В Ханты-Мансийске подобных преступлений ещё не было. 25 июля 2000 года в подъезде собственного дома застрелен прокурор округа Юрий Александрович Бедерин… Как, почему, зачем?
КАК УБИВАЮТ ПРОКУРОРОВ
В тот день около 19 часов один из местных жителей отправился выносить мусор. На обратном пути в подъезде, на лестничной площадке между вторым и третьим этажами, он увидел лежавшего в крови мужчину. Подъехавший по вызову наряд милиции к своему ужасу опознал в потерпевшем прокурора округа…
Обыватели были уверены — скоро расследование зайдёт в тупик. Как водится, исполнители уже на дне реки или в фундаменте очередной стройки, а организаторы — на Ибице или в Цюрихе. Поэтому как гром среди ясного неба прозвучала информация о задержании участников преступления. Не бывает такого в криминальной России, невозможно, это почти противоестественно — думали многие.
Следует отдать должное нашим правоохранительным органам, которые в кратчайшие сроки смогли раскрутить это дело.
И вот, как сказали бы ещё лет десять назад, справедливость восторжествовала — исполнители заказного убийства оказались за решёткой. Как они были установлены и задержаны — это отдельная, вполне детективная, история, которую мы ещё узнаем. По крайней мере, это обещал начальник окружного УВД Сергей Шмитков на встрече с журналистами.
Суд над обвиняемыми продолжался три недели.
УБИЙСТВО ЗАКАЗЫВАЛИ?
Оговорюсь сразу: вина предполагаемого заказчика убийства судом не доказана, так как он находится в розыске. Поэтому этот эпизод уголовного дела может быть принят лишь в качестве одной из версий произошедшего, явствующий из решения суда.
…Недолюбливал начальник контрольно-ревизионного управления Ханты-Мансийского округа Юрий Чекин Юрия Бедерина. Было за что — именно по инициативе прокурора округа было возобновлено уголовное дело против Чекина по обвинению в мошенничестве. Поначалу чиновник пытался воздействовать на “око государево” законными методами: слал жалобы в Генпрокуратуру, администрацию округа, губернатору. А когда убедился в тщетности своих усилий, обратился к старому дружку-приятелю Виктору Змановскому. Помоги, мол, жизни мне нет из-за этого Бедерина. И за “избавление” пообещал заплатить 50 тысяч. Долларов. Змановский стал искать исполнителей.
ЖИЛИ-БЫЛИ ДВА ГРОМИЛЫ ОГРОМАДНОЙ ЖУТКОЙ СИЛЫ…
Киллеры — так принято называть сейчас представителей этой профессии. Только есть в этом термине что-то благозвучное, импортное, нечто среднее между маклерами и хилерами. А они просто-напросто убийцы, душегубы, мокрушники…
Если организатор преступной группы Змановский уроженец нашего округа, то Рабадан Рабаданов и Александр Козин — уроженцы солнечного Каспийска. Будучи безработными “новой формации”, сиречь “частными предпринимателями”, Рабаданов и Козин страдали от недостатка денег, эта причина и вынудила их принять предложение Зманов-ского “убрать одного человечка”. По крайней мере, именно эту версию они выдвигали в ходе предварительного следствия. Просто у нас с этим. Если раньше на бутылку не хватало, так шпана сельмаги подламывала. Сейчас молодёжь без долгих раз-мышлений идёт на убийство…
Как только соглашение было достигнуто, троица развернула бурную деятельность. В Змановском проснулся настоящий организатор заказных убийств. А может быть, сейчас какие-то курсы проводятся при коммерческих вузах? “Менеджмент и организация несанкционированных устранений…”. Змановский нашёл машину, на которой предстояло “работать”, купил два сотовых телефона для oneративных переговоров, изучил маршруты движения жертвы и пути отхода.
А пистолет у них уже был, купленный Козиным ранее “газовик” ИЖ, переделанный под стрельбу боевыми патронами калибра 5,45 с самодельным глушителем. Стрелять вызвался Рабаданов. За это он должен был получить 25 тысяч долларов, остальное его сподвижники предполагали разделить пополам.
Убийство было назначено на 21 июля…
ФАЛЬШ-СТАРТ
В этот день Бедерин должен был возвращаться из командировки. В аэропорту Ханты-Мансийска его уже ждали — Козин и Змановский следили из автомашины. Убедившись, что жертва прилетела и направляется в город, позвонили сидящему в засаде Рабаданову.
Жизнь Юрия Александровича висела на волоске. Его автомобиль притормозил на ухабистом участке дороги, как раз рядом с высоким темноволосым молодым чело-веком, судорожно сжимавшим руку в кармане…
Но в тот раз Рабаданов не стал стрелять. Не то испугался свидетелей, не то просто сдали нервишки. Приятели-подельники съехались в укромном уголке. По словам Рабаданова и Козина, Змановский пригрозил им расправой в случае отказа от убийства. Поэтому попытку решили повторить через несколько дней.
