза в сутки и дров требовалось много, на помощь снова приходили ученики. После окончания занятий второй смены дежурный класс принимался за подноску дров со школьного дровяного склада. А в субботу дров надо было наносить в школу на два дня… Но ребята не унывали. С шуткой, наперегонки, они бегали от школы до склада и обратно, сбросив свои шубейки и пальто в коридоре школы, невзирая на мороз. Работа эта всегда выполнялась под руководством завуча.
Дровяной вопрос освещен был бы не полностью, если бы я не остановился еще на одном. Дети и учителя понимали, что труд этот необходим и, несмотря на все его тяготы, выполняли добросовестно. Дети приобретали навыки, проникались уважением к людям труда и получали хорошую физическую зарядку. Они росли физически крепкими, радостными и трудолюбивыми. Настоящими северянами-сибиряками!
Об авторе. Илья Алексеевич Иванов — выпускник Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) педагогического техникума 1339 года. В предвоенные и первый военный год был учителем в Ларьякском (ныне Нижневартовском) районе. С мая 1942 года по март 1943 г. — на фронте. После тяжелого ранения демобилизован и 20 лет преподавал в Ханты-Мансийске — в неполной средней школе пос. Перековка, средней школе №1 и педагогическом училище. Заслуженный учитель школы РСФСР.
В Ханты-Мансийске занимался изучением истории края, собирал материалы, о строительстве города, начальном этапе становления советской власти, возникновении комсомольских организаций, читал лекции на краеведческие темы. Публикуемый отрывок взят из рукописных воспоминаний И.А. Иванова «Ханты-Мансийская средняя школа №1 в 40-50-е годы».