«ВСТРЕЧАЙ ГОСТЕЙ…»
Вечером 25 июля “охотники” вновь обложили свою жертву. Рабаданов ждал условного звонка у дома, где жил Бедерин, его напарники караулили возле прокуратуры. Ждали…
Около семи часов вечера Бедерин вышел из здания и сел в служебную машину. И через секунды Рабаданов услышал в телефонной трубке: “Встречай гостей”. Убийца быстро зашёл в подъезд, поднялся по лестнице и затаился на площадке. Через несколько минут подъехал Бедерин. Услышав его шаги, Рабаданов стал спускаться навстречу. Мгновенно опознав свою жертву по виденным ранее фотографиям, он выхватил пистолет и три раза выстрелил прокурору в голову. С расстояния в полметра — практически в упор — промахнуться немыслимо. У Юрия Бедерина не оставалось шансов…
Парадоксально, но Козин и Рабаданов лишь на следующий день по телевизору узнали, кого убили. До этого момента жертва была для них безликой и абстрактной фигурой. Мишенью… Они даже попеняли Змановскому за такое “умолчание”. Вполне возможно, если бы они заранее знали о статусе “цели”, то испугались бы и отказались от заказа. Хотя вернее всего, просто подняли бы цену…
НЕДОЛГО МУЗЫКА ИГРАЛА, НЕДОЛГО ФРАЕР ТАНЦЕВАЛ…
Через несколько дней убийцы поехали в Курган — к матери Юрия Чекина — за “получкой”. А уложив в карман обещанную сумму, Козин и Рабаданов преспокойно умотали в столицу — тратить денежку. Чего им бояться — свидетелей нет, пистолет выброшен в выгребную яму (он, кстати, так впоследствии и не был найден), валюта получена…
Им, действительно, повезло — нередко законы криминального мира предполагают более радикальные методы “расчёта” с “одноразовыми” убийцами.
Преступники шиковали: покупали новенькие авто, сотовые телефоны, дарили знакомым деньги…
ЛЕЖУ НА НАРАХ, КАК КОРОЛЬ НА ИМЕНИНАХ…
На суде Рабаданов и Козин отказались от дачи показаний, а Змановский открестился от ранее данных. Выбили, мол, “менты позорные” у нас признания, пытали, носы на немецкие пятаки рубили. Суду пришлось тщательно во всём разбираться, проводить почерковедческие, судебно-психиатрические и множество других экспертиз, исследовать время и даты телефонных переговоров подсудимых, и сотни других аспектов. Вывод оказался однозначным — никаких доказательств применения недозволенных методов воз-действия не обнаружено. Зато фактов, изобличающих преступников, оказалось предостаточно.
“Вина подсудимых доказывается полностью” — такая фраза заметно огорошила людей в клетке. ОНИ ничуть не похожи на классических преступников, у НИХ нормальные, человеческие лица. Ламброзо отдыхает — душегубы ничуть не оправдывают его теорию, не носят на себе печать преступных наклонностей. И вот поди ж ты…
Здоровые — психически и физически, неглупые, сильные мужики взялись за кровавое ремесло. Не в момент нервного срыва, не в алкогольном или наркотическом дурмане — старательно и рассудительно планировали они умышленное убийство другого человека. Впрочем, 50 тысяч “баксов” в наше дикое время — значительная сумма. Вполне достаточное основание для совершения любого преступления. Какие тут могут быть душевные терзания а-ля Раскольников? Заработал — получи…
А МЫ ПОШЛИ ЗА ТАК НА ЧЕТВЕРТАК…
Почти полтора часа длилось оглашение приговора. Весь зал стоял и слушал. Слушали и подсудимые, каждый по-своему. Внимательно, не отрывая взгляда, внимал судье Змановский. Козин почему-то предпочитал глядеть вверх, сквозь прутья решётки. Глаза Рабаданова постоянно перебегали по залу, останавливаясь то на своих родственниках, то на судье. Но все они, не сговариваясь, избегали смотреть друг на друга…
Суд учёл всё — “совершение убийства с прямым умыслом”, “предвидя и желая смерти”, “устойчивую группу”, наличие малолетних детей, находящихся на иждивении. Приговор несколько удивил людей, знакомых с системой правосудия. Не так уж часто суд назначает именно тот срок наказания, который требует государственный обвинитель. В этом случае именно так и случилось.
Виктор Васильевич Змановский осуждён на 18 лет лишения свободы с отбыванием наказания в НТК строгого режима. Его сотоварищи Рабадан Умарович Рабаданов и Александр Сергеевич Козин получили 14 и 13 лет соответственно.
Справедливость восторжествовала? Да, непосредственные исполнители преступления задержаны и осуждены, но до сих пор в федеральном розыске находится предполагаемый заказчик убийства — Юрий Чекин.
Погиб Юрий Александрович Бедерин — прокурор, человек, отец и муж. Никакие сроки лишения свободы убийцам не вернут его к жизни, не оправдают преступления и даже не принесут удовлетворения его близким. А для некоторых молодых людей 50 тысяч долларов остаются той границей, за которой уже не актуальны человеческие законы и божеские заповеди.
2001
Послесловие. Убийство Бедерина в июле 2000 года на протяжении почти двух десятков лет остается в числе самых громких и загадочных преступлений в новейшей истории России. Исполнители уже «отмотали» свой срок и вышли на свободу, а заказчик (по версии следствия) до сих пор находится в федеральном розыске и продолжает утверждать, что к преступлению непричастен.
5 комментариев “Аргумент для прокурора. Калибра 5,45…”
В наше время,время высоких технологий и не найти заказчика? Очень сомнительно! Значит кому то очень не выгодно его найти!
Во всей этой мутной истории, понятно одно — Чекин — не виноват.
И зачем Вы это враньё публикуете? Прокуратура при Бедерине коррумпирована была, а Чекин стоял в *правовом* поле. Бедерину это и не нравилось. Не успели снять Бедерина, хотя, всё к этому шло.
Чекину респект и уважуха!
Зачем надо было публиковать